Смекни!
smekni.com

Голый год (стр. 16 из 27)

и кровать, и простыня, и стены - все обтянуто замшей.

Тогда я думаю. Знаю, - теперешние дни, как никогда, несут только одно: борьбу за жизнь, не на живот, а на смерть, поэтому так много смерти. К черту сказки про какой-то гуманизм! У меня нету холодка, когда я думаю об этом: пусть останутся одни сильные. И всегда останется на прекрасном пьедестале женщина, всегда будет рыцарство. К черту гуманизм и этику, - я хочу испить все, что мне дали и свобода, и ум, и инстинкт, - и инстинкт, - ибо теперешние дни - разве не борьба инстинкта?!

Я смотрюсь в зеркало, - на меня глядит женщина, с глазами, черными, как смута, с губами, жаждущими пить, и мои ноздри кажутся мне чуткими, как паруса. В окно идет лунный свет: мое тело зеленовато. На меня глядит высокая, стройная, сильная голая женщина".

"Старуха дала мне рубашек домотканого полотна, от которого жестко телу, сарафан, поневу, душегрею синего сукна, белый платочек, кованые сапожки с наборами и полусапожки, сунула зеркальце. В избе собрались братцы, съехались с хуторов. Марк вывел меня за руку. Мужчины сидели справа, женщины - слева. Я целовалась сначала со всеми женщинами, затем с мужчинами. И я стала женою Марка.

- Поди сюда, дочка Аринушка, - сказал старик Донат, взял меня за руку, посадил рядом, приголубив, и говорил, что все собравшиеся здесь - братья и сестры, новая моя семья, один за всех и все за одного, из избы сор не выносить,' в дом придут - накорми, напой, чествуй, все отдай, всем поделись, - все наше. Все мужчины были здоровы и широкоплечи, как Марк, и женщины - красивы, здоровы и опрятны, - все в белом.

Марк. Помню ту ночь, когда он приехал с двумя конями и мы мчали степью от коммуны, с тем, чтобы в темном доме мне остаться одной, в женской избе, во мраке, вдыхать шалфей и думать о том, что у меня последняя жизнь и нет уже воли. Марк ускакал в степь. А наутро и я ушла за ним. Я теперь знаю летнюю нашу страду мужицкую. Мои руки покрылись коркой мозоли, мое лицо загорело, почернело от солнца по-бабьи, и вечером, после страды, купаясь в безымянной степной речке, уже холодной, я вместе с сестрами, удивительно здоровыми, покойными н красивыми, пою по-бабьи:

Ты свети, свети, свет светел месяц!

Обогрей ты нас - а эх! - красно солнышко!

Уже по-осеннему звездные ночи, и днем над степью разлито голубое вино. На хуторе готовятся к зиме, в закрома ссыпают золотую пшеницу, стада пришли из степи, и мужчины свозят сено.

Марк со мной мало говорит, он приходит неожиданно, ночью, целует меня без слов, и руки его железны. Марку некогда со мной говорить, - он мой господин, но он и брат, защитник, товарищ. Старуха каждое утро задает мне работу и, хваля-уча, гладит по голове. Мне некогда размышлять. Как сладостно пахнет пот - пусть соленый! Я научилась повязываться, как повязываются все".

"Ночью пришел Марк.

- Вставай, поедем, - сказал он мне.

На дворе стояли кони, были Донат и еще третий. Мы выехали в степь. Подо мной шел иноходец. Ночь была глуха и темна, моросил мелкий дождь. Впереди ехал Донат.

- Куда мы едем? - спросила я Марка.

- Повремени. Узнаешь.

Вскоре мы выехали к усадьбе, обогнули балку и стали за конным двором. Все спешились, и мне сказали, чтобы я слезла. Поводья собрал третий. Мы подошли вплотную ко рву. Донат свернул вправо, мы подошли к дому.

- Куда мы идем, Марк? - спросила я.

