У Иогеля были самые веселые балы в Москве… танцевали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. – Иогель – известный танцмейстер в Москве. О нем часто упоминает С. П. Жихарев в своих «Записках современника». Экосез, англез (см. коммент. к с. 87–88, т. 4 наст. изд.) – салонные бальные танцы. Мазурка – польский национальный танец, в XIX в. получила широкое распространение в европейских странах в качестве бального танца.
…принимал билетики за уроки… – Билетиками отмечались проведенные учителем уроки; расчет производился позднее. Ср. в «Горе от ума» А. С. Грибоедова: «Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему. И танцам! и пенью!..» См. также «Отрочество» Толстого, гл. XI.
Валет на пе… – Распространенный картежный термин, удвоенная ставка в карточной игре. Ср. в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского: «На пе, на пе», – удваивал ставки Митя, и что ни ставил на пе, – все убивалось» («Братья Карамазовы», ч. 3, кн. 8, гл. VII). В «Пиковой даме» А. С. Пушкина то же выражение использует Томский в рассказе о счастливом выигрыше Чаплицкого («Пиковая дама», гл. I).
…у клавикорд… – Клавикорд (от лат. clavis – ключ и греч. chorde – струна) – старинный клавишно‑струнный инструмент XV–XVIII вв., предшественник фортепиано.
Barcarolla – баркарола (от итал. barca – лодка), песнь лодочника, гребца. Позднее название перешло на музыкальные пьесы для инструмента или голоса.
…баба с торжковским шитьем… – Так называемое торжокское золотое шитье – народный промысел, возникший в в Торжке (с XIII в.). Вышивали золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь, рукавицы и проч.), бархату, сукну и другим материалам.
…Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил… – См. коммент. к с. 34.
…козловые туфли… – Тоже вид кустарного промысла в Торжке; легкая обувь из мягкой и тонкой сафьянной кожи, выделывавшейся обычно из козьих шкур.
…романа в письмах m‑me Suza… какой‑то Amélie de Mansfeld. – Французская писательница А. Суза (1761–1836) была очень популярна в России в 1800‑х гг. Имя ее часто используется Толстым в черновиках как характерная примета времени, передающая «прелесть прошедшего» (т. 13, с. 75, 76–77), с ее произведениями знакомы князь Андрей и Пьер Безухов (там же, с. 231, 590). Упоминание романа «Амалия Мансфельд» Толстой встретил в одном из писем М. А. Волковой к В. И. Ланской (см. коммент. к с. 114, т. 4.). «Кн. Оболенская из Газетного переулка, – писала Волкова, – заболела от чтения «Амалии Мансфильд» («Вестник Европы», 1874, № 8, с. 646). Но это роман не Сузы, а госпожи Коттен, переведенный в 1810 г., второе изд. в 1817 г. (А. Кирпичников. Московское общество в изображении Грибоедова и графа Л. Толстого. – «Исторический вестник», 1895, № 6, с. 747).
…знак масонства… – Масонство, или франкмасонство (от франц. franc maçon – вольный каменщик) – религиозно‑этическое течение, возникшее в начале XVIII в. в Англии и затем распространившееся в других странах. Свое название и многие организационные формы оно заимствовало из средневековых цеховых объединений каменщиков (отсюда название «вольные каменщики»). Эти средневековые товарищества подчинялись общему уставу, строго оберегали свои профессиональные тайны, сообща хранили свои инструменты в специальных помещениях (ложах), служивших также им местом сборов, и т. п. Масонские ложи объединяли преимущественно людей, принадлежавших к привилегированной верхушке общества; внешней обрядности, мистике, символике масоны уделяли много внимания. Многие подробности этих обрядов описываются в последующих главах. В начале 800‑х гг. масонские ложи были широко распространены в России и нередко привлекали к себе дворянскую молодежь, мечтавшую о политической свободе. Некоторые декабристы вышли из масонских лож. Толстой, внимательно знакомившийся в период работы над «Войной и миром» с деятельностью масонов (см. коммент. к с. 79), еще ранее в незавершенном романе «Декабристы» (1860), обращался к этой теме, создавая образ Пьера Лабазова.
Привели сдаточных… – В старину путешествия совершались местами при помощи «вольных» (а не «почтовых», казенных) ямщиков, причем каждый такой ямщик сдавал пассажира другому на почтовых станциях. Существовало выражение «ехать на сдаточных», то есть на переменных лошадях, с передачей пассажира или груза от ямщика к ямщику (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 4. М., 1955, с. 166).
…графу Вилларскому. – Вымышленное имя. По предположению исследователей, прообразом его был граф Вильегорский (См.: Н. Н. Апостолов. Лев Толстой над страницами истории. Историко‑литературные наблюдения» М., 1928, с. 106).
