- Вы,- говорит,- что-то путаете... вам, верно, сундучник нужен,
подумайте хорошенько!..
Увидал нас с Анютой и смородинки по веточке выкинул. Мы ему говорим, что и мы тоже люди не последние, не Христа ради, а по знакомству, сродственник Аксенова нас послал. Горкин ему еще объяснил, что и мы тоже старосты церковные, из богатого прихода, от Казанской, и свои дома есть...
- А большие дома? - спрашивает,- до той стороны будет?
Нет никакой силы разговаривать. Горкин ему про Трифоныча сказал - Аксенов, мол, нашему Трифонычу сродни и Трифоныч у нас лавочку снимает, да второпях-то улицу нам не записал на бумажку, а сказал - Аксенова там все знают, игрушечника, а не сундучника!
- Очень,- говорит,- всем нам обрадуется, так и Трифоныч сказал. К нему даже каждый праздник Саня-послушник, Трифоныча внук, из Лавры в гости приходит.
Тот смородину доел, повздыхал на нас и показывает на Федю:
- И босой этот тоже с вами в гости к Аксенову? и Осман-паша* тоже с вами?
- Какой Осман-паша?..- спрашивает его Горкин: совсем непонятный
разговор стал.
- А вот турка-то эта толстая, очень на Осман-пашу похожа... у меня и портрет есть, могу вам показать.
И стал смеяться, на всю-то улицу. А это он про Домну Панферовну, что у ней голова полотенцем была замотана, от жары. Мы тоже засмеялись, очень она похожа на Осман-пашу: мы его хорошо все знали. А она ему: "Сам ты Осман-паша!" Ну, он ничего, не обиделся, даже пожалел нас, какие мы неприглядные, как цыганы.
- Жалко мне вас,- говорит,- и хочу вас остеречь... ох, боюсь, путаете вы Аксеновых! И может быть вам через то неприятность. Он хоть и душевный старик, а может сильно обидеться, что к нему на постой, как к постояльщику. Ступайте-ка вы лучше к сундучнику, верней будет. Ну, как угодно, только про меня не сказывайте, а то он и на меня обидится, будто я ему на смех это. Направо сейчас, за пожарным двором, что против церкви, дом увидите каменный, белый, в тупичке. Только лучше бы вам к сундучнику!..
Только отошли, Домна Панферовна обернулась, а тот глядит.
- Делать-то тебе нечего, шелапут! - И плюнула.
А он ей опять: "Турка! Осман-паша!" Горкин уж побранил ее -
скандалить сюда пришли, что ли! За угол свернули, а тут баба лестницу на парадном моет, на Федю с тряпки выхлестнула. Стала ахать, просить прощения. Узнала, чего ищем, стала жалеть:
- Вам бы к тетке моей лучше пойтить... у овражка хибарочка
неподал„чку, и дешево с вас возьмет, и успокоит вас, и спать мягко, и блинками накормит... а Аксенов - богач, нипочем не пустит к себе, и думать нечего! Махонький есть Аксенов, сундучник... он тоже не пускает, а есть у него сестра, вроде как блаженная... ну, она нищих принимает, баньку старую приспособила, ради Христа пускает... а вы на нищих-то словно не похожи.
Совсем она нас расстроила. Стало нам думаться - не про маленького ли Аксенова Трифоныч говорил? Ну, сейчас недал„ко, спросим, пожарную каланчу видать.
Идем, Анюта и визжит - в щелку в заборе смотрит:
- Лошадок-то, лошадок... ма-тушки!.. полон-то двор лошадок!..
серенькие все, красивенькие!..
Стали смотреть - и ахнули: лошадками двор заставлен! Стоят рядками, на солнышке, серенькие все, в яблочках... игрушечные лошадки, а как живые, будто шевелятся, все блестят! И на травке, и на досках, и под навесом, и большие, и маленькие, рядками, на зеленых дощечках, на белых колесиках, даже в глазах рябит,- не видано никогда. Одни на солнышке подсыхают, а другие - словно ободранные, буренькие, и их накрашивают. Старичок с мальчишками на корточках сидят и красят, яблочки и сбруйку выписывают... один мальчишка хвостики им вправляет, другой - с ведеркой, красные ноздри делает.
И так празднично во дворе, так заманчиво пахнет новенькими лошадками - острой краской, и чем-то еще, и клеем, и... чем-то таким веселым,- не оторвешься, от радости. Я тяну Горкина:
- Горкин, милый, ради Христа... зайдем посмотреть, новенькую купи, пожалуйста... Го-ркин!..
Он согласен зайти,- может быть, говорит, тут-то и есть Аксенов, надо бы поспросить. Входим, а старичок сердитый, кричит на нас, чего мы тут не видали? И тут же смиловался, сказал, что это только подмастерская Аксенова, а главная там, при доме, и склад там главный . а работают на Аксенова по всему уезду, и человек он хороший, мудрый, умней его на Посаде не найдется, а только он богомольцев не пускает, не слыхано. Погладили мы лошадок, приценились, да отсюда не продают. Вытащил меня Горкин за руку, а в глазах у меня лошадки, живые, серенькие,- такая радость. И все веселые стали от лошадок.
Вышли опять на улицу - и перед нами прямо опять колокольня-Троица, с сияющей золотой верхушкой, словно там льется золото.
Приходим на площадь, к пожарной каланче, против высокой церкви. Сидят на сухом навозе богомольцы, пьют у басейны воду, закусывают хлебцем. Сидит в холодочке бутошник, грызет подсолнушки. Указал нам на тупичок, только поостерег - не входите в ворота, а то собаки. Велел еще - в звонок подайте, не шибко только: не любит сам, чтобы звонили громко.
