мировой войны - в РОА. См. о нем: Императорское Училище Правоведения и
правоведы в годы мира, войны и смуты. Мадрид, 1967. С. 383. См. также записи
в Дневнике: "Ионин очаровательный мальчик, в которого я тотчас же влюбился"
(17 октября 1911); "Мне ужасно нравится Сережа Ионин, ужасно" (21 октября
1911), а также 8 марта 1912 г.: "Пришел Ионин просить, чтобы посвящения не
было напечатано. Был мил".
1. В Рук. 1911 дата - 25 октября 1911. Черновой автограф с датой: 15
октября 1911 - РГАЛИ.
2. Черновой автограф с датой: 20 октября 1911 - РГАЛИ (та же дата в
Рук. 1911). Первая строка ст-ния была взята эпиграфом к ст-нию В.Князева
"М.А.К-ну" ("Ах, не зови меня, любимец Аполлона...").
3. Черновой автограф с датой: 27 октября 1911 - РГАЛИ (та же дата в
Рук. 1911). Первоначальный вар. ст. 9-10:
Все, что знал я, все, что знаю, - Позабыл я навсегда.
4. Черновой автограф с датой: 6 ноября <1911> - РНБ (та же дата в Рук.
1911). "Маркиза" - см. цикл 32-40. "Левкои" - см. цикл 77-79.
5. Черновой автограф - РГАЛИ. Судя по расположению на листах из
тетради, написано 26 или 27 октября 1911 г.
6. "Рампа и жизнь". 1911. Э 41. В Рук. 1911 дата - 6 ноября 1911.
Юрочка - Юрий Львович Ракитин (наст, фамилия Ионин, 1882-1952), актер МХТ, в
1911 - режиссер Александринского театра, в 1920-1930-е гг. - режиссер
Народного театра в Белграде, автор мемуарной статьи "Две тени" ("Новое
время". Белград, 1923, 19 декабря; перепечатано: Жизнь Николая Гумилева:
Воспоминания современников. Л., 1991). См.: "Очень не хотелось ехать в
Царское ночью; к тому же пришел Юрочка Ракитин, так что я вообще из дому-то
никуда не выходил. Юрочка очень мил и уютен, хотя бы он помирил меня со
Всеволодом <Князевым>, а то, правда, получается какой-то вздор "(Дневник. 7
октября 1911). Ракитину посвящены ст-ния 3, 8, 9 в цикле 290-304. От середы
и до субботы - см. ст-ние 5 в цикле 155-166. "Презренной прозой" - из поэмы
А.С.Пушкина "Граф Нулин": "В последних числах сентября (Презренной прозой
говоря)..." Твой день, Архангел Михаил - день именин Кузмина, Собор
Архистратига Михаила (8 ноября ст. ст.).
7. Беловой автограф - РНБ. Черновой автограф - РГАЛИ. Как люблю я запах
кожи. См. в повести "Крылья": "...пахло кожей и жасмином" (Кузмин М. Первая
книга рассказов. С. 311). Улица Calzajuoli (правильно - Calzaioli) находится
во Флоренции, как и Лунгарно (набережная реки Арно). Тебе было тогда три
года. Кузмин был в Италии в 1897 г.
8. Черновой автограф с датой: 4 ноября <1911> - РНБ (та же дата в Рук.
1911). В нем между ст. 8 и 9 были еще 4 строки, впоследствии зачеркнутые:
Рожь сожнут, спекут нам хлеб -
Не заметишь мелких блесток.
От любви ведь я ослеп -
Не замечу мелких блесток.
Голый отрок - Амур.
9. Беловой автограф - Изборник. Черновой автограф с датой: 27 октября
1911 - РГАЛИ (та же дата в Рук. 1911).
