Над Пушкиным сгустилась новая туча. В годы южной ссылки литературная его слава неслыханно возрастает; тем с большей тревогой и злобой следят за ним царь и Аракчеев. Летом 1823 года поэту удалось добиться перевода из Кишинева в Одессу. Но не проходит и года, как новый его начальник, граф М. С. Воронцов, шлет на него донос в Петербург.
Одновременно с этим полиция перехватывает частное письмо Пушкина к одному из его друзей, в котором поэт высказывает атеистические взгляды. Придравшись к этому, царь подвергает его новой, весьма суровой каре. В июле 1824 года Пушкина с берегов Черного моря, из Одессы, отправляют в новую ссылку — в противоположный конец страны, «в далекий северный уезд», в псковское имение отца — село Михайловское.
Подневольная в течение целых двух лет (1824—1826) жизнь в Михайловском, вдали и от политических единомышленников и от литературных друзей, очень тяготила поэта, который справедливо называл ее «заточением». Но зато именно в эти годы ему удалось так непосредственно и так надолго, как никогда ранее, соприкоснуться с народом, с крестьянством.
Во все время ссылки при поэте находится его старая няня Арина Родионовна, которую и в письмах и в стихах этого времени он называет своей единственной подругою, сказками и песнями которой он снова, как в далекие детские годы, жадно заслушивается. Близость в это время поэта к народу не ограничивалась одной дружбой с няней.
До нас дошло много воспоминаний очевидцев о том, как Пушкин, подобно автору «Путешествия из Петербурга в Москву», Радищеву, любил в простом «мужицком» платье смешиваться с ярмарочной толпой, вступать в беседы с крестьянами, прислушиваться к пению нищих слепцов, к живой и образной народной речи.
Поэт близко сошелся с семьей соседки-помещицы П. А. Осиповой, в имении которой, селе Тригорском, часто и подолгу бывал. Большой радостью были для него кратковременные посещения его в Михайловском старыми лицейскими товарищами — Пущиным, Дельвигом. Летом 1826 года в Тригорском поселился молодой талантливый поэт Н. М. Языков, с которым Пушкин почти ежедневно встречался.
Но особенно благотворное влияние на всю его духовную жизнь в томительные годы михайловской ссылки имело тесное общение с людьми из народа, приобщение к миру народного творчества. Именно это закалило и укрепило душевные силы поэта, способствовало небывалому расцвету его творчества.
Михайловский период составляет одну из самых блистательных страниц творческой биографии Пушкина. То, что было создано за это время поэтом, по количеству, разнообразию, художественной полноценности превосходит решительно все предыдущие периоды его творчества. Пушкин дописывает здесь большую часть «Цыган», усиленно работает над «Евгением Онегиным» (главы 3—6), создает «Бориса Годунова», «Сцену из Фауста», «Графа Нулина», пишет очень много стихотворений, наконец несколько критических статей и набросков.