- Тише. За конями, - сказал Марк. - Стой здесь. Если увидишь людей, - свистни, уйди к коням. Если услышишь шум, - иди к коням, скачи в поле. Я приду.

Марк ушел. Я осталась стоять-следить. Разве могла я не подчиниться Марку? У меня нет родины, кроме этих степных хуторов, у меня нет никого, кроме Марка. Где-то в доме спали Семен Иванович и Андрей. Пускай! Дом стоял тяжело и сумрачно, во мраке. Моросил дождь. Мне не было жутко, но мое сердце колотилось - любовью, любовью и преданностью! Я раба!

Марк подошел незаметно, неожиданно, как всегда. Взял за руку и повел ко рву. У рва стояли наши кони, мой и его иноходцы-киргизы, борзые и злые, как ветер. Марк помог мне сесть, вскочил сам, свистнул - и, схватив меня, перекинув на свое седло, прижав к груди, склонив свою голову надо мной, гикнув, помчал в степь, в степной осенний простор.

Восток ковался багряными латами, солнце выбросило свои рапиры, когда мы примчали на дальние хутора, где мирно за столом сидели уже Донат, тот, третий, кривой знахарь Егор, и на стол накрывала знахарка Арина с улыбкой покойной и дерзкой, как у ведьмы.

Сколько дней, прекрасных и радостных, у меня впереди?"

Археолог Баудек достал листок, переписанный Донатом, и этот листок тщательно списывал Глеб Ордынин.

Вот этот листок:

"Крестъ есть предметъ небрежешя, но не чествовашя, поелику онъ служилъ, подобно плахъ и висълицъ, орудiемъ безчестiя и смерти Христа. Нечтимо орудiе, убившее друга твоего. Тако слъдуетъ почитать и iудеевъ, устроившихъ крестъ.

Въ книгъ Жезлъ въ имени Иисусъ истолкована троица и два естества! Введена присяга, коей не было даже у древнихъ еретиковъ! Въ треугольникъ пишутъ по латынЪ Богъ! Ъдятъ давленину и звъроядину! Волосы отръзаютъ и носятъ нъмецкое платье! Молятся съ еретиками, въ баняхъ съ ними моются и вступаютъ въ бракъ съ еретиками! Имъютъ аптеки и больницы, женская ложесна руками осязаютъ и даже осматриваютъ! Конское ристанiе имъютъ! Пьютъ и ъдятъ съ музыкою, плясанiемъ и плесканiемъ. Женщины бываютъ съ непокрытыми головами и не прикрываютъ верхнихъ зазорныхъ тълесъ! Мужья съ женами зазорнымъ почитаютъ вмъстЪ въ бани мыться и въ одной постели спать. Монашеское дЪвство несогласно со св. Писанiемъ: ап. Павелъ говорилъ, что отступятъ иные отъ въры, возбраняя женитьбу и брашна!

Отъ воли каждаго зависитъ, когда и какъ поститься! Чтимъ Единаго Господа Бога Саваофа и Сына Его Спасителя! Не токмо мученики, но и Марiя-Дъва не подлежать поклонешю, ибо cie есть идолопоклонство, какъ и поклонеже иконамъ! Житiе же блаженныхъ ради Христа юродивыхъ весьма не богоугодно, поелику юродство не благообразно! И какъ, видя огонь, не предполагаемъ мы въ немъ свойствъ воды, ни въ водЬ свойствъ огня, - такъ же нельзя предположить въ хлЪбъ и винъ свойствъ тЪла и крови! Тако же бракъ не есть таинство, но любовь, - при собранiи мужчинъ и женщинъ родители благословляютъ жениха и невъсту по подобiю брака Товiи.

Единая Книга есть - книга книгъ - Библiя, и жить надлежитъ библейскимъ обычаемъ. Чти отца твоего и матерь твою, люби ближняго, не сквернословь, трудись, думай о Господь Богъ и о Ликъ Его, въ тебъ несомомъ.

