Смекни!
smekni.com

Голый год (стр. 27 из 27)

Баба Никонова, в плисовой безрукавке и в паневе лилового горошка, рогатая по старине, с грудями, выпирающими, как вымя, да и с лицом по-коровьи дебелым, сидела за станом, хлопала-ткала. Чадно светила лучина, освещала мужичьи бородатые лица, кругом в полумраке и дыме расставленные (поблескивали глаза красными отсветами лучинного красного света). На печи, десяток друг на друге, бабы лежали. В углу, за печкой, в закуте лениво мекал теленок. Новые приходили - киржаков посмотреть, уходили бывшие, - дверь клубилась паром, несла холодом.

- Чу-гу-унка! - говорит в презрении величайшем Никон Борисыч. - Чу-гу-унка, сё-таки! Хуч бы ей издохнуть!

- Одна ваторга, - ответил Климанов.

- Нам она, к примеру, не нужна, - подтвердил дед Кононов. - Господам, к примеру, нужна ездить по начальству либо в гости. А мы сами, к примеру, без буржуев, значит.

- Чу-гу-унка! - сказал Никон Борисыч. - Чу-гу-унка, сё-таки!.. Жили без ей - и проживали. А - тоо!.. Однова в году в город ездил, сё-таки, день на станции караулил, раз пять котомку развязывал: - "Какое твое продовольствие, а то прикладом!.." Ну, влезли на крышу, поехали... Стоп! - "Какой такой твой мандат, показывай!" - што я баба, што ли?! - Показал бланток. Рассердилси. Так и так вашу мать, говорю, ребятов везу в Красную Армию, буржуев бить, сё-таки. Я, говорю, - мы за большевиков стоим, за Советы, а вы, должно, камунесты?.. Пошла чесать... сё-таки обидно...

Ночь. Тлеет тускло лучина, тлеют оконца Никоновой избы, спит деревня ночным сном, метет белыми снегами белая метель, небо мутно. В избе, в полумраке, кругом у лучины, в махорочном дыме, сидят мужики, с бородами от глаз (поблескивают глаза красными отсветами). Дымит махорка, красные огоньки тлеют в углах, ползают в дыму перекладины потолка. Душно, парно в бабьих телах на печи печным блохам. И Никон Борисыч говорит со строгостью величайшей:

- Камуне-есты! - и с энергическим жестом (блеснувшими в лучине глазами): - Мы за большевиков! за Советы!

чтобы по-нашему, по-россейски. Ходили под господами - и будя! По-россейски, по-нашему! Сами! - Одно дело, к примеру, мы ничево, - это дед Кононов. - Пущай. И фабричных мы - ничево, примем, пушай девок огуливают, к примеру, венчаются, которые с рукомеслом. А господ - того, кончать, к примеру...

Свадьба

Зима. Декабрь. Святки.

Делянка. Деревья, закутанные инеем и снегом, взблескивают синими алмазами. В сумерках кричит последний снегирь, костяной трещоткой трещит сорока. И тишина. Свалены огромные сосны, и сучья лежат причудливыми коврами. Среди деревьев в синей мути, как сахарная бумага, ползет ночь. Мелкою, неспешной побежкой проскакивает заяц. Наверху небо - синими среди вершин клочьями с белыми звездами. Кругом стоят, скрытые от неба, можжевельники и угрюмые елки, сцепившиеся и спутавшиеся тонкими своими прутьями. Ровно и жутко набегает лесной шум. Желтые поленницы безмолвны. Месяц, как уголь, поднимается над дальним концом делянки. И ночь. Небо низко, месяц красен. Лес стоит, точно тяжелые надолбы, скованные железом. Гудит ветер, и кажется, что это шумят ржавые засовы. Причудливо в лунной мути лежат срубленные ветви сваленных сосен, как гигантские ежи, щетинятся сумрачно ветвями. Ночь.