VI. 155-166. В Рук. 1911 цикл датирован "1911. Декабрь", имя и отчество
С.В.Миллера названы полностью. Переписаны только ст-ния 1-6 (без нумерации,
неизвестной нам рукой). Беловой автограф цикла с общим посвящ. С.В.Миллеру
распался на 2 части (обе - РГАЛИ). В фонде Кузмина - ст-ния 3, 4, 2, 5, 9,
1, 6, а в арх. Я.Е.Тарнопольского - ст-ния 10, 8, 11, 12, 7 и, помимо того,
заключительное ст-ние под Э 13, не вошедшее в текст книги:
Вдвоем опять, летим вдвоем
На милое нам пепелище.
Казалось - чистый водоем
Вернет нам прежнее жилище.
Пусть смутен тусклый небосвод,
Все то же солнце нам сияет,
Любовь - надежнейший оплот,
Как прежде, нас соединяет.
О день возврата, вечер встреч!
Здесь Князев, Валечка, Сережа,
Но сквозь приветливую речь
Судьба твердит одно и то же.
Сергей Владимирович Миллер - молодой офицер, пропавший без вести во
время первой мировой войны. Первое упоминание о нем в Дневнике относится к
16 ноября 1911 г.; отношения, постепенно затухая, тянулись довольно долго. В
письме от 15 августа 1912 г. Кузмин просил владельца изд-ва "Скорпион"
С.А.Полякова снять в книге посвящение цикла Миллеру (ИМЛИ, арх.
С.А.Полякова), однако в части тиража посвящение осталось.
1. Беловой автограф - Изборник. В автографе РГАЛИ ст. 14: "Словно
царский двор!" В Рук. 1911 дата: 9 декабря 1911. Тимьян - фимиам (см.:
Бессонов. С. 107).
2. Беловой автограф - Изборник. В Рук. 1911 дата - 7 декабря 1911.
3. Беловой автограф - Изборник. В Рук. 1911 дата - 8 декабря 1911.
4. Беловой автограф - Стихи-19. В Рук. 1911 (с датой - 8 декабря 1911)
ст. 1: "Ты сидишь и стихи мои пишешь".
5. В Рук. 1911 дата - 9 декабря 1911. "Сплошная седмица" - любая неделя
без постных дней.
6. В Рук. 1911 дата - 3 декабря 1911. Я знаю, я буду убит и т.д. Ср.:
"Вчера, как я ехал домой и ветер холодил лица, мне представилось, как сладко
умирать на снегу застреленным; именно на снегу; мне ничего не было бы жалко"
(Дневник, 29 ноября 1907).
9. Беловой автограф - Изборник. В автографе РГАЛИ ст. 2: "И надпись:
"Плоть бесплотну ешь!"". Описываемое в ст-нии здание, идентифицировать
которое нам не удалось, должно находиться в Москве, как и гостиница
"Метрополь", где Кузмин останавливался в свои приезды в Москву, и телеграф
на Тверской. Кузмин с Миллером были в Москве в декабре 1911 - январе 1912 г.
12. Беловой автограф - Изборник. Смирна - ароматическая смола.
VII. 167-174. В комментарии ССт и Избр. произв. указано, что "трое" -
это, помимо Кузмина, С.С.Позняков и художник В.П.Белкин. Однако, как
показывает Дневник, цикл посвящен влюбленности Кузмина в приказчика фабрики
в Окуловке Феофана Игнатьевича Годунова, в которого одновременно была
влюблена племянница Кузмина Варвара Прокопьевна (1894-1979). См. Минакина
Н.Н. Воспоминания о Сергее Ауслендере и Михаиле Кузмине / Публ.
Т.П.Буслаковой // Филологические науки. 1998. Э 5-6. С. 106-107. Имя
Годунова впервые встречается в Дневнике 8 марта 1909. См. подробнее:
Malmstad John E. "Real" and "Ideal" in Kuzmin's "The Three" // For S.K.: In
Celebration of the Life and Career of Simon Karlinsky. Berkeley, 1994. P.
173-183. В Рук. 1911 ст-ния перенумерованы карандашом, цикл завершается
неопубликованным девятым ст-нием:
Ты сам сказал: "Нас только двое".
