Смекни!
smekni.com

Детские годы Багрова-внука 2 (стр. 37 из 70)

или жниву, - на это, пожалуй, всякий посмотрит с удовольствием. Но я также

любил смотреть, как охотник, подбежав к ястребу, став на колени и осторожно

наклонясь над ним, обмяв кругом траву и оправив его распущенные крылья,

начнет бережно отнимать у него перепелку; как потом полакомит ястреба

оторванной головкой и снова пойдет за новой добычей; я любил смотреть, как

охотник кормит своего ловца, как ястреб щиплет перья и пух, который

пристает к его окровавленному носу, и как он отряхает, чистит его об

рукавицу охотника; как ястреб сначала жадно глотает большие куски мяса и

даже небольшие кости и наконец набивает свой зоб в целый кулак величиною. В

этой-то любви обнаруживался будущий охотник. Но, увы, как я ни старался

выгодно описывать мою охоту матери и сестрице, - обе говорили, что это

жалко и противно.

Я прежде сам замечал большую перемену в бабушке; но особенное вниманье

мое на эту перемену обратил разговор отца с матерью, в который я вслушался,

читая свою книжку. "Как переменилась матушка после кончины батюшки, -

говорила моя мать, - она даже ростом стала как будто меньше; ничем от души

не занимается, все ей стало словно чужое; беспрестанно поминает покойника,

даже об сестрице Татьяне Степановне мало заботится. Я ей говорю о том, как

бы ее пристроить, выдать замуж, а она и слушать не хочет; только и говорит:

"Как угодно богу, так и будет..." А отец со вздохом отвечал: "Да уж совсем

не та матушка! Видно, ей недолго жить на свете". Мне вдруг стало жалко

бабушку, и я сказал: "Надо бабушку утешать, чтоб ей не было скучно". Отец

удивился моим неожиданным словам, улыбнулся и сказал: "А вы бы с сестрой

почаще к ней ходили, старались бы ее развеселить". И с того же дня мы с

сестрицей по нескольку раз в день стали бегать к бабушке. Обыкновенно она

сидела на своей кровати и пряла на самопрялке козий пух. Вокруг нее, поджав

под себя ноги, сидело множество дворовых крестьянских девочек и выбирали

волосья из клочков козьего пуха. Выбрав свой клочок, девчонка подавала его

старой барыне, которая, посмотрев на свет и не видя в пуху волос, клала в

лукошечко, стоявшее подле нее. Если же выбрано было нечисто, то возвращала

назад и бранила нерадивую девчонку. Глаза у бабушки были мутны и тусклы;

она часто дремала за своим делом, а иногда вдруг отталкивала от себя прялку

и говорила: "Ну, что уж мне за пряжа, пора к Степану Михайлычу", и начинала

плакать. Мы с сестрицей не умели и приступиться к ней сначала и, посидев,

уходили; но тетушка научила нас, чем угодить бабушке. Она, несмотря на свое

равнодушие к окружающим предметам, сохранила свой прежний аппетит к любимым

лакомствам и блюдам. Между прочим, она очень любила вороньи ягоды и

жаренные в сметане шампиньоны. Этих ягод было много в саду, или, лучше

сказать, в огороде; тетушка ходила с нами туда, указала их, и мы вместе с

ней набрали целую полоскательную чашку и принесли бабушке. Она как будто

обрадовалась и, сказав: "Знатные ягоды, эки крупные и какие спелые!" -

кушала их с удовольствием; хотела и нас попотчевать, но мы сказали, что без

позволения маменьки не смеем. Потом тетушка указала нам, где растут

шампиньоны. Это была ямочка или, скорее сказать, лощинка среди двора, возле

тетушкиного амбара; вероятно, тут было прежде какое-нибудь строение, потому

что только тут и родились шампиньоны; у бабушки называлось это место

"золотой ямкой"; ее всякий день поливала водой косая и глухая девка Груша.

Также с помощью тетушки мы наковыряли, почти из земли, молоденьких

шампиньонов полную тарелку и принесли бабушке; она была очень довольна и

приказала нажарить себе целую сковородку. Бабушка опять захотела

попотчевать нас шампиньонами, и мы опять отказались. Она махнула рукой и

сказала: "Ну, уж какие вы". Услуживая таким образом, мы пускались в разные

разговоры с бабушкой, и она становилась ласковее и более нами занималась,

как вдруг неожиданный случай так отдалил меня от бабушки, что я долго ходил

к ней только здороваться да прощаться. Один раз, когда мы весело

разговаривали с бабушкой, рыжая крестьянская девчонка подала ей свой клочок

пуха, уже раз возвращенный назад; бабушка посмотрела на свет и, увидя, что

есть волосья, схватила одною рукою девочку за волосы, а другою вытащила

из-под подушек ременную плетку и начала хлестать бедную девочку... Я

убежал. Это напомнило мне народное училище, и я потерял охоту сидеть в

бабушкиной горнице, смотреть, как прядет она на самопрялке и как выбирают

девчонки козий пух.

