Смекни!
smekni.com

Разработка проблемной ситуации гламурная литература как социальное и культурное явление сов (стр. 2 из 2)

Хотелось бы также сказать пару слов о таком явлении, как «антигламур». 2006 год можно без зазрения совести окрестить годом антигламура. Гламурная патока, стремительно растекавшаяся по всем уголкам массмедиа и современного искусства, успела надоесть даже несколько быстрее, чем того можно было ожидать. Ведь на какое-то время тиражируемый журнальным «глянцем» стиль жизни Dolce vita оказался стеснен границами своих виртуальных пространств литературы, кинематографа, Интернета и грозил превратиться в своего рода фетиш и искаженную универсальную систему ценностей для современного общества потребления.

Литературная сторона феномена гламурной литературы а ля Робски наиболее полемична. Одни ее хвалят за то же, за что ругают другие, а именно за обогащение ландшафта российской литературы, тяготеющей к двум полюсам массового чтива и литературы для высоколобых.

Антигламурный роман возник как критический ответ роману гламурному, но при этом обернулся феноменом еще более причудливым, чем его идеологический провокатор. Романы «Духless» Сергея Минаева, «Anti/casual» Наташи Маркович и только что вышедший «Анти/фабрика» Милы Мичевой претендовали на создание здоровой антиутопии от гламура, основанной не на консьюмеристских ценностях Рублевки, а на их идеологических антиподах. Удивительно то, что критика общества потребления, к которой русская литература в силу своих национальных традиций просто обязана была прийти, родилась не естественным путем, как те же Уэльбек и Бегбедер в Европе, а путем подражательства, пусть даже под эгидой борьбы и с приставкой «анти». Поэтому духовность и саморефлексия, которые борцы с гламуром демонстрируют в качестве своего ментального кредо, уже изначально стоят под большим вопросом: не будь гламурного катализатора, не объявила бы столь официально отечественная литература войну глянцевым ценностям.

Разрушая одни мифы, антигламурщики создают свои, еще более чудовищные и еще менее правдоподобные. Причем создается такое впечатление, что делается это вовсе не из благородных целей, а как будто в отместку гламурщикам, из единственного желания их переплюнуть, обскакать и в конце концов резюмировать: «Зато мы умнее». Роман Минаева пока единственный среди изданий последнего времени, где «гламур» становится не просто темой книги, а объектом описания и рефлексии. Собственно, поэтому он получил ярлык «антигламурный»

Маркович, ресторатору и владелице тренинговой компании, стилистически не удалось прыгнуть выше простого иронического романа, в котором формируются альтернативные гламурным, но все же мифы — антимифы: о том, как составить бизнес-план за 20 минут обеденного перерыва, а на следующий день с похмелья отправиться арендовать помещение для своего будущего ресторана.

Несмотря на кажущуюся оппозицию, гламурный и антигламурный роман — это не идеологическая антитеза, об этом говорит хотя бы один тот факт, что их читательская аудитория примерно одна и та же. Буржуазные игры в оппозицию — не более чем модный тренд, в котором культивируются новые мифы, пришедшие на смену старым.

Таким образом, с появлением «антигламура» можно уже точно сказать, что гламурная литература прочно заняла свое место в издательском репертуаре самых популярных издательств.

Теперь хотелось бы поподробнее остановиться на авторах и сериях, издательствах, выпускающих гламурную литературу и осветить представленность ее в книжных магазинах столицы.

В 2000 году в России в издательстве «Эксмо» появляется специальная серия книг под названием «Гламурный роман» (Джулия Кеннер «Матрица Маноло», «Код Живанши»), а в издательстве АСТ серия романов «Выбор Cosmopoliten» (Лорэн Вайсбергер У каждого своя цена», «Дьявол носит Прада»; Кэтлин Филит-Хью «Больше, чем блондинка»). К «гламурным» можно причислить и книги серии «Рублевка Love» (Т. Огородникова «Топ 10, или мужчина моей мечты», «Брачный контракт, или Who is ХУ…»), и книги Оксаны Робски. Серийные романы, по сути, не описывают «гламур»: в них повествователь или рассказчик абсолютно равен предметам, о которых он пишет и среди которых он пребывает. Оценка и точка зрения на явление извне в них отсутствует. Порой автор не только ценностно «равен» описываемым предметам, а менее значим, нежели они («роман с косметологией» у Оксаны Робски).

Еще одна серия издательства ЭКСМО : «ГлянеЦ:серия гламурных романов», в которой вышли книги Оксаны Пономаревой «Интим предлагать», «Между ног» и Анатолия Белякова «Шарманщик: fashion-роман». Также в этом издательстве выходят книги так называемой «антигламурной» писательницы НеРобкой Оксаны «Anticasual: уволена, блин!» и "Будет больно. Мой эротический дневник" - самые откровенные подробности из жизни "столичной штучки" — модной, дерзкой и очень расчетливой.

Также следует отметить серию «Женский гламурный детектив» издательства Центрполиграф, которая представлена книгами Михалевой Анны («Портрет блондинки в голубом») и Алины Николаевской («В гнезде шершня»). Книги из серии «Гламурный детектив» - это захватывающие истории о жизнях прекрасных и обеспеченных девушек, которые не подозревают, что их ждёт, но, когда сталкиваются с неприятностями, преодолевают их по-гламурному.

Книги гламурных серий представлены в книжных магазинах достаточно широко. Практически в любом книжном коиске можно найти книги Оксаны Робски, Татьяны Огородниковой и других популярных писательниц. В таких крупных магазинах, как «Новый книжный», «Библиоглобус», «Молодая гвардия», «Московский Дом книги» ассортимент гламурной литературы представлен практически в полном объеме. В том или ином количестве наименований книги отмеченных серий в них присутствуют.

Итак, можно сделать вывод о том, что гламурную литературу читают, покупают и очень много обсуждают, что делает ее своеобразным литературным феноменом нашего времени. Хотя бы поэтому она достойна пристального рассмотрения и изучения.