Смекни!
smekni.com

Д. И. Фонвизин (стр. 2 из 3)

Она вскоре ясно дала почувствовать это писателю, грубо оборвав его литературную деятельность в, в сущности,; прекратив ее.

Фигура Простаковой схвачена и изображена Фонви­зиным с необычайной верностью и реалистичностью. Он глубоко понял неразумность ее слепой, животной любви к своему детищу, Митрофану,— любви, которая, в сущ­ности, губит ее ненаглядного сына. Отвратительна Простакова в сценах с крепостными крестьянами, жалка при встречах с Правдивым и Стародумом. Фонвизин ясно по­казывает, что Простаковы не должны управлять людьми: они губят самую идею власти, а могут погубить и госу­дарство, вновь доведя крепостной народ до восстания. Но при всем этом Простакова не зверь, а человек, пусть безнадежно испорченный средой и воспитанием, но все же человек. Писатель сумел показать это в последней сцене «Недоросля», когда потерявшая власть Проста­кова, увидев крушение своих замыслов, бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг, Митрофанушка!» — и наталкивается на бессердеч­ный и злой ответ его: «Да отвяжись, матушка, как навя­залась...»—«Вот злонравия достойные плоды!» — гово­рит Стародум, заканчивая комедию: но эта оценка его относится не только к Простаковой, а и ко всей системе государственного порядка в России. Злонравие поддан­ных есть прямое следствие дурных качеств государя, полагал Фонвизин; существованием своим Скотинины и Простаковы обязаны всему режиму, а стало быть, этот режим негоден и должен подвергнуться коренным изменениям.

«В «Недоросле» впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства»,— писал М. Горький в своей «Истории русской литературы».

Тема воспитания всегда сильно занимала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в Рос­сии и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями и опекунами крестьянского населения страны. А воспита­ние молодых дворян было поставлено очень дурно. Им часто занимались невежественные иностранцы, которым вверялись молодые люди, чьи родители были заражены ядом низкопоклонства перед заграницей и презирали свое, русское. Чему мог выучиться Митрофан у кучера-немца Вральмана, для того чтобы стать офицером или чиновником? Что мог вывезти из Парижа сын брига­дира Иванушка, отправившийся во Францию с убежде­нием в безусловном превосходстве всего иноземного над отечественной культурой? Самые дурные качества ха­рактера, самые отсталые взгляды на науку, В(ражда к истинному просвещению характеризуют этих молодых дворян.

В литературе не раз высказывалось мнение о том, что Стародум, Милой, Софья, Правдин — это «идеаль­ные» герои, что русская действительность не имела та­ких людей и автор «выдумал» их. Такой взгляд глубоко ошибочен; документы, мемуары и письма XVIII века резко ему противоречат.

В русском обществе, среди знакомых Фонвизина, были деятели, похожие на Стародума и Правдина, встре­чались образованные и чуткие девушки, напоминавшие Софью. Писатель обобщил их черты, представил в одном образе то, что находил у нескольких реальных прото­типов, и нимало не грешил против истины.

С еще большей уверенностью изображал он Простаковых и Скотининых: такие персонажи встречались гораздо чаще среди русского провинциального дворян­ства второй половины XVIIIвека; но и здесь писатель неминуемо прибегал к обобщениям.

Для современников Фонвизина речи Стародума звучали политически остро и мудро, в них состоял едва ли не главный интерес спектакля. Фонвизин устами Ста­родума излагал патриотические убеждения лучшей части дворянского общества, порывавшего с потемкинским режимом насилия и невежества; он спорил с Екатери­ной IIи давал ей наставления, каким должен быть «ис­тинно великий государь». И эти мысли хорошо принима­лись зрительным залом. Недаром, начиная свой журнал «Друг честных людей», Фонвизин писал, якобы обраща­ясь к Стародуму: «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика и доныне с удо­вольствием слушает».

К числу выдающихся достоинств комедии относится также ее язык. Фонвизин строит языковые характери­стики героев. Мал и беден словарь Митрофана и Скотинина; свободно владеют речью Стародум, Софья и Правдин. Много грубых и простонародных слов в речах Простаковой, язык ее не отличается от языка крепостных людей. Отставной солдат Цыфиркин пользуется выраже­ниями, употребляющимися в военном быту; семинарист Кутейкин уснащает свою речь церковнославянскими сло­вами и цитатами из духовных книг. Чтобы усилить характеристику Вральмана, писатель передает его лома­ную русскую речь и подчеркивает неправильности про­изношения.