После двухнедельного ненастья, или, вернее сказать, сырой погоды,

наступило ясное осеннее время. Всякий день по ночам бывали морозы, и,

проснувшись поутру, я видел, как все места, не освещенные солнцем, были

покрыты белым блестящим инеем. "Вот какой мороз лежит!" - говорил Евсеич,

подавая мне одеваться. И точно, широкая и длинная тень нашего дома лежала

белая, как скатерть, ярко отличаясь от потемневшей и мокрой земли. Тень

укорачивалась, косилась, и снежный иней скоро исчезал при первом

прикосновении солнечных лучей, которые и в исходе сентября еще сильнее

пригревали. Я очень любил наблюдать, как солнышко сгоняло мороз, и

радовался, когда совершенно исчезла противная снежная белизна.

Не знаю отчего, еще ни разу не брал меня отец в поле на крестьянские

работы. Он говорил, что ему надо было долго оставаться там и что я

соскучусь. Жнитво уже давно кончили; большую часть ржи уже перевезли в

гумно; обмолотили горох, вытрясли мак - и я ничего этого не видал! Наконец

мороз и солнце высушили остальные снопы, и дружно принялись доканчивать

возку, несколько запоздавшую в этот год. Я видел из бабушкиной горницы, как

тянулись телеги, нагруженные снопами, к нашему высокому гумну. Это новое

зрелище возбудило мое любопытство. Я стал проситься с отцом, который

собирался ехать в поле, и он согласился, сказав, что теперь можно, что он

только объедет поля и останется на гумне, а меня с Евсеичем отпустит домой.

Мать также согласилась. С самого Парашина, чему прошло уже два года, я не

бывал в хлебном поле и потому с большою радостью уселся возле отца на

роспусках. Я предварительно напомнил ему, что не худо было бы взять ружье с

собой (что отец иногда делал), и он взял с собой ружье. Живя в городе, я,

конечно, не мог получить настоящего понятия, что такое осень в деревне. Все

было ново, все изумляло и радовало меня. Мы проехали мимо пруда: на грязных

и отлогих берегах его еще виднелись ледяные закрайки; стадо уток плавало

посредине. Я просил отца застрелить уточку, но отец отвечал, что "уточки

далеко и что никакое ружье не хватит до них". Мы поднялись на изволок и

выехали в поле. Трава поблекла, потемнела и прилегла к земле; голые крутые

взлобки гор стали еще круче и голее, сурчины как-то выше и краснее, потому

что листья чилизника и бобовника завяли, облетели и не скрывали от глаз их

глинистых бугров; но сурков уже не было: они давно попрятались в свои норы,

как сказывал мне отец. Навстречу стали попадаться нам телеги с хлебом, так

называемые сноповые телеги. Это были короткие дроги с четырьмя столбиками

по углам, между которыми очень ловко укладывались снопы в два ряда,

укрепленные сверху гнетом и крепко привязанные веревками спереди и сзади.

Все это растолковал мне отец, говоря, что такой воз не опрокинется и не

рассыплется по нашим косогористым дорогам, что умная лошадь одна, без

провожатого, безопасно привезет его в гумно. В самом деле, при сноповых

возах были только мальчики или девчонки, которые весело шли каждый при

своей лошадке, низко кланяясь при встрече с нами. Когда мы приехали на

десятины, то увидели, что несколько человек крестьян длинными вилами

накладывают воза и только увязывают и отпускают их. Мы поздоровались с

крестьянами и сказали им: "Бог на помощь". Они поблагодарили; мы спросили,

не видали ли тетеревов. Отвечали, что на скирдах была тьма-тьмущая, да все

разлетелись: так ружье и не понадобилось нам. Отец объяснил мне, что

большая часть крестьян работает теперь на гумне и что мы скоро увидим их

работу. "А хочешь посмотреть, Сережа, как бабы молотят дикушу (гречу)?" -

спросил отец. Разумеется, я отвечал, что очень хочу, и мы поехали. Еще

издали заслышали мы глухой шум, похожий на топот многих ног, который вскоре

заглушился звуками крикливых женских голосов. "Вишь, орут, - сказал,

смеясь, Евсеич, - ровно наследство делят! Вот оно, бабье-то царство!" Шум и

крик увеличивался по мере нашего приближения и вдруг затих. Евсеич опять

рассмеялся, сказав: "А, увидали, сороки!" На одной из десятин был расчищен

ток, гладко выметенный; на нем, высокою грядой, лежала гречневая солома, по

которой ходили взад и вперед более тридцати цепов. Я долго с изумлением

смотрел на эту невиданную мною работу. Стройность и ловкость мерных и

быстрых ударов привели меня в восхищение. Цепы мелькали, взлетая и падая

друг возле друга, и ни один не зацеплял за другой, между тем как бабы не

стояли на одном месте, а то подвигались вперед, то отступали назад. Такое

искусство казалось мне непостижимым! Чтоб не перерывать работы, отец не

здоровался, покуда не кончили полосы или ряда. Подошедший к нам десятник

сказал: "Последний проход идут, батюшка Алексей Степаныч. И давеча была,

почитай, чиста солома, да я велел еще разок пройти. Теперь ни зернушка не

останется". Когда дошли до края, мы оба с отцом сказали обычное "бог на

помощь!" и получили обыкновенный благодарственный ответ многих женских

голосов. На другом току двое крестьян веяли ворох обмолоченной гречи;

ветерок далеко относил всякую дрянь и тощие, легкие зерна, а полные и