Смекни!
smekni.com

Особенности классификации побоев (стр. 3 из 6)

Общим для ст.115, 116, УК РФ является то, что последствия определяются судебно-медицинской экспертизой или судебно-медицинским освидетельствованием.

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст.115, 116, УК РФ характеризуется умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла. Чаще всего умысел данных составов неопределённый.

Для квалификации деяния виновного по ст.115, 116, УК РФ необходимо установить, что виновный желал причинить именно вред здоровью или физическую боль или физические и психические страдания либо специально допускал возможность этого или относился к их наступлению безразлично. Если виновный имел намерение причинить вред здоровью, то содеянное надлежит рассматривать как покушение на причинение вреда здоровью потерпевшего. Как и при побоях, причинение лёгкого вреда здоровью по неосторожности не влечёт за собой уголовной ответственности. Мотивы трёх деяний могут быть любые, например, месть, равность, неприязненные отношения.

Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 115,116, УК РФ является лицо, достигшее 16 лет.

СООТНОШЕНИЕ СТ. 116, УК РФ СО СТ. 121,123,124,125 УК РФ Статьи 122,123 УК РФ «Заражение ВИЧ-инфекцией», «Незаконное производство аборта», в объективной стороне совпадают со ст. 116,117 УК РФ в том, что преступления характеризуются действием. В ст.122 УК РФ действие выражается в действии, в ст.123 УК РФ- в производстве. Статьи 124 «Неоказание помощи больному» и 125 « Оставление в опасности» УК РФ, наоборот, характеризуются бездействием и тем самым расходятся с побоями и истязаниями.

Родство деяний, предусматривающих ответственность за побои и истязания с деяниями ч.2, 4 ст.122 и ст.123, 124 УК РФ очевидно, т.к. данные преступления следует считать оконченными с момента причинения последствий, например, в виде заражения ВИЧ-инфекцией или причинения физической боли. Соответственно и состав будет в данном случае материальный.

Разнятся с побоями и истязаниями ч.1 ст. 122 и ст.125 УК РФ, где состав формальный. Они окончены с момента постановки другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией или с момента оставления в опасности потерпевшего независимо от реально наступивших последствий.

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст.116, 117, 122, 123, 124, 125 УК РФ совпадает в части виновных форм субъективной стороны. Однако есть и различия. Вина, как обязательный признак субъективной стороны, присутствует во всех составах данных преступлений. Побои и истязания, как и ч.1 ст.122, ч.2,4 ст.122, ст.123,124, 125 УК РФ, могут совершаться как с прямым, так и с косвенным умыслом. Прямой умысел предусматривается ч.2,4 ст.122, 123,124,125 УК РФ, а косвенный – ч.1, 2, 4 ст.122 УК РФ. Однако деяние по ч.1, 2, 4 ст.122, ч.2,3 ст.123 – могут совершаться и с неосторожной формой вины в виде преступного легкомыслия и преступной неосторожности. Это отличает их от побоев и истязания.

Мотивы всех этих преступлений могут быть самыми различными и совпадать с мотивами ст.116,117 УК РФ.

Субъектом преступлений, предусмотренного ст.116,117, 122 УК РФ может быть любое лицо, достигшее 16 лет, но заражённое ВИЧ-инфекцией.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.123 УК РФ может быть любое лицо, не имеющее высшего медицинского образования по гинекологическому профилю. В этом кроется отличие от побоев и истязания, где субъект общий, с 16 лет.

При неоказании помощи больному (ст.124 УК РФ ) и оставлении в опасности (ст.125 УК РФ ), субъект преступлений не соответствует субъекту ст.116,117 УК РФ, т.к. он специальный и в первом случае ответственность несут только медицинские работники, обязанные оказывать помощь больному, а во втором – лица, обязанные заботиться о беспомощном, в силу своей профессии, из договора или предшествующего поведения.

Одинаковым при рассмотрении преступлений, предусмотренных ст.117, 122 УК РФ является наличие в них квалифицирующих признаков, имеющих общую направленность. Таковыми являются, «в отношении двух или более лиц» и «в отношении заведомо несовершеннолетнего». Статьи 116 и 125 УК РФ являются простыми, и это их сближает[4].

СООТНОШЕНИЕ ПОБОЕВ И ИСТЯЗАНИЙ МЕЖДУ СОБОЙ

Побои и истязания отнесены к преступлениям против здоровья, сопряжённым с совершением неоднократных насильственных действий. Составы этих преступлений, предусмотренных ст.116,117 УК РФ, являются самостоятельными и имеют как общие, так и различные признаки.

Объект преступлений, т.к. побои и истязания общий. Он образует общественные отношения, обеспечивающие право человека на физическую неприкосновенность, а в конечном итоге – безопасность здоровья граждан.