Высоко оценивал творчество Фонвизина великий ре­волюционер-демократ В. Г. Белинский, называвший комедии «Бригадир» и «Недоросль» «гениальными соз­даниями», а их автора — «самобытным и даровитым» писателем. «Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхност­ного и внешнего европейского полуобразования новых поколений»,— писал Белинский в первой статье о сочи­нениях Александра Пушкина.

Фонвизин подлинно явился творцом первой русской реалистической комедии. «Недоросль» открыл новую страницу в истории русской литературы и театра. Пуш­кин справедливо называл «Недоросль» «народной коме­дией» и «единственным памятником народной сатиры».

В 1788 году Фонвизин задумал издавать журнал «Друг честных людей», или «Стародум», о чем было напе­чатано объявление. Однако издание это не было разре­шено, и подготовленные Фонвизиным материалы оста­лись в рукописях. Статьи «Друга честных людей» пока­зывают дальнейший рост художественного мастерства Фонвизина и развитие его гражданских идеалов. Он смело затрагивает вопрос о превосходстве парламент­ского строя над монархическим, о недостатках екате­рининского режима, о вопиющих несправедливостях, творящихся при дворе под покровительством царицы.

Одним из наиболее острых и ярких произведений Фонвизина, предназначенных им для своего журнала, является «Всеобщая придворная грамматика», состав­ленная в форме учебника. Грамматика Фонвизина дает меткие характеристики придворных нравов и вскрывает в весьма остроумных выражениях основные пороки представителей высшего сословия России. Нет сомнения в том, что автор, назвав свою грамматику «всеобщей», обобщал в ней многие черты, свойственные монархиче­скому правлению вообще; но верно также и то, что пре­жде всего он имел в виду русскую царицу и ее придворных. Эту группу вельмож и их прихвостней Фонвизин без обиняков называет «подлыми душами», рассматри­вая шесть оттенков, их различающих. Льстецы, подха­лимы, трусы, вымогатели, притворщики и подлецы — вот как характеризует сатирик качества придворных прихлебателей. С полной отчетливостью проведено раз­деление людей, составляющих царский двор, на «глас­ных», «безгласных» и «полугласных», определен «при­дворный падеж» как «наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости», указаны «придворные» накло­нения, времена и глаголы, из которых чаще всего упо­требляется глагол «быть должным», хотя долгов при дворе не платят.

Попытка издания своего журнала характеризует Фонвизина как писателя-бойца, не желавшего склады­вать оружие. Но вряд ли он серьезно рассчитывал на успех своего начинания. Слишком ясно было, что Ека­терина не хочет больше видеть в печати произведений Фонвизина. Пятью годами ранее она почти прямо за­явила об этом. В 1783 году Фонвизин отправил в жур­нал «Собеседник любителей российского слова» вопросы к сочинителю «Былей и небылиц» — под таким назва­нием императрица помещала в журнале свои длинные, нимало не остроумные и часто бессмысленные фелье­тоны. Вопросы Фонвизина были напечатаны, но Екате­рина сопроводила их своими ответами, показавшими, сколь сильно она была раздражена смелостью автора и как резко потребовала от него безусловного подчи­нения.

В самом деле, Фонвизин поставил такие вопросы, ко­торые не могли не задеть императрицу. Он спрашивал, например: «Отчего много добрых людей видим в от­ставке?», «Отчего известные и явные бездельники при­нимаются везде равно с честными людьми?», «Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют и весьма большие?» Каждый во­прос имел точный адрес, бил прямо в цель. Фонвизин затрагивал важнейшие темы дня — создание законодательных учреждении, введение гласного суда, отставку представителей дворянской оппозиции, фаворитизм и многое другое, Екатерина отвечала не по существу, лгала, изворачивалась, а в конце концов рассердилась и, отвечая на четырнадцатый пункт, указала, что «сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели».

Особенно четко точка зрения Екатерины была выра­жена в ответе на последний, двадцатый вопрос. «В чем состоит наш национальный характер?» — спрашивал Фонвизин. Для него было ясно, что отличительными чер­тами этого характера являются патриотизм, мужество, честность, верность гражданскому долгу, ненависть к рабству. Так думали все лучшие, передовые русские пи­сатели; в таком свете рисовался русский национальный характер великому современнику Фонвизина—А. Н. Ра­дищеву, Что же ответила Екатерина? Она потребовала от русского человека совсем иных качеств, считая, что наш национальный характер состоит в «остром и ско­ром понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных». Послу­шания— вот чего ждала императрица после крестьян­ской войны 1773—1775 годов, а именно раболепной по­корности она и не видела со стороны Фонвизина. Он не соглашался, он спорил и становился опасной силой. Прежде всего надо было ограничить «свободоязычие» писателя, то есть запретить ему печататься.