в составе Р I. Кроликовый скит. В 1921 г. у Кузмина некоторое время жил
кролик. См. запись, сделанную в Дневнике в связи с самоубийством Анастасии
Николаевны Чеботаревской: "Я представил ветер, солнце, исступленную Неву,
теперь советскую, но прежнюю Неву, и маленькую Настю, ведьму, несносную
даму, эротоманку, в восторге, исступлении. Это ужасно, но миг был до
блаженства отчаянным. До дна. Темный кролик, тупой Гумми, поэт Блок,
несносная Настя - упокойтесь, упокойтесь. Успокоится ли и мое сердце, мои
усталые кости? Поспею ли я показать волшебство, что еще копится во мне? И
нужно ли это, в конце концов?" (Дневник, 26 сентября 1921).
642. ЖИ. 1923. Э 1. Дата - по списку РТ-2. Качнется Китеж на ките. Ср.:
"Когда ж кит-рыба поворотится, Тогда мать-земля восколыбнется" (Бессонов. С.
289).
643. Петроград. Пг., 1923. Альм. 1. Печ. по: Стожары. Пг., 1923. Кн. 3.
Корректура текста "Петрограда" справкой - РГАЛИ. Дата - по списку РТ-2. Медь
- в системе алхимических представлений металл, соответствующий планете
Венера.
644. "Россия". 1923. Э 8. Беловые автографы - РНБ, арх. П.Н.Медведева
(указано А.Г.Тимофеевым) и ИРЛИ, Р I. Дата - по списку РТ-2. По указанию
комментаторов ССт, отчасти построено на образах оперы Р.Вагнера "Тангейзер".
Коней стреноженных до сих пор он пасет. См. ст-ние 438.
645. ССт. Печ. по автографу РГАЛИ. Беловой автограф с датой - ИРЛИ, Р
I.
646. "Россия". 1923. Э 6. Дата - по списку РТ-2. Выпускаю за голубем
голубя. Имеются в виду два голубя - Крещенский и голубь Ноева ковчега.
647. Петроград. Пг., 1923. Альм. 1. Печ. по: Поэты наших дней. М.,
1924. Дата указана в публ. "Петрограда".
648. ЖИ. 1923. Э 8. Ст. 17 исправлен по смыслу (в оригинале "Гробы и
тисы"). Дата - по списку РТ-2. Паоло Учелло (1397-1475) - итальянский
художник, автор известной картины "Ночная охота".
649. ЖИ. 1923. Э 18. В том же номере - приветствие художникам молодой
Германии от группы эмоционалистов, подписанное среди прочих и Кузминым.
Основой ст-ния послужили кинематографические (подробнее см.: Цивьян Ю.Г.
Историческая рецепция кино: Кинематограф в России 1896-1930. Рига: 1991.С.
180-183) и литературные (прежде всего, как установил М.Г.Ратгауз, новелла
Л.Франка "Мать". См.: Ратгауз. С. 73, 81) тексты немецкого экспрессионизма,
которыми именно в начале 1923 г., как свидетельствует Дневник, был
чрезвычайно увлечен Кузмин. Дата - по списку РТ-2.
650. Пятые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для
обсуждения. Рига: 1990 / Публ. М.Б.Горнунга. - Лит. прил. / Публ. Г.Морева
по беловому автографу (Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме). Сверка
публикация с автографом показывает, что точнее сделана первая. Ст-ние было
передано Б.В.Горнунгу для публикации в 4-м номере машинописного журнала
"Гермес", который в свет не вышел. В ст-нии речь идет о т. н. "Туринской
плащанице", на которой отпечатался лик Иисуса Христа. Споры о подлинности
плащаницы ведутся много лет.
651. Поэты наших дней. М., 1924. Дата - по списку РТ-2. Ст. 12-16
связаны с преданием о т.н. "ветхозаветной Троице" (явлении Аврааму у дубравы
Мамре Господа в виде трех мужей; см.: Быт. 18, 1 - 16).
652. ССт по списку с чернового автографа (РГАЛИ) с неточностями. Печ.
по беловому автографу с датой (АЛ). Раков Л.Л. - см. преамбулу к разделу
"Новый Гуль", с. 765. Теодор - Э.Т.А.Гофман. Конрад - немецкий киноактер
Конрад Фейд (см. примеч. 501-515, 12).
653. Собрание стихотворений. Л., 1926. Беловой автограф - ИРЛИ, Р I.
Черновой автограф - РГАЛИ.
654. "Наше наследие". 1988. Э 4 / Публ. Н.А.Богомолова (по машинописной
копии невышедшего альм. "Мнемозина" [1 924; РГБ, арх. Л.В.Горнунга]).,
-Пятые Тыняновские чтения: тезисы докладов и материалы для обсуждения. Рига,
1990/ Публ. М.Б.Горнунга по автографу для того же альманаха, хранящемуся в
его собрании. В текстах разночтений нет. Дата - по списку РТ-2. В Эфесе
долгое время пребывал апостол Павел (Деян., гл. 18-20).
655. Печ. по беловому автографу с датой (АЛ). В списке РТ=2 - под загл.
"Двое".
656. Часть речи. Нью-Йорк, 1980. Вып. 1 / публ. Г.Г.Шмакова. Печ. по:
"Наше наследие". 1988. Э 4 / Публ. Н.А.Богомолова по беловому автографу
(ГЛМ). Курган Малахов - место ожесточенных боев в Крымскую войну 1853-1856
гг.