Приходим в тупичок, а дальше и ходу нет. Смотрим - хороший дом, с фигурчатой штукатуркой, окна большие, светлые, бемского стекла, зеркальные,- в Москве на редкость; ворота с каменными столбами, филенчатые, отменные. Горкин уж сам замечательный филенщик, и то порадовался: "Сроботано-то как чисто!" И стало нам тут сомнительно, у ворот,- что-то напутал Трифоныч! Сразу видно, что милиенщики тут живут, как же к ним стукнешься. А добиваться надо.
Ищем звонка, а тут сами ворота и отворяются, в белом фартуке дворник творило держит, и выезжает на шарабане молодчик на рысаке, на сером в яблоках,- живая красота, рысак-то! - и при нем красный узелок: в баню, пожалуй, едет. Крикнул на нас:
- Вам тут чего, кого?..
А Кривая ему как раз поперек дороги. Крикнул на нас опять:
- Принять лошадь!.. мало вам места там!..
Дворник кинулся на Кривую - заворотить, а Горкин ему:
- Постой, не твоя лошадка, руки-то посдержи... сами примем!
А молодчик свое кричит:
- Да вы что ж тут это, в наш тупичок заехали - да еще грубиянить?!. Вся наша улица тут! Я вас сейчас в квартал отправлю!..
А Горкин Кривую повернул и говорит, ничего, не испугался молодчика:
- Тут, сударь, не пожар, чего же вы так кричите? Позвольте, нам
спросить про одно дело надо, и мы пойдем...- сказал, чего нам требуется.
Молодчик на нас прищурился, будто не видит нас:
- Знать не знаю никакого Трифоныча, с чего вы взяли! и родни никакой в Москве, и богомольцев никаких не пускаем... в своем вы уме?!
Так на нас накричал, словно бы генерал-губернатор.
- Сам князь Долгоруков так не кричат,- Горкин ему сказал,- вы уж нас не пугайте, а то мы ужасно как испугаемся!..
А тот шмякнул по рысаку вожжами и покатил, пыль только. Ну, будто плюнул. И вдруг, слышим, за воротами неспешный такой голос:
- Что вам угодно тут, милые... от кого вы? - Смотрим - стоит в
воротах высокий старик, сухощавый, с длинной бородой, как у святых бывает, в летнем картузе и в белой поддевочке, как и Горкин, и руки за спиной под поддевочкой, поигрывает поддевочкой, как и Горкин любит. Даже милыми нас назвал, приветливо так. И чего-то посмеивается,- пожалуй, наш разговор-то слышал.
- Московские, видать, вы, бывалые...- И все посмеивается.
Выслушал спокойно, хорошо, ласково усмехнулся и говорит:
- Надо принять во внимание... это вы маленько ошиблись, милые. Мы богомольцев не пускаем, и родни в Москве у нас нету... а вам, надо принять во внимание, на троюродного братца моего, пожалуй, указали. У него, слыхал я, есть в Москве кто-то дальний, переяславский наш... к нему ступайте. Вот, через овражек, речка будет... там спросите на Нижней улице.
Горкин благодарит его за обходчивость, кланяется так уважительно...
- Уж простите,- говорит,- ваше степенство, за беспокойство...
- Ничего, ничего, милые...- говорит,- это, надо принять во внимание, бывает, ничего.
И все на нашу Кривую смотрит. Заворачиваем ее, а он и говорит:
- А старая у вас лошадка, только на богомолье ездить.
Такой-то обходительный, спокойный. И все прибавляет поговорочку - "надо принять во внимание",- очень у него рассудительно выходит, приятно слушать. Горкин так с уважением к нему, опять просит извинить за беспокойство, а он вдруг и говорит, скоро так:
- А постойте-ка, надо принять во внимание... тележка?.. откуда у вас такая?.. Дайте-ка поглядеть, любитель я, надо принять во внимание...
Ну, совсем у него разговор - как Горкин. Ласково так, рассудительно, и так же поокивает, как Горкин. И глаз тоже щурит и чуть подмаргивает. Горкин с радостью просит: "Пожалуйста, поглядите... очень рады, что по душе вам тележка наша, позапылилась только". Рассказывает ему, что тележка эта старинная. "От его дедушки тележка,- на меня ему показал, а он на тележку смотрит,- и даже раньше, и все на тележку радуются-дивятся, и такой теперь нет нигде, и никто не видывал". А старик ходит округ тележки, за грядки трогает, колупает, оглядывает и так, и эдак, проворно так - торопится, что ли, отпустить нас.
- Да-да, так-так... надо принять во внимание... да, тележка...
хорошая тележка, ста-ринная...
Передок, задок оглядел, потрогал. Бегает уж округ тележки, не
говорит, пальцы перебирает, будто моет, а сам на тележку все. И Горкин ему нахваливает - резьба, мол, хорошая какая, тонкая.
- Да...- говорит,- тележка, надо принять... работка редкостная!..
Присел, подуги стал оглядывать, "подушки"...
- Так-так... принять во внимание...- пальцами так по грядке, и все головой качает-подергивает, за бороду потягивает,- так-так... чудеса Господни...
Вскинул так головой на Горкина, заморгал - и смотрит куда-то вверх.
- А вот что скажи, милый человек...- говорит Горкину, и голос у него тише стал, будто и говорить уж трудно, и задыхается,- почему это такое эта вот грядка чисто сработана, а эта словно другой руки? узор- чики одинаки, а... где, по-твоему, милый человек, рисуночек потончей, помягчей? а?