Прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее - прекурсоры) - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
К числу наркотических средств или психотропных веществ относятся также препараты (смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации). В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них. Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ. Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров должен утверждаться Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области здравоохранения и в области внутренних дел. Он подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в настоящее время такого перечня, утвержденного Правительством РФ, не существует, и судебная практика вынуждена руководствоваться указанными рекомендациями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ. В связи со сложившимся подходом возникает вопрос о легитимности судебных решений, основанных на рекомендациях указанного Постоянного комитета относительно видов наркотических средств и психотропных веществ, имеющихся в незаконном обороте. Единственным правовым обоснованием, как нам представляется, может быть только то обстоятельство, что Российская Федерация является участником международных конвенций и, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ, "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Поэтому те вещества, которые предусмотрены в указанных конвенциях в качестве наркотических средств и психотропных веществ, должны признаваться таковыми и системой правоохранительных органов России. Если же отдельные из них, перечисленные в рекомендациях Постоянного комитета по контролю наркотиков, не предусматриваются в конвенциях, то их нельзя рассматривать в качестве наркотических средств или психотропных веществ, и, соответственно, их незаконный оборот не может влечь уголовной ответственности по УК РФ.
Второе положение, имеющее принципиальное значение прежде всего для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, заключается в следующем. Согласно ст.40 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривается. Поэтому в соответствии с ч.1 ст.228 УК РФ уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер. Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами. Вместе с тем, ни в уголовном, ни в ином законодательстве вопрос о небольших, крупных и особо крупных размерах не разрешается. Это оценочное понятие, и в каждом конкретном случае судебно-следственные органы должны принимать решение самостоятельно. В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 9 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" сказано: "Имея в виду, что законом не установлены критерии отнесения находящихся в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ к небольшому, крупному, особо крупному размеру, этот вопрос должен решаться судом в каждом конкретном случае исходя из их количества, свойств, степени воздействия на организм человека, других обстоятельств дела и с учетом рекомендаций, разработанных Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Выводы о размере наркотических средств или психотропных веществ должны быть мотивированы в приговоре".
Постоянный комитет по контролю наркотиков в своем заключении от 4 июня 1997 г. рекомендовал признавать крупными следующие размеры наркотических средств (в граммах):
1. Марихуана высушенная 0,1- 500; невысушенная 0,5-2500;
2. Гашиш 0,1-100;
3. Смола каннабиса 0,05-40;
4. Опий (в том числе медицинский) независимо от наличия нейтральных наполнителей (мука, сахар, крахмал и др.) 0,1-10 (10-1000 табл. по 0,01 г);
5. Экстракционный опий (в том числе сухой остаток от выпаривания водных извлечений в виде отвара, инфуза, настойки из соломы любых видов мака, содержащих наркотические средства, в частности морфин, кодеин, тебаин, орипавин) 0,1-10;
6. Солома маковая: высушенная 0,2250; невысушенная 1,0-1250;
7. Морфин (основание и соли) 0,01-1 (от 1 до 100 ампул 1% p-pa);
8. Героин (независимо от наличия сопутствующих веществ) до 0,005;
9. Кодеин (основание и соли) 0,2-10 (12-14 табл по 0,015 г.) (660 табл по 0,015 г);
10. Кокаин (основание и соли, независимо от наличия сопутствующих веществ) 0,01-1;
11. (+) - Лизергид (ЛСД, ЛСД-25) до 0,0001 и т.д.;
Психотропных веществ (в граммах):
1 Амобарбитал (барбамил) 0,6-30 (6-300 табл по 0,1 г);
2. Аминорекс 0,01-0,1;
3. Кетамин 0,02-1;
4. Пентабарбитал 0,6-30;
5. Фепранон (амфепрамон) 0,125-7,5 (5-300 драже по 0,025 г);
6. Хальцион (триазолам) 0,00075-0,005;
7. Этаминал натрия (нембутал) 0,6-30 (6-300 табл. по 0,01 г) и т.д.
Однако безусловное принятие данных рекомендаций представляется невозможным как минимум по двум обстоятельствам. Во-первых, Постоянный комитет по контролю наркотиков не является не только законодательным, но даже государственным органом, и, следовательно, его рекомендации не могут иметь юридической силы. Во-вторых, если следовать этим рекомендациям, то получается, что приобретение и хранение 0,1 г героина или кокаина, или 0,5 г опия, или 0,2 г гашиша, или 1 г марихуаны уже нужно считать крупными размерами и, следовательно, привлекать лицо к уголовной ответственности. Между тем такие размеры, как отмечалось ранее, составляют разовую дозу потребления. Поэтому Верховный Суд РФ в п. 4 Постановления от 27 мая 1998 г., проводя разграничение между хранением и перевозкой, еще раз отметил, что вопрос о наличии в действиях лица состава незаконной перевозки и об отграничении указанного состава преступления от незаконного хранения наркотического средства или психотропного вещества (имеется в виду, для личного потребления. - В. К.) во время поездки должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом направленности умысла, цели использования транспортного средства, количества, размера, объема и места нахождения наркотических средств или психотропных веществ и всех других обстоятельств дела. Основываясь на изложенном, мы полагаем, что крупный размер наркотических средств или психотропных веществ должен по крайней мере превышать однократную минимальную дозу соответствующего наркотического средства или психотропного вещества. В противном случае уголовная ответственность будет наступать за потребление соответствующих веществ, что противоречит содержанию ст.228 УК РФ и Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Итак, согласно Федеральному закону "О наркотических средствах и психотропных веществах" Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), должен утверждаться Правительством РФ, и в зависимости от применяемых государством мер контроля эти вещества вносятся в следующие списки:
а) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список I). Очевидно, что это будут наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N3 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые запрещены для посевов и выращивания и для применения на людях (героин, каннабис, лизергиновая кислота и ее препараты, опийный мак, эфедрон и др.);
б) список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список II). Полагаем, что в этот список будут частично включены наркотические средства и психотропные вещества из Перечня N2 Постоянного комитета по контролю наркотиков, которые одновременно являются и наркотическими лекарственными средствами (амфетамин, кодеин, таблетки от кашля, промедол и др.);