завершался в Васильсурске, куда Кузмин уехал 13 июля и вернулся 21 августа.
Психологическое состояние Кузмина в дни создания цикла рисует запись в
Дневнике: "Я давно уже не был в таком чувственном возбуждении, как последнее
время, и это угнетает, неудовлетворенное. Я вспоминаю роман Гонкура, где
Жермини Ласерте ножки от столов, стульев, палки от щеток, перила, свечи
представлялись мужскими членами, и она старалась не глядеть, чтобы не
возбуждаться. Не в такой степени, но вроде этого теперь со мною, и я
понимаю, как любители женщин не могут равнодушно слышать одно шуршанье
женских одежд" (13 августа 1906). По мере возникновения стихи сообщались
тогдашнему кругу друзей Кузмина, прежде всего В.Ф.Нувелю и К.А.Сомову. В
сентябре чтение цикла неоднократно фиксируется в Дневнике. 3 сентября на
вечере у Ивановых: "Наверху я читал новые стихи. Не знаю, понравилось ли.
Вяч. Ив<анович Иванов> уверяет, что Соллогубу <так!> понравилось"; 26
сентября: "...читал "Любовь этого лета". Кажется, понравилось, мне особенно
ценно и важно, что нравится молодым". 6 сентября Кузмин отправил цикл
Брюсову с письмом, начало которого приводим: "Многоуважаемый Валерий
Яковлевич, обращаюсь к Вам с большою просьбою написать Ваше мнение о
посылаемом мною ряде стихотворений, тесно связанных между собою и которые я
хотел бы назвать "Любовь этого лета", если бы это не звучало так некрасиво"
(РГБ, арх. В.Я.Брюсова). Получив ответ в письме от 1 октября: "От всей души
приветствую вашу "Любовь этого лета". Читал и перечитываю этот цикл Ваших
стихов, как близкую и давно любимую книгу. Как читатель приношу Вам свою
благодарность за эти 12 стихотворений. <...> Видел здесь М.Волошина и очень
рад, что его впечатление от Ваших стихов совершенно сходно с моим" (WSA. Bd.
7. S. 72), - 5 октября Кузмин написал: "Я был несказанно обрадован Вашим
сочувственным отношением к "Любви этого лета"; это - лучшая мне награда, за
которую я Вам чрезвычайно благодарен. Радуюсь, что эти стихи увидят свет
опять в "Весах"..." (РГБ, арх. В.Я.Брюсова). Успех цикла у читателей и
слушателей побудил Кузмина к дальнейшей работе над поэтическими
произведениями, не требовавшими обязательного музыкального сопровождения. В
декабре 1906 г. он записывает в Дневнике: "У меня мысль написать цикл,
аналогичный "Любви этого лета", Судейкину" (3 декабря). Опытным литераторам
публикация "Любви этого лета" казалась проблематичной: "Вяч. Ив<анович
Иванов> боится "Прерв<анной> повести" и "Любви эт<ого> лета"" (Дневник, 29
января 1907). Однако 29 марта Кузмин уже читал корректуру, а 20 апреля -
видимо, получив номер журнала с публикацией, - записал в Дневнике: ""Любовь
этого лета" выглядит страшно классически, будто Огарев или Веневитинов".
1. Беловой автограф - РГАЛИ. Шабли - белое французское сухое вино. Твой
нежный взор и т.д. друзьями Кузмина воспринимались как портрет П.К.Маслова.
См. в письме В.Ф.Нувеля от 1 августа 1906 г.: "К сожалению, я не мог долго
беседовать с ним <Масловым>, т.к. я был не один, но могу сказать, что он'
такой же, как и прежде. И нос Пьеро, и лукавые глаза, и сочный рот - все на
месте" (СиМ. С. 236; далее в том же письме цитируются и другие фрагменты
ст-ния). Иль Мариво капризное перо. В Дневнике зафиксировано, что Кузмин
купил пьесы Мариво 21 сентября 1905 г. и неоднократно их перечитывал.