И тогда на дальнем конце делянки, в ежах сосен, в лунном свете завыл волк, и волки играют звериные свои святки, волчью свадьбу. Взвыла лениво и истомно сука, лизнули горячими языками снег кобели. Прибыльные косятся строго. Играют, прыгают, валятся в снег волки, в лунном свете, в морозе. А вожак все воет, воет, воет.

Ночь. И над деревней, в святках, в гаданьях, в рядах, в морозе, в поседках, перед свадьбами несется удалая проходная:

Чи-ви-ли, ви-ли, ви-ли!

Каво хочешь бери!

- и грустным напевом, девишническим, во имя девичьего целомудрия, сквозь слезы, девичья:

Не чаяла матушка, как детей избыть, -

Сбыла меня матушка во един часок,

Во един часок в незнакомый домок.

Наказала матушка семь лет не бывати.

Не была у матушки ровно три года.

На четверто лето пташкой прилечу,

Сяду я у батюшки во зеленом саду,

Весь я сад у батюшки слезами залью,

На родную матушку тоску нагоню.

Ходит моя матушка по новым сеням,

Кличет своих детишек-соловьятушек:

- "Встаньте вы, детушки-соловьятушки,

А и какой-то у нас в саду жалобно поет.

Не моя ль погорькая с чужой стороны?"

Первый брат сказал: - пойду погляжу.

Второй брат сказал: - ружье заряжу.

Третий брат сказал: - пойду застрелю.

Меньшой брат сказал: - пойду застрелю-ю!

На кровле - конец; на князьке - голубь; брачная простыня, наволочки и полотенца - расшиты цветами, травами, птицами; - и свадьба идет, как канон, расшитая песнями, ладом, веками и обыком.

Роспись. У светца старик, палит лучина, в красном углу Ульяна Макаровна - в белой одежде невеста, на столе самовар, угощенья. За столом - гости, Алексей Семеныч, со сватьями и сватами.

- Кушайте, гости дорогие, приезжие, - это старик строго.

- Кушайте, гости дорогие, приезжие, - это мать, со страхом и важностью.

- Кушайте, гости дорогие, Лексей Семеныч, - это Ульяна Макаровна, голосом прерывающимся.

- Не гуляла ли, Ульяна Макаровна, с другими парнями, не согрешила ли, не разбитое ли ваше блюдце?

- Нет, Лексей Семеныч... Непорочная я...

- А чем вы, родители любезные, награждаете дочь свою?

- А награждаем мы ее благословением родительским, - образ Казанской...

И свадьба, в каноне веков, ведется над Черными Речками, как литургия, - в соломенных избах, под навесами, на улице, над полями, среди лесов, в метели, в дни, в ночи: звенит песнями и бубенцами, бродит брагой, расписанная, разукрашенная, как на кровле конек, - в вечерах синих, как сахарная бумага. - Глава такая-то книги Обыков, стих первый и дальше.

Стих 1.

Когда взят заклад, осмотрен дом, сряжена ряда и прошел девишник, тогда привозят к жениху добро, которое выкупает жених, и сватьи убирают постель простынями и подушками из приданого в цветах и травах, и тогда условливаются о дне венчанья.

Стих 2.

Стих 3.

Ай, мать, моя мать!

Зачем меня женишь?

Я не лягу с женой спать, -

Куда ее денешь?

- Пошли плясать, пятки отвалилися,

Девки-бабы хохотать - чуть не отелилися!

Ууу! у! Ааа! а! - пляшет изба как бабенка

ерная и задом и передом, визжит в небо

- Знает ли молодая трубу открывать?

- Знает ли молодая снопы вязать?

- Знает ли соловей гнездо вить?

- Они люди панови, им денежки надобны Сыр-каравай примите, денежку положите

- Отмерить холстин двадцать аршин!

Ууу. Ааа. Ооо. Иии. В избе дохнуть нечем. В избе веселье. В избе крик, яства и питие, - а-иих! - и из избы под навес бегают подышать, пот согнать, с мыслями собраться, с силами.