Единъ обрядъ чтимъ - обрядъ святаго Лобызанiя. И едино правительство есть - духовная наша совъесть и братскiе обычаи".

ГЛАВА IV КОМУ - ТАТОРЫ, А КОМУ - ЛЯТОРЫ

(Объяснение к подзаголовку:

В Москве на Мясницкой стоит человек и читает вывеску магазина: "Коммутаторы, аккумуляторы".

- Ком-му... таторы, а... кко-му... ляторы... - и говорит: - Вишь, и тут омманывают простой народ!..)

Провинция, знаете ли. - Городские таторы

Знойное небо изливало знойное марево, небо было застлано голубым и бездонным. Цвел день, цвел июль. Целый день казалось - улицы, церкви, дома, мостовые: плавились в воздухе и трепетали едва приметно в расплавленном иссиня-золотом воздухе. Город спал: сном наяву, город Ордынин из камня. Дни зацветали, цвели, отцветали, сплошной вереницей, перецветали в недели. Цвел июль, и ночи июлевы оделись в бархат. Июль сменил платиновые июньские звезды на серебро, луна поднималась полная, круглая, влажная, укутывая мир и город Ордынин влажными бархатами и атласами. Ночами ползли сырые седые туманы. Дни же походили на солдатку в сарафане, в тридцать лет, на одну из тех, что жили в лесах за Ордынином, к северному небесному закрою: сладко ночами в овине целовать такую солдатку. Днями томили зной.

Вечером в кинематографе "Венеция" играл оркестр духовой музыки. Поднималась луна, земля куталась в бархаты, и люди шли смотреть, как "играет" Холодная. В тот день Сергей Сергеевич писал "ведомость", где указывал, что "за истекший месяц операций не происходило" и "вкладов не поступало". В павильоне сидели коммунисты в кожаных куртках и поили барышень чаем с ландрином (барышни всегда были и будут интерполитичны). Но вскоре духовой оркестр грянул "Интернационал", коммунисты встали и, так как скучно было стоять, сошли на дорожки в сад, к обывателям, - все стали ходить по кругу - - - Этих глав писание - обывательское! - -

Сергей Сергеевич встретил Лайтиса, товарищ Лайтис шел навстречу. Сергей Сергеевич приостановился и, широко улыбаясь, снял соломенную свою шляпу, приветствуя. - Товарищ Лайтис приветствия не заметил. - Товарищ Лайтис встретил Оленьку Кунц, Оленька Кунц шла навстречу, - товарищ Лайтис приветливо улыбнулся, приложил руку к козырьку, Оленька Кунц сказала строго:

- Здравствуйт! - и отвернулась к подруге, что-то сказав и рассмеявшись чему-то. Оркестр гудел "Интернационалом", на деревьях горели фонарики, пары шли за парами. Сергей Сергеевич снова повстречался с товарищем Лайтисом, снова приподнял соломенную свою шляпу. Товарищ Лайтис ответил:

- Здравствуйте.

- Добрый вечер! Погода... - Но они разошлись.

Товарищ Лайтис снова встретил Оленьку Кунц, Оленька Кунц взглянула сурово. От девичьего табунка Оленьки Кунц отделилась одна, - подошла, передала товарищу Лайтису листок из блокнота. Оленька Кунц писала товарищу Лайтису:

"Я на вас очень сердита. Сегодня в полночь в нашем саду. Приходит!

О. Ку (и палочки, и хвостик)".

Погасли фонарики. Под навесом на экране метнулся красный петух. Оркестр рявкнул последний раз, и зарокотало пианино. Товарищ Лайтис не пошел на места, товарищ Лайтис рассеянно стал сзади стульев. Сергей Сергеевич тоже рассеянно стал сзади стульев. Товарищ Лайтис рассеянно взглянул на Сергея Сергеевича, Сергей Сергеевич приподнял шляпу и протянул руку.