Смекни!
smekni.com

О некоторых средствах создания психологии героев романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказ (стр. 3 из 5)

В. Я. Кирпотин обратил внимание на «метод дву­кратного портретирования» в «Преступлении и нака­зании»: «Во второй раз мы видим Раскольникова иначе: «...Раскольников... был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь силь­ную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный».

Портрет Сони также дан дважды. Первый раз во время причащения умирающего Мармеладова. Во второй раз Соня описана, когда она пришла пригласить Раскольникова на поминки .

В первый раз Свидригайлов показан на улице, когда он догоняет Соню и заговаривает с ней. Во второй раз Достоевский показывает Свидригайлова в разговоре с Раскольниковым, перед драма­тическим, окончательным и последним уже выяснением его отношений к Дуне .

В чем смысл двукратного портретирования, к ко­торому так охотно прибегал Достоевский?

Достоевский имел дело с героями, проходившими через идейную и нравственную катастрофу, перевора­чивавшую все вверх дном в их нравственной сущ­ности. Поэтому на протяжении своей романной жизни они переживали по крайней мере два момента, когда наиболее были на себя похожи. Раскольников был создан из превосходного человеческого материала, в ином, более совершенном мире его внутренние качества прекрасно гармонировали бы с его внеш­ностью. Раскольников был по природе своей привле­кателен, об этом и говорит его наружность, какой она была до того, как он вовлекся в поток своей казуистики. Но убийство, совершенное во имя выно­шенной им ужасной идеи, привело к крушению не только его логического построения, но и сердца его, всей сущности его натуры, что и отразилось на его наружности, в его портрете. Раскольников был нрав­ственно жестоко ранен, и много предстояло ему еще прожить, чтобы прийти к новому равновесию, если оно еще было возможно для него»3.

4.Детали в романе

В романе Достоевского много пронзительно-точных деталей, наложенных намеренно слишком яркими мазками: похожая на «куриную ногу» старческая жилистая шея Алены Ивановны (это острое зрительное впечатление будет ____________________

1Зунделович Я. О. Романы Достоевского. Статьи. ─ Т., 1963, с. 60.

2Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Коммен-

тарий ─ Л., 1979, с. 27.

3Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Книга о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».─М., 1974, с.337-346.

повторено не один раз); зеленый драдедамовый «общий платок» в мармеладовском

семействе, которым в безмолвном горе с головой накрывается Соня после первого выхода на панель, в котором выбегает из до­му Полечка с вестью о беде и который будет на плечах Катерины Ивановны, когда она исступленно бросается на улицу, чтобы «сейчас, немедленно и во что бы то ни стало найти справедли­вость» и т.д. Как заметила А. А. Жук, «сама эта бьющая в глаза чрезмер­ная яркость правдивейшей детализации доказывает, что для Дос­тоевского дело не в том, чтобы раскрыть процесс жизни как он есть. К тому же реальная жизнь многообразна, многостороння. Достоевский, как мы убедимся далее, чаще всего целеустремлен­но односторонен в выборе ее примет и явлений. Он сосредоточен­но избирателен во всем — идет ли речь о суточном круговороте, цветах или формах предметов»1.

Не оставил без внимания детали в романе Достоевского и С.В.Белов, заметив, что « стиль каждого большого художника- нечто единое целое, законченная система, где нет ничего случайного. Даже такая незначительная деталь, как повторяющиеся числа «семь» и «одиннадцать» в «Преступлении и наказании», имеет значение для раскрытия идейной проблематики романа»2.

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано

непосредственно с евангельским текстом. «Был час одиннадцатый, когда он

вышел на улицу»,— отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от

умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне: «Я поздно... Одиннадцать часов есть? — спросил он, все еще не подымая на нее глаз. — Есть, — пробормо­тала Соня.—Ах да, есть! —заторопилась она вдруг, как будто в этом был для нее весь исход,—сейчас у хозяев пробили... и я сама слышала... Есть».

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом — й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петро­вичу».

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство не­бесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выхо­дил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А ве­чером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слы­шать и в проповеди св. Иоанна Златоуста, ежегодно читаемой в православных церквях во время пасхаль­ной заутрени.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоев­ский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, одиннадцатого, первым. (Недаром для Сони был «весь исход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у

___________________

1Жук А.А. Русская проза второй половины 19 века. ─ М., 1981, с. 91.

2Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Коммен-

тарий ─ Л., 1979, с. 27.

Капернаумовых пробило один­надцать часов)1.

Число 7 является наиболее устойчивым символи­ческим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман семичленен (6 частей и эпилог), первые две части состоят из семи глав каждая, роковое время для Раскольникова — 7 часов вечера. Цифра 7 букваль­но преследует Раскольникова: «В семом часу, завтра», «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожи­данно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее со­жительницы, дома не будет и что, стало быть, ста­руха ровно в семь часов вечера, останется дома одна». «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: — Семой час давно!»

Но цифра 7 здесь, возможно, не случайна. Согласно учению пифагорейцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым чис­лом», как соединение числа 3— божественного совер­шенства (троица), и 4 — мирового порядка; следова­тельно, число 7 является символом «союза» бога с человеком, или общения между богом и его творе­нием. В Библии говорится о том, что в 7-й день, после шести дней творения, бог почил. По 7 из чистых животных нужно взять Ною в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7 (Бытие, гл. 41). Каждый 7-й день и каждый 7-й год был свят, и после 7x7 лет наступал юбилейный и т. д. и т. п.

Можно предположить, что, идя на убийство в 7 ча­сов, в это «истинно святое число», в этот символ «союза» бога с человеком, Раскольников тем самым уже был заранее обречен на поражение, так как хотел разорвать этот «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оста­валось еще семь лет; а до тех пор столько нестер­пимой муки и столько бесконечного счастья!.. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновенья, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяю­щееся в романе число «четыре»: «Однако так как мучительные колебания Раскольникова, символизирую­щие его психический разлад и моральное замеша­тельство, все же должны представлять его возможную психическую и моральную цельность, то лестницы и число четыре связаны, гак как лестница буквально ведет к определенному повторяющемуся уровню вы­соты — к четвертому этажу.

Квартира жертвы находится на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строится четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на 4-м этаже; полицейская контора находится на 4-м этаже этого здания, и Раскольников направляется к четвертой комнате. В каждом случае эта окружающая обстановка отме­чает критический момент в психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника (укрыватель­ство), первая встреча с Соней и окончательное при­знание. После преступления Раскольников четыре дня находится в бредовом состоянии. В истории Лазаря. которую Соня читает Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. История

____________________

1Белов С. В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании».─ «Рус. речь», 1975, № 1, с. 40.

эта помещена в 4-м еван­гелии. У Раскольникова есть четыре основных бреда.

Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) проявлений числа «4», все связанные с преступлением Раскольникова, виной его и признанием.

Число 4 имеет основополагающее значение. Есть 4 времени года, четыре направления, четырехклеточ­ные стадии в эмбриональном развитии, четыре ста­дии человеческой жизни, четыре «мира», четыре эле­мента».

И, как было уже сказано выше, символика числа восходит к фольклорной и библейской числовой символике: четыре стороны света — слова Сони: «стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю... поклонись всему свету на все четыре стороны», — 4 евангелия. Откровение Иоан­на Богослова — 4 животных; 4 ангела, 4 угла земли, 4 ветра; 4 имени сатаны; 4 сотворенных богом предмета; 4 имени народа и т.д.