Все ненавистное Шукшину слилось в той вахтерше: и тупой бюрократ, и остервенелый продавец, и психопат-насильник.
«Я вдруг почувствовал, что — все, конец...»
Конец: договориться невозможно.
Так невозможно?
Да! Если видеть в ней только тупую дуру, вымещающую на человеке, попавшем в ее власть, все свои обиды на жизнь.
А если и в ней, в этой обезумевшей от злобы вахтерше, попытаться увидеть человека? Вымогает взятку? Да. Почему? — не задумывались? Ей что этот полтинник — экономику выправит? Шоколадкой наестся? Не поверю. Тут другое: взятка, столь безобидная по размеру, носит для нее символический характер. Знак уважения. Стоять у дверей швейцаром, цербером, вышибалой, механическим исполнителем инструкции — да где ж сравняться ей, вколоченной в эту совершенно безличную работу, с людьми, которые здесь лечатся, посещают друг друга, беседуют — одним словом, существуют именно как люди? А унизить их! Стащить на свой уровень! Хоть на мгновение, пока он, «чистенький», будет со смятением эту самую шоколадку совать...
Голову на отсечение: никогда такая вахтерша не взяла бы взятки, если б не верила твердо, что для сующего шоколадку или полтинник это именно унижение. Но она по глазам знает, кто «не умеет давать». И уж тут не отступится. Душу вывернет! Еще и куркулем назовет за полтинник. Верит ли она, что больному жалко пятидесяти копеек? Чепуха, не та сегодня жизнь, нет нищих, да с нищего она и не взяла бы. Она сдерет с гордого... Жалкая, пустая, скрюченная, униженная душа ее словно требует: унизься до меня хоть на секундочку! Я злая, я пустая, я несчастная, я тебе завидую, я тебя ненавижу за то, что ты живешь свободней, интересней, ярче меня,— так пожалей меня, признай во мне ровню, признай, что и я человек... унизься, сунь же мне эту самую шоколадку...
Я не спорю: легко мне, сидя за письменным столом, рассуждать так. А там, в гулком вестибюле, не знаю... Там пожалеть не хватило бы, наверное, сил. Легко пожалеть хорошего, правого, красивого, несправедливо обиженного. Но какой подвиг духа нужен — пожалеть неправого...
Путь Шукшина — это именно попытка понять душу искаженную, пробудить добро в злом, понять неправого. Попытка через свой уникальный жизненный, социальный опыт полугорожанина-полукрестьянина выйти к всеобщей нравственной истине, причем не скрадывая, не облегчая задачи, а именно через тяжкий опыт выстрадать добро.
«Кляуза» появилась в газете 4 сентября 1974 года.
Четыре недели спустя В.Шукшин умер на съемках фильма «Они сражались за Родину».
3.Заключение.
В данной работе прослеживается как, создавая целую галерею запоминающихся персонажей, В.Шукшин изменил своё отношение к человеку и к его поступкам. Эти персонажи демонстрируют разные грани русского национального характера. Этот характер проявляется у Шукшина чаще всего в ситуации драматического конфликта с жизненными обстоятельствами. Русский человек в изображении Шукшина — человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять.
В одном рассказе В.Шукшин воспроизвел диалог, имевший хождение в студенчестве:
-Отчего Есенин умер так рано?
-Не рано: допета песня...
Допета ли песня?
А «Разин»! А прорезавшийся в Шукшине исторический романист!
А театральный драматург, только-только начавшийся в странных «Повестях для театра»!
А философ, брезжущий в причудливом сценарии «До третьих петухов», этом трактате о русском характере!
Столь многое начиналось в В.Шукшине в эти последние годы, и столь большие ожидания успел возбудить он в широчайших кругах народа, что всякая мысль о «завершенности» первое время казалась тут просто кощунственной, и прав был С. Залыгин: разве Шукшин умел «завершать»? — он только начинал и начинал...
Все так. Духовная эволюция В.Шукшина — тема обширнейшая и особая. И все-таки главная песня, с которой Шукшин пришел в нашу духовную жизнь из реальных своих университетов,— эта песня допета, этот опыт исчерпан, эта судьба испытана до конца.
4.Приложения
Список используемой литературы:
1. Василий Шукшин «До третьих петухов», «Известия» М. 1976г.
2. М. Г. Дорофеева, Л. И. Коновалова, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо «Изучение творчества В. М. Шукшина в школе» Литература в школе 5’99
3. И. Толченова «Слово о Шукшине»; «Современник» М. 1982 г.
4. В. Коробов «Василий Шукшин. Творчество. Личность», «Советская литература» М. 1977г.
5. Л.Емельянов «Василий Шукшин. Очерки творчества», «Художественная литература» С.-П. 1983г.
6. В.А. Апухтина «Проза Шукшина», «Высшая школа» М. 1986г.
7. В.Ф. Горн «Василий Шукшин. Штрихи к портрету», «Слово» М. 1993г.
8. И. Дедков «Последние штрихи», «Современник» М. 1989г.