Ночь. Звезды мигают лениво, в морозе. Под навесом, во мраке пахнет навозом, скотьим теплом. Тихо. Лишь иногда вздохнет скотина. И через каждые четверть часа, с фонарем, приходит старая Алешкина, молодого Алексея Семеныча, мать, - посмотреть корову. Корова лежит покорно, морду уткнув в солому: воды прошли еще вчера, вот-вот родит. Старуха смотрит заботливо, качает головой укоризненно, крестит корову: - пора, пора! буренушка. И корова тужится. Старуха - по старинной примете - отворяет задние ворота, для вольного духа. За воротами пустой вишенник, вдали сарай и тропка к сараю - в сене, подернувшемся инеем. И из темноты говорит дед:

- Я шлежу, я шлежу - шмотрю. Жа Егор-Поликарпычем надоть, жа Егоркой-кривым - жнахарем. Томица корова, томица, тае, корова...

- Беги, дедушка, беги, касатик...

- Я што? Я шбегаю. А ты карауль. Морож. Под навесом темно, тепло. Вздыхает корова глубоко и мычит. Старуха светит - торчат два копытца... Старуха крестится и шепчет... А дед трусит полем к лесу, к Егорке. Дед стар, дед знает, что если не сойдешь с проселка, не тронет волк, теперь уже огуленный и злой. Под навесом на соломе мычит и брыкается мокрый теленок. Фонарь горит неярко, освещает жерди, перегородки, кур под крышей, овец в закуте. На дворе тишина, покой, а изба гудит, поет, пляшет на все лады и переборы.

- И из книги Обыков:

Стих 13. И когда уезжают в ранние и расходятся гости и в избе остаются только мать молодого и сватьи, сватьи раздевают молодую и кладут ее на брачную постель и сами укладываются на печь. И к молодой жене приходит муж ее и ложится рядом с ней на постель, расшитую цветами и травами, и засеивает муж жену свою семенем своим, порвав ложесна ее. И это видят мать и сватьи и крестятся.

Стих 14. И на утро другого дня мать и сватьи выводят молодую жену на двор и обмывают ее теплой водой, и воду после омовения дают пить скоту своему: коровам, лошадям и овцам. И молодые едут в отводы, и им поют срамные песни.

- Делянка. Деревья закутаны инеем и снегом, неподвижны. Среди деревьев, в серой мути, потрескивая сучьями, бежит-трусит белый дедка, и в синей мути, вдалеке, лает волк. День бел и неподвижен. А к вечеру метель. И завтра метель. И воют в метели волки.

Вне триптиха, в конце

День бел и неподвижен. А к вечеру метель - злая, январская. Воют волки.

- Белый же дедко на печи, белый дедко рассказывает внучатам сказку о наливном яблочке: - "Играй, играй, дудочка! Потешай свет-батюшку, родимую мою матушку. Меня, бедную, загубили, во темном лесу убили за серебряное блюдечко, за наливное яблочко". Метель кидается ветряными полотнами, порошит трухой снежной, мутью, холодом. Тепло на печи, в сказке, в блохах, в парных телах: - "Пробуди меня, батюшка, от сна тяжкого, достань мне живой воды". "И пришел он в лес, разрыл землю на цветном бугорке и спрыснул тростинку живой водой, и очнулась от долгого сна дочь его красоты невиданной". - "Иван-царевич, зачем ты сжег мою лягушечью шкурку, - зачем?!"

- Лес стоит строго, как надолбы, и стервами бросается на него метель. Ночь. Не про лес ли и не про метели ли сложена быль-былина о том, как умерли богатыри? - Новые и новые метельные стервы бросаются на лесные надолбы, воют, визжат, кричат, ревут по-бабьи в злости, падают дохлые, а за ними еще мчатся стервы, не убывают, - прибывают, как головы змея - две за одну сечену, а лес стоит как Илья Муромец. -

Коломна, Никола-на-Посадьях, 25 дек ст. ст. 1920 г.