Смекни!
smekni.com

Любовь и война в повести В. П. Астафьева Пастух и пастушка (стр. 3 из 3)

В 1995 г. за роман «Прокляты и убиты» В.П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.

С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне «Так хочется жить», а в 1995-1996 гг. пишет — тоже «военную» — повесть «Обертон», в 1997 г. он завершает повесть «Веселый солдат», начатую в 1987 году, — война не оставляет писателя, тревожит память.

В 1997-1998 гг. в Красноярске осуществлено издание Собрания сочинений В.П. Астафьева в 15 томах, с подробными комментариями автора.

1997 г. писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 г. он удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда».

Умер Астафьев в с. Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001 г., похоронен там же.

Тема Великой Отечественной Войны в творчестве В. П. Астафьева

Первым произведением, в котором В. Астафьев заявил о себе как писатель-фронтовик, стал его рассказ «Гражданский человек», который позднее был переименован и получил новое заглавие - «Сибиряк». Героем этого рассказа становится обычный пареньМатвей Савинцев, житель деревни Алтайского края. В его внешности и манере разговора сразу угадывается добродушие и простота. Он служит связистом. Не ради показного героизма и не ради великой идеи он налаживает связь под пулями. Он делает это по тому, что надо делать, выполняет свою работу. Война стала работой для множества мужчин тех лет. Судьба его, как и судьба большинства героев последующих произведений В. Астафьева, трагична. Крепкий деревенский парень умирает от ранения в живот, зажав в руке провода связи.

В 1960 г. В. Астафьев всего за несколько дней написал повесть «Звездопад», посвященную описанию жизни военного госпиталя, куда попадает раненый солдат по имени Митя, так же как и герой рассказа «Гражданский человек», сибиряк. Это повесть о чистой любви Мити и Лиды, медсестры госпиталя, о жизни и смерти раненых. Любовь главных героев обречена. Сказки, которую рисовал Митя, на войне не бывает. Влюбленные расстаются. Само название повести «Звездопад» имеет символическое название. Существует легенда, что звезды – души людей, которые живут на Земле. Когда человек умирает, его звезда гаснет – «падает». Много звезд упало в военное время…

В цикл автобиографических рассказов «Последний поклон» так же вошли рассказы о войне.

В рассказе «Где-то гремит война» автор еще не участвует в боях. Но беды военных лет касаются всех, живущих в это время: тетке Августе приходит похоронка. Она остается одна в это тяжелое время, а на руках трое малолетних детей. Мысль о том, чтобы покончить с собой первой же приходит в голову. Но помогают близкие. Война учит людей приспосабливаться, «стряпать – муки горсть, картошек ведро; собирать колоски; перекапывать поля с мерзлой картошкой; есть оладьи из колючего овса; пахать на коровах; таскать на себе вязанки; высокие сибирские заплоты, где и ворота – свалить на дрова, открыто жить, вместе со всеми тужить и работать, работать, работать – скопом, народом, рвя жилы, надрываясь, поддерживая друг дружку». Война так изменяет лица людей, что женщина становится похожей на мужчину и только отдельные нотки в интонации и жестах напоминают о той, какой она была до войны. Война не где-то далеко, она «везде и всюду, по всей земле».

В рассказе «Сорока» Астафьев поражают страшные картины крови и страданий раненых, лежащих в заблудившейся машине, кучи трупов рядом с ранеными. Молодая девушка санинструктор не может им ничем помочь, она не готова была к той роли, которую отвела ей война. В куче трупов автор находит своего дядю Васю, которого мечтал увидеть на фронте живым. Рассказчик устраивает очень скромные похороны в безызвестном месте, делает табличку из срубленной в лесу сосны. В итоге дядя Вася оказывается потерянным для всего мира – пропавшим без вести и его имя не напишут на памятной стене. Автор даже не может найти его могилу, которую когда-то выкопал сам. Вместе с человеком похоронены его стремления, цели, надежды и желания, мечты, мысли и чувства. Память о нем хранится в сердцах его близких. Однако нотка оптимизма все же звучит в конце рассказа: с автором встречается внебрачный сын дяди Васи. Род человеческий продолжается, продолжается жизнь.

