Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Религия и церковь стали играть решающую роль в международных отношениях, так как во многих регионах мира являлись единственной организованной, строго централизованной и культурной силой, доминировавшей над светской властью. Римско-католическая церковь оказывала огромное влияние в Западной Европе, православная - в Византии и на Руси, ислам — среди арабских государств.
Папы Римские в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов, касающихся различных сфер общественных отношений. Так, церковь пыталась ограничить жестокость войн, которые и в средневековый период продолжали оставаться весьма безжалостными. Война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного, различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось, захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы, пленные считались добычей захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.
Существенное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.
Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.
В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Византии, пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Государство страны пребывания принимало на себя охрану дипломатических миссий в полном объеме. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению его от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представителен является суверенитет государя, от имени которого действовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.
Получают дальнейшую регламентацию институты личной неприкосновенности послов и экстерриториальности посольских помещений.
По-иному возникали и развивались институты консульского права. Как отмечают Ю.Я. Баскин и Д.И. Фельдман, в отличие от послов, олицетворявших суверенитет и верховенство государственной власти, а также ее высших должностных лиц, консулы возникли из самодеятельных организаций купцов и мореплавателей. Ученые полагают, что им предшествовали возникшие первоначально в Средиземноморье в X в., а затем в приморских городах на севере Европы торговые суды, а также избранные должностные лица, носившие звание консула, которые действовали с согласия местных властей.
В XI-XII вв. в ходе создания итальянскими республиками своих поселений в восточном Средиземноморье появились целые населенные пункты, которые получали от Византии, а затем и от других государей ряд привилегий, в том числе право автономного управления и суда среди своих сограждан, что и привело в итоге к появлению первых консулов. В дальнейшем - в XIII-XIV вв. - консульский институт достаточно широко распространился по всей Европе и со временем превратился в государственное учреждение, были заключены первые консульские договоры (Пиза - Марокко (1133 г.), Венеция - Египет (1238 г.), Арагон - Тунис (1285 г.).
Режим морских пространств в период Средневековья находился под влиянием двух различных подходов к пользованию морем. Один из них поддерживали ведущие морские державы (Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия). Он заключался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями мирового океана свой суверенитет. Согласно другому подходу (Нидерланды, Франция) открытое море должно было быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе данного подхода лежало представление о том, что мировой океан считаться общей собственностью и быть свободным всех государств. Впрочем, в конце XVI в. Англия стала склоняться к идее о том, что пользование морем должно быть свободным для всех и ни одно государство не должно претендовать на те или иные части мирового океана.
В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Поскольку считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, ширина территориальных вод в соответствии с «правом пушечного выстрела» стала определяться в три морские мили. Вопросы регламентации мореплавания и морской войны отражались в специальных сборниках, содержащих морские обычаи, судебные решения. Так, в XIV в. был издан сборник «Консолато дель маре» («Морской сборник»), содержавший правила нейтралитета, положения, касавшиеся военной контрабанды, и т.п.
Мирные средства международных споров в средние века стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к третейским судам и арбитражу. Так, в 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил Папа Иоанн XXII. В качестве арбитров выступали не только духовные лица, но и светские. Практиковалось также заключение договоров об арбитраже (третейском суде). Особенностью рассматриваемого периода было и то, что международные конфликты начинают становиться предметом рассмотрения вселенских соборов католической церкви, а также светских съездов государей и послов.
Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат, принятый 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и на верховенство», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение данного договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.
Завершение периода сословной монархии характеризуется выработкой понятия «суверенитет», которое означало политическое и юридическое верховенство власти монарха над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость в международных отношениях, включая независимость от римской церкви.
Средневековье убедительно продемонстрировало гибельность беззакония как для внутригосударственных, так и для международных отношений. Человечество было поставлено перед необходимостью утвердить правопорядок.
1.4 Международное право в эпоху буржуазных революций (XVII—XIX вв.)
Этот период в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права.
Вестфальский договор закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. В этих условиях и возникла идея использовать право для ограничения произвола во взаимоотношениях между государствами. Побуждающим мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту.
В Декларации международного права феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи, переносившие на международные отношения нормы и правила, свойственные взаимоотношениям индивидов:
1) «народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль» (ст. 1);
2) «человек должен человеку то, что народ должен другим» (ст. 3);
3) «частный интерес одного народа подчиняется интересам всего человечества» (ст. 5);
4) «народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают» (ст. 6).