В объективной стороне, истязания имеют несколько расширенные аспекты преступления, чем побои. Это легко доказывается, если посмотреть на диспозицию статей преступлений, предусмотренных ст.116,117 УК РФ. Так, при побоях, объективная сторона состоит в нанесении побоев и иных насильственных действий, причиняющих физическую боль. В истязаниях объективная сторона состоит не просто в побоях иных насильственных действиях, а в их систематическом нанесении. Причиняется при этом не просто физическая боль, но и психические страдания. В ст. 116 УК РФ побои – это одномоментный акт, а в ст.117 УК РФ побои – это систематическое применение противоправных актов (не менее трёх раз). Тоже касается и иных насильственных действий. Они и при побоях, и при истязаниях могут быть одинаковыми, но если выкручивание рук в ст.116 УК РФ - это одномоментный акт, то в ст.117 УК РФ- систематический. Отличительной чертой объективной стороны этих преступлений является то, что при побоях потерпевший может испытывать помимо физической боли ещё и психические страдания, но это самостоятельного влияния на правовую оценку не оказывает. Наоборот, при истязаниях обязательными признаками объективной стороны, влияющими на правовую оценку содеянного, будут и физические, и психические страдания[5].

Особое внимание обращает и тот факт, что ст.116 УК РФ может применяться в том случае, если не наступили последствия в виде вреда здоровья или утраты общей трудоспособности. Статья 117 УК РФ так же не может быть применена при вреде здоровью, но лишь только при тяжком или средней тяжести (ст.111,112 УК РФ). Если же её охватываются последствия ст.115 и 116 УК РФ, то дополнительная квалификация при лёгком вреде здоровью и побоях не нужна.

Отличительной особенностью побоев от истязаний является то, что уголовные дела по ст.116 УК РФ возбуждаются только по жалобе потерпевшего (частное обвинение), а по ст.117 УК РФ- обязательно государственное обвинение.

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст.116,117 УК РФ одинакова. Она характеризуется виной в форме прямого или косвенного умыслов. Умысел может быть неконкретизированным. Целями побоев и истязаний является причинение физической боли потерпевшему. Правда истязания трактуются здесь шире, как не просто физической боли, но и психических страданий. Мотивы и в ст.116 и 117 УК РФ практически одинаковы: месть, вражда, неприязненные отношения.

Субъектами данных деяний являются лица, достигшие 16 лет[6].

Ещё одной отличительной особенностью истязания от побоев является наличие квалифицирующих признаков, отягчающих ответственность за деяния, предусмотренные ст.117 УК РФ.

3. Типичные ошибки при квалификации статьи 116 УК РФ в судебной практике

Правильное применение судами законодательства об ответственности за побои и истязания, обеспечивает соблюдение конституционных прав граждан, воспитывает у них чувство уважения к закону и нормам поведения, способствует ликвидации, возникающих на личной почве конфликтов и предупреждению в ряде случаев связанных с ними, более тяжких преступлений против здоровья, таких как предусмотренных ст.111,112 или 115 УК РФ.

В целом органы внутренних дел, прокуратура и суд дела, предусмотренные ст.116,117 УК РФ, рассматривают в соответствии с требованиями закона, разъяснениями, содержащимися в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, а также обеспечивают надлежащий контроль за правильным и своевременным рассмотрением заявлений и жалоб граждан, за проведением дознания по делам данной категории.

Однако допускаются ошибки и недостатки создающие трудности и снижающие эффективность борьбы с такими преступлениями как побои и истязания, ведущие к волоките в данной категории дел.

Некоторые суды недооценивают значение правильного и своевременного рассмотрения дел о преступлениях, предусмотренных ст.116,117 УК РФ, для восстановления нарушенных прав граждан и предупреждения других преступлений.

Не всегда обеспечивается выполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании события преступления, обстоятельств, уличающих или оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, а так же данных о его личности и личности потерпевшего.

Данные о количестве преступлений, связанных с истязаниями и, особенно, с побоями, говорят об увеличении численности данных деяний. Так «…изучение уголовных дел показало, что дела о преступлениях, предусмотренных частным обвинением, составляют значительную долю в общей структуре преступности и составили 11,8 % в 1998 году и 14,3 % за шесть месяцев 1999 года от общего количества дел, находящихся в производстве судов Архангельской области»[7].

Судами и органами следствия нередко не учитываются процессуальные особенности рассмотрения жалоб и дел, связанных с побоями и истязаниями. В ряде случаев нарушаются нормы УПК РСФСР , регламентирующие порядок и сроки рассмотрения жалоб (ст.109,110 УПК РСФСР ); вопреки требованиям ст.27 УПК РСФСР допускается возбуждение дел при отсутствии в жалобе просьбы о привлечении лица к уголовной ответственности за побои; иногда потерпевшему не разъясняется его право на примирение с лицом, на которое подана жалоба за побои; возбуждение уголовного дела и назначение судебного заседания не всегда оформляется единым процессуальным документом – постановлением. Имеют место факты необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела.