Смекни!
smekni.com

Народ в произведениях А.П.Чехова

Народ в произведениях А.П.Чехова

Автор: Чехов А.П.

Все ждут и на что-то надеются...

А.Чехов

В пору зрелости внимание А.П.Чехова концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. Он создает цикл "мужицких" повестей и рассказов: "Мужики" , "Новая дача" , "В овраге".

Повесть "Мужики" вызвала особенно острые споры. Писатели-народники любили изображать деревню как царство доброй и наивной патриархальности, не тронутое "язвами" капитализма. В ней они видели единственное спасение от тлетворного влияния городской цивилизации. Беспощадно-правдивое изображение деревни в чеховской повести "Мужики" наносило удар этим фальшивым представлениям.

Чехова упрекали в том, что он не видит ничего светлого в жизни деревни. Однако писатель никак не заслуживал подобных обвинений. Герои его "Мужиков" действительно невежественны, забиты, но в глубине души они человечны. "Да, жить с ними было страшно, — думает героиня повести Ольга, — но все же они люди, они страдают и плачут, как люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти оправдание".

Когда критики спорили о "Мужиках", об отношении писателя к деревне, они не знали, что Чехов работает над продолжением повести. В ее опубликованной части говорилось о том, как лакей Николай Чикиль-деев заболел и поехал с женой Ольгой и дочкой Сашей на поправку. Они попадают в царство бедности, забитости и страданий. Николай умирает, а Ольга и Саша, побираясь, идут в Москву.

В том продолжении повести, которое осталось у Чехова в виде незаконченных черновиков, описывалась горестная жизнь Ольги и Саши уже в Москве. С глубокой любовью, как всегда у Чехова сдержанной, нигде прямо не высказанной, рисует он судьбу девочки Саши. Ее путь — из детства на самое дно жизни. От матери она унаследовала не только мягкость, доброту, поэтичность, но также — "Терпи и все тут". Незаконченная повесть обрывается в тот момент, когда Ольга, служащая в меблированных комнатах, уволенная, исчезает, а Саша идет на улицу. Чехов обнаруживает редкостное "двойное зрение": пристально изучая жизнь и быт, окружающие Сашу сначала в деревне, затем в городе, он внимательно аглядывается во внутренний мир маленькой героини трагической мужицкой и городской эпопеи.

Так же как Саша из "Мужиков", путем страданий и бед проходит героиня повести "В овраге" Липа. Вот пример чеховского реализма — сурового и беспощадного. Однако, пройдя, кажется, по всем кругам мужицкого "ада", Липа не гибнет. В конце повести возвращаются с работы "бабы и девки": "Они пели. Впереди всех шла Липа, и пела тонким голосом, и заливалась, глядя вверх на небо, точно торжествуя и восхищаясь, что день, слава Богу, кончился и можно отдохнуть".

Как ни страшна жизнь, как ни горестна судьба человека и народа, писатель не поставил точку в конце произведения, оставляя финал открытым. Чеховская правда, верность действительности, суровое изображение самых мрачных ее сторон— все это не отнимает у читателя веры в жизнь, надежды на то, что она может стать иной.