657. De Visu. 1993. Э 6 / Публ. С.В.Поляковой. Печ. по беловому
автографу (АЛ), с которого C.B. Полякова сделала список, когда он
принадлежал вдове Л.Л.Ракова. Ст-ние обращено к Ракову. В списке РТ-2 - под
загл. "Чудовище небес".
658. "Русская мысль". Лит. прил. Э 3/4 к Э от 5 июня 1987 / Публ.
Г.Г.Шмакова с датой: 1932-1933. - "Родник". 1989. Э 1 / Публ. Р.Д.Тименчика,
с датой: конец 1920-х. В текстах разночтений нет. Дата - по списку РТ-2.
659. Новые стихи. М, 1927. Сб. второй. Дата - по списку РТ-2.
660. Новые стихи. М., 1927. Сб. второй. Дата - по списку РТ-2. В ст.
13, вслед за издателями ССт, исправляем "О катчер Мурр" на правильное "катер
Мурр" (т. е. кот Мурр, герой знаменитого романа Э. Т. А. Гофмана).
Jotiannisberger Kabinett - название одного из высших сортов рейнвейна.
661. Часть речи. Нью-Йорк, 1980. Вып. 1 / Публ. Г. Г. Шмакова. - Печ.
по неавторизованной машинописной копии (РГАЛИ, арх. В. Н. Орлова), дающей
более осмысленное чтение первой строфы. В публ. Г. Г. Шмакова она читается:
"Вселенную! Ну, привольно!"
В клети запел слепой скворец.
Ты помнишь: "Пэт, совсем не больно!"
И в ванну падает отец.
Дата - по публ. Шмакова (по списку РГАЛИ - май 1925).
662. ССт (прил. "Addenda et errata"). Печ. по: Кузмин и русская
литература / Публ. Н. Г. Князевой, комм. Г. А. Морева, по списку из собрания
М. С. Лесмана. Написано на смерть балерины Л. Ивановой (см. примеч. 516-523,
6).
663. Собрание стихотворений. Л., 1926. Дата - по списку РТ-2. Беловые
автографы - ИРЛИ, альбом А. Д. Радловой, с датой: 17 февраля 1926 (сообщено
А. Г. Тимофеевым) и ИРЛИ, Р I. Две дополняющие (но отчасти и противоречащие
друг другу) интерпретации этого ст-ния см.: Шмаков Г. Г. Михаил Кузмин и
Рихард Вагнер // Венский сборник. С. 39-41; Гаспаров В. М., Гаспаров М. Л. К
интерпретации стихотворения М. Кузмина "Олень Изольды" // Кузмин и русская
литература. С. 47-49. Олень комельский, сотник благочестный. Г. Г. Шмаков
возводит эти слова к житию сотника Евстафия Плакиды, увидевшего в лесу
комолого, т. е. безрогого оленя. Однако вероятнее, что имеется в виду
Комельский лес в Вологодской губ., место подвижничества ряда русских святых
(см.: Коноплев Николай. Святые Вологодского края // Чтения в Имп. общ.
Истории и древностей российских при Моск. университете. М., 1895. Кн. 4
(175). Паг. 8-я. С. 65-101; указано М.Л.Гаспаровым). Взмолился о малиновой
рубашке. Явная отсылка к поставленной В.Э.Мейерхольдом в 1909 г. в
Мариинском театре опере Р.Вагнера "Тристан и Изольда", где Тристан был одет
в малиновую рубашку (см.: Ауслендер С. Петербургские театры //А. 1909. Э 3.
С. 38).
664. "Литературная газета". 1967. Э 12 / Публ. В.Н.Орлова по тексту,
сохранившемуся в памяти И.А.Лихачева. См. об обстоятельствах появления этого
текста: Петров В.Н. Калиостро // "Новый журнал". 1986. Кн. 163. С. 113-116.
Машинопись этого текста с пометой о его происхождении - РГАЛИ, арх.
В.Н.Орлова. Беловые автографы: ГЛМ; РГАЛИ, арх. А.Е.Крученых, с датой: 1924.
Печ. по беловому автографу (АЛ). Дата - по списку РТ-2.
665. Новые стихи. М., 1927. Сб. второй. Дата - по списку РТ-2.
Обращенный Павел. См.: Деян. 9, 3-20.
666. Часть речи. Нью-Йорк, 1980. вып. 1 / Публ. Г.Г.Шмакова. -
"Родник". 1989. Э 1 / Публ. Р.Д.Тименчика. Разночтений в текстах нет. Дата -
по списку РТ-2, совпадающему с датой в публ. Г.Г.Шмакова. В списке РТ-2 под
загл. "Золотая Елена". Удельная - обиходное название психиатрической
лечебницы в Петербурге.
667. Печ. по беловому автографу с датой (АЛ). В нем возле ст. 22
записана нотная фраза.
668. Лидия Иванова: 1903-1927. Л., 1927. Черновой автограф - РГАЛИ. В
нем была начата еще одна строфа:
И в памяти ничто не омрачит
Такие девичьи твои черты.
Лидия Иванова - см. примеч. 516-523 (6).
669. "Литературная Грузия". 1971. Э 7 / Публ. Е.В.Ермиловой. Беловой
автограф - собр. М.С.Лесмана (см.: Лесман. С. 302). Черновой автограф -
РГАЛИ. Печ. по ССт. О.А.Черемшанова - см. преамбулу к циклу 531-537. Роза
алая в зубах! Ср: "Красный розан - в волосах" (А.Блок, "Анне Ахматовой").
670. ССт. Автограф в альбоме О.Н.Арбениной-Гильдебранд (см. примеч.
435). - Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.