"Свадьба Фигаро" - опера Моцарта на сюжет комедии Бомарше "Безумный день,
или Женитьба Фигаро".
2. Беловой автограф - РГАЛИ. Второй беловой автограф - РГАЛИ, колл.
Я.Е. Тарнопольского, подп. "Антиной" (см. след, примеч.).
3. Беловые автографы - там же. Антиной - фаворит римского императора
Адриана (нач. II в.), обладавший необыкновенной красотой. Кузмин нередко
идентифицировал себя с ним; в кружке "гафизитов" (подробнее см.: СиМ. С.
57-98) по инициативе Л.Д.Зиновьевой-Аннибал он получил прозвище "Антиной",
печатью с изображением Антиноя запечатывал свои письма. В 1899г. им была
написана вокальная сюита "Антиной" на стихи А.Н.Майкова (цикл "Альбом
Антиноя" из незавершенной драматической поэмы "Адриан и Антиной"). По
предположению Е.Г.Рабинович, образ Антиноя, каким он предстает в сочинениях
Кузмина, восходит к роману Г.Эберса "Император" (Рабинович Елена. Ресницы
Антиноя // "Вестник новой литературы". 1992. Э 4. С. 232-242). См. также
примеч. 80-86(7). Ферсит (Терсит) - персонаж "Илиады", обладавший
безобразной внешностью. Ср.: "Нет великого Патрокла, жив презрительный
Терсит" (В.А.Жуковский, "Торжество победителей").
4. Беловые автографы - РГАЛИ (в том числе - Стихи-19). См.: "Вставали,
умывались, я старательно накрывал стол, былопо чему-то выметено, зятя уже не
было. И здороваясь поцелуем, и сидя за чаем, будто с каким-то родственником,
племянником, гостем, милым, услужливым, скромным, угощать, занимать после
любовной ночи - было прелестно. У меня именно страсть, чтобы любимый человек
существовал и был не только для моментов любви. <...> Потом поиграл Faust и
Шуберта и поехали" (Дневник, 25 июня 1906).
5. Беловой автограф - в письме к К.А.Сомову от 5 августа 1906 г. из
Васильсурска (ГРМ, арх. К.А.Сомова). См.: "Обедал у Нувель, несколько
объяснились, собирались завтра к Сомову, а сегодня ненадолго к Ивановым и в
Тавр<ический> сад. Пошел дождь совершенно неожиданно, будто весной <...>. И
мне казалось, что В.Ф.<Нувелю>, который был довольно меланхоличен, не
хочется идти в сад, хотя я был почти уверен, что Павлик там, и очень скучал
о нем. Пели арию Розины; поднесенный когда-то букет от "друзей среды" уныло
сох на рояли, горели свечи, шел уже настоящий дождь, и мы сидели до третьего
часа" (Дневник, 1 июля 1906). Ария Розины - каватина из второго акта оперы
Д.Россини "Севильский цирюльник". Пезарский лебедь - Россини, уроженец г.
Пезаро. Моцарт, как и "Севильский цирюльник", - реальный музыкальный фон
лета 1906 г. для "гафизитов". Рафаэлев "Парнас" - фреска в Ватиканском
дворце. См. в письме Г.В.Чичерина от 18 августа 1906 г.: "...Стихи в духе
XVIII в. - где пели как ту арию Розины Io sono docile, io sono rispettosa -
прелестны, полны остроты, настроения; только я нахожу, что свойственная тебе
оргиастичность, пряность, пантеистическая и страстная морбидность
<болезненность> более соответствует мирам эллинистически-азиатским,
египетски-азиатским или наистрастнейшим (хотя и морбидно тающим)
ренессансным. В XVIII в. было больше простой веселости и здоровости. А
свежесть этих стихов - не свежесть Парни илипушкинской "Красавицы, нюхающей
табак"" (РГАЛИ).
6. Беловой автограф - в письме к В.Ф.Нувелю от 25 июля 1906 г. (РГАЛИ,
арх. В.Ф.Нувеля).