…Баздеев был одним из известнейших масонов и мартинистов еще новиковского времени. – Прототипом И. А. Баздеева, наставника Пьера, исследователи называют О. А. Поздеева, которого московские масоны особенно чтили (Т. И. Полнер. «Война и мир» Л. Н. Толстого. – В кн.: «Война и мир». Сборник. М., 1912, с. 83). Мартинистами называли масонов, членов масонской ложи, последователей Мартинеса Паскалиса, основана в XVIII в. «Новиковского времени», то есть времени Н. И. Новикова (1744–1818), выдающегося русского просветителя, писателя‑сатирика, журналиста, книгоиздателя. Новиков был членом масонского ордена, отрицая, однако, мистические искания «братьев», нелепую обрядность масонства; он стремился использовать масонство для своих просветительских целей. В 1792 г. Новиков был заключен Екатериной II в Шлиссельбургскую крепость на пятнадцать лет (был освобожден в 1796 г. при Павле I).
…за чтением Фомы Кемпийского… – Фома Кемпийский (1380–1471) – средневековый мистик, автор ряда религиозных трактатов. Пьер, по‑видимому, читал его трактат «О подражании Христу», основная мысль которого – проповедь аскетизма и добродетельной жизни. Толстой ценил это сочинение, рекомендовал его для чтения (см. т. 64, с. 331; т. 75, с. 80), использовал в черновой редакции «Воскресения» (т. 33, с. 255). Трактат был издан в «Посреднике» (М., 1888).
…помещение ложи… – Имеется в виду масонская ложа – место тайных собраний членов общества. Все подробности обряда посвящения Пьера в масоны извлечены Толстым из масонских книг и рукописей, которые он прилежно изучал в ноябре 1866 г. в богатом книжном собрании Румянцевского музея и Москве. Свои впечатления он передал в письме к С. А. Толстой от 15 ноября 1866 г.: «После кофею пошел в Румянцевский музей и сидел там до 3‑х, читал масонские рукописи – очень интересные…» (т. 83, с. 129). Ср. письмо ей же от 16 ноября (т. 83, с. 129).
…итальянец‑аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны… – Прототипом аббата Морио был итальянский аббат Пьяттоли (Пиатоли), воспитатель князя А. А. Чарторыйского. В 1794 г. Пьяттоли был арестован в Австрии как проповедник опасных революционных идей, по затем освобожден и в 1800‑х годах приехал в Петербург и был принят в высшем свете (см. коммент. к с. 16, т. 4, наст. изд.).
…стараясь вникнуть в значение квадрата, изображавшего одной своей стороною бога, другою нравственное, третьем физическое и четвертою смешанное. – Здесь имеются в виду символы масонской мистики. В черновиках этот эпизод был отнесен к более ранним событиям (к первой встрече Пьера со стариком масоном, гл. II) и подробно объяснялся автором. Собеседник Пьера для большей наглядности даже рисует этот квадрат (в рукописи сохранилось графическое его изображение с обозначением номерами каждой из сторон): «Против первого он написал – бог, против второго – человек, против третьего – плоть, против четвертого – смешанное и, подумав над этим, подвинул бумагу к Pierr'y– Вот оно, масонство. Человек должен стремиться быть центром. Стороны этого квадрата заключают все…» (т. 13, с. 597). Несомненно, что эта подробность, как и многие другие, была заимствована писателем из подлинных масонских сочинений.
…и мы убьем жирного тельца. – Князь Василий шутливо намекает на сюжет евангельской притчи о блудном сыне, его раскаянии и возвращении в лоно семьи; в честь возвращения счастливый отец собирается зарезать (принести в жертву) «упитанного тельца» (Евангелие от Луки, XV, 23).
…представлял из себя какого‑то Марата. – Жан‑Поль Марат (1743–1793), выдающийся деятель французской (буржуазной революции конца XVIII в., народный трибун, страстный защитник интересов народных масс, сторонник революционного террора против врагов республиканской Франции. Был убит 13 июля 1793 г. роялисткой Шарлоттой Корде.
…настроение придворного легитимистского петербургского общества . – Легитимисты (лат. legitimus – законный) – приверженцы «легитимных» («законных») династий, лишенных своих престолов в результате революций или других крупных социальных и политических событий. Во Франции легитимистами называли сторонников династии Бурбонов, свергнутых в 1792 г. французской буржуазной революцией. Партия легитимистов состояла главным образом из аристократии и высшего духовенства.
…об уничтожении Наполеоном прусской армии… и о сдаче большей части прусских крепостей… – 14 октября 1806 г. прусские войска потерпели страшное двойное поражение: Наполеон внезапно атаковал и разбил часть прусской армии под Иеной, а маршал Даву в тот же день разгромил ее главные силы у Ауэрштедта. Хорошо укрепленные прусские крепости, с запасами провианта, боевого снаряжения, рассчитанными на длительную осаду, одна за другой сдавались без единого выстрела; 27 октября Наполеон был уже в Берлине.
…когда войска наши уж вступили в Пруссию и началась наша вторая война с Наполеоном. – После разгрома под Иеной и Ауэрштедтом в Пруссию были двинуты два корпуса русских войск под начальством Л. Л. Беннигсена и Ф. Ф. Буксгевдена. 3 ноября русская армия перешла границу у Гродно, чтобы помочь Пруссии в войне. Но первые сражения проходили на территории Польши, куда Наполеон ввел свою армию.