В рассказе «Соевые конфеты» звучит фраза: «Военное время < … > страшно прежде всего тем, что человеческая жизнь как бы убавляется в цене, а кое для кого и вовсе ее теряет». И это действительно страшно. Страшна смерть одного человека, за которой стоит горе всех его родных, а на войне люди гибли тысячами.

Светлой радостью, жизненной энергией, оптимизмом, верой в счастливое будущее пронизан рассказ «Пир после победы». Ликует автор, возвращаясь домой, и вместе с ним ликует природа. Душа его поет и от переполняемых его чувств, автор орет во весь голос. И женщина, сперва назвавшая его дураком, увидев его гимнастерку и награды, понимающе улыбается. Автор рад был бы помогать ей сколько угодно, но слишком спешит домой к бабушке. Он проходит по местам, где когда-то чуть не замерз, встречается с буржуйкой, которая за время войны построила дачу на той дороге, по которой он уходил на войну. Но ничто не может заглушить великой радости автора – он живой идет домой с войны! В нем живет твердая уверенность – все зло осталось в прошлом, за чертой победной весны.

Эту тему продолжает следующий рассказ, давший название всему циклу, - «Последний поклон». Автор приходит домой, встречает постаревшую бабушку. А дом и двор все тот же. Екатерина Петровна говорит, что горячо молилась за внука, что и спасло его. Наконец они встретились! И оба не могут сдержать слез. Через некоторое время бабушка Астафьева умерла, а его не отпустили с производства на похороны. Он не приехал. Чувство вины за этот поступок будет преследовать Астафьева всю его дальнейшую жизнь. Бабушка его бы простила, но нет ее больше. И некому прощать.

В 1990-1994 гг. Астафьев создает свою главную книгу о войне – роман «Прокляты и убиты». Здесь зазвучала суровая правда о войне и советском времени в целом так, как еще нигде не звучала. Землянки и порядки командования в первой части, которая получила название «Чертова яма», сопоставляются с тюрьмой. Следуют расстрел за расстрелом. Солдаты гибнут не от пуль врагов, а от своих командиров. Недостаток еды истощает даже самых сильных бойцов. А этим ребятам еще предстоит сражаться в бою, чему посвящена вторая часть романа – «Плацдарм». Неграмотные распоряжения и действия командующих становятся причиной смерти солдат.

В 1995 г. В. Астафьев пишет повесть «Так хочется жить». В ней мы снова сталкиваемся с произволом высших чинов. Главный герой повести Коляша Хахалиный, по прозвищу Колька-свист, “мастер по части чтения, пенья, всяческого сочиненья”, определен служить в автополк. Он мало понимает в шоферском деле, но старшина Олимпий Кристофорович Растакуев издевается над ним не за его неумение, а за его ученость. Из-за доноса старшины главный герой попадает на допрос. Но ему удается умело вести разговор и, когда нужно, смолчать. «За ним была мудрая и мученическая крестьянская школа. Наученный терпеть, страдать, пресмыкаться, выживать и даже родине, их отвергшей, служить, мужик российский знал, где, как ловчить, вывёртываться». Коляшу заботит и его несостоятельность в бою, негативное мнение окружающих о его работе. В рассказе «Так хочется жить», как и в романе «Прокляты и убиты», Астафьев обвиняет неумелое, неграмотное командование, которое является причиной гибели людей.

Таким образом, мы видим эволюцию в развитии военной темы в творчестве В. П. Астафьева. Сначала все беды солдат он видит в самой войне, смерть несут враги-немцы, бойцы погибают в боях, выполняя свою работу. В 90-х годах Астафьев пишет произведения, обвиняющие российское командование. И уже свои больше, чем чужие, повинны в смерти солдат.