7. Беловые автографы - в письмах к В.Ф.Нувелю от 25 июля 1906 г.
(РГАЛИ, арх. В.Ф.Нувеля) и к К.А.Сомову от 5 августа 1906 г. (ГРМ, арх.
К.А.Сомова). В ССт (С. 620) приведены пародийные вставки К.А.Бальмонта,
сделанные на экземпляре С-1. По поводу ст-ний 6 и 7 В.Ф.Нувель писал
Кузмину: "Ваши стихотворения мне понравились, хотя в первом чувствуется
некоторая искусственность, а второе (первые 2 строфы очень хороши) написано
несколько небрежно; мне не нравится тавтология: не могу я, мне невмочь, а
"Паладин" нарушает стих" (СиМ. С. 237).
8. Беловой автограф - в письме к К.А.Сомову от 30 июля 1906г. (ГРМ,
арх. К.А.Сомова). 10 августа Сомов писал Кузмину по поводу ст-ний 6, 7 и 8:
"Ваши последние три стихотворения обсуждались нами после их прочтения вслух
у Эль-Руми <В.И.Иванова>. Мне многое нравится по образам и музыке в "Зачем
луна" и "Мне не спится", но в них много мыслей не "сделанных" и
диссонансных. "Мне не спится" - слишком разностилен. Стихи о почтовом
пароходе понравились только Иванову, и то с ограничениями, он нашел в них
музыкальный, чисто Вам свойственный ритм. Мне же они, хотя в них и включено
ярко выраженное чувство грусти, не понравились" (Константин Андреевич Сомов:
Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 95-96). Каменский,
Волжский или Любимов. Названы суда, принадлежавшие различным пароходствам:
Любимова, бр. Каменских и "По Волге 1843 г." (см.: Нехотин В.В. Из реального
комментария к стихотворениям М.А.Кузмина //" De Visu. 1994. Э 1/2. С. 68).
"Всегда Вас вспоминаю, Будучи с одним, будучи с другим". См. в письме
Кузмина к В.Ф.Нувелю от 30 июля 1906 г.: "Я не ревную его <Маслова> теперь
ни к Вам, ни к Сомову, хотя я знаю, что он был с вами, и я люблю его больше,
чем прежде, больше, чем думал, больше, чем кого-нибудь прежнего" (СиМ. С.
236).
9. Беловой автограф - РГАЛИ.
10. Беловой автограф - РГАЛИ. В В и автографе ст. 14: "Когда ж тебя
увижу вновь?". Вода сад, где прыгают гимнасты. Видимо, имеется в виду
Таврический сад в Петербурге, где Кузмин чаще всего встречался с Масловым.
11. Беловой автограф - РГАЛИ.
12. Беловой автограф - РГАЛИ.
II. 14-23. Весь цикл - Белые ночи. [СПб.], 1907, с общей датой: 1907.
Ст-ния не нумерованы. Цикл посвящен отношениям Кузмина и художника Сергея
Юрьевича Судейкина (18821946), разворачивавшимся в конце 1906 г. Они
познакомились 14 октября (см.: ЛН. Т. 92. Кн. 2. С. 152), быстротечный роман
окончился 26 декабря, когда Кузмин записал в Дневнике: "Получил письмо от
С<ергея> Ю<рьевича>: "Мое долгое молчание считаю извинительным; теперь я
спокойнее. Я женюсь на О.А.Глебовой. Шлю Вам привет, мой дорогой друг. Если
бы Вы приехали, мы были бы очень рады" <...> Сегодня большой день для меня,
несмотря на видимую легкость. Это потяжеле смерти князя Жоржа. Быть так
надутым! Но отчего такая легкость? разве я совсем бессердечный? Вчера еще я
мог броситься из окна из-за него, сегодня - ни за что. Но впереди - ничего"
(Князь Жорж - любовник Кузмина в первой половине 1890-х гг., офицер