Ну что ж? пойдем тогда вдвоем.
Зажглося небо грозовое,
Как медно-красный водоем.
На камне бурю переждем
Средь вихря, визга, свиста, воя.
Души не две ли половины
Тот камень снова сочетал?
Пусть ночи синие павлины
Взлетают в пламенный металл,
Пускай под эхо звучных скал
Сольются темных две пучины!
Но сердцу ль смелому смутиться
От вопля волн и грома гор?
И камню к_о_ дну покатиться
Велит ли яростный напор?
Двойной и светлый приговор
Судьбы нам вынесет страница.
Черновой автограф цикла - РГАЛИ. 11 и 13 июля в Дневнике помечено:
"Писал стихи", 8 августа Кузмин переписал стихи для "Аполлона" (очевидно,
для первого номера, т.е. ст-ния 2 и 3 данного цикла).
1. Беловой автограф - Изборник. Ср. запись в Дневнике 8 июля 1909:
"Вчера Годунов просил сегодня утром его встретить. Я проснулся очень рано,
тихонько встал и, вышедши в шляпе уже на балкон, нашел там Варю
<племянницу>. Она ждала Фонечку, чтобы передать ему письмо. Пошли вместе.
Годунов был поражен, увидя нас вдвоем. Тихонько шли. Варя позвала в поле,
собрать цветы, пошли втроем, было так весело, молодо и хорошо, как редко
бывало; я свои цветы отдавал Варе, Годунова же букет она дала мне. Вероятно,
он опоздал в контору, а сегодня приехал Карпов. Придя домой, всех нашли
спящими, только зять вставал; мы его поздравили и отдали цветы. Сестра
сказала зятю, так что я слышал, что каждый, каждый миг, проводимый мною, -
зло, что я гублю Сережу и Варю, и т.д. Зять попросил меня уехать сегодня
же".
2. А. 1909. Э 1. В Рук. 1911 дата: 1909. Июль.
3. А. 1909. Э 1.
4. Ср. запись в Дневнике 7 июля 1909: "Сережа <С.А.Ауслендер> нездоров,
говорит, что теперь на моей стороне. Говорили очень дружески. Потом я писал,
как вдруг слышу, что он плачет, больше и больше, вроде истерики; я стал его
успокаивать, давать воду, целовать, гладить, маму не велел звать; потом стал
бредить: "Где Годунов? Ведь его убили! Я видел нож. Проклятая! Не может
быть, нет, нет!" Я все-таки стукнулся к сестре, та воскликнула: "Когда
только это кончится". Зять пришел, послушал и, сказав: "Это он во сне", -
ушел. Я еще долго сидел на полу около Сережи. Никогда я не чувствовал к нему
большей нежности и жалости".
5. Ср. в Дневнике 8 июля 1909, когда Кузмин по настоятельным просьбам
родных уезжал в Петербург: "На станцию почти сейчас же пришел и Фоня с
шиповником для меня. Просидели очень долго, пропуская поезда, говорили
деловито и нежно; его заботливость меня трогает. Сидел, все время держа меня
за руку, вроде Вишневских; разве я этого хотел. Теперь перед самим собою я
говорю, что, даже если б он сам захотел, я бы удержался и удержал его, что,
если бы, скажем, он женился на Варе, я бы любил их еще больше обоих.
Мечтали, как дети, о жизни в Боровичах. Медорка клала морду на колени и
смотрела умильно; написали записку: "Прощайте, живите без помехи". Когда
Фоня вернется, у моста привяжет Медор<ке> эту записку и впустит ее в наш
двор. Годунов все печалел больше и больше. Мать его хотела бы хоть на 5 мин.
меня видеть. К нашим ходить не будет, постарается, чтобы спектакля не
состоялось. Мечтал о неосуществившемся, как он хотел брать отпуск, чтобы
идти со мной и Сережей в Валдайский монастырь, верст за 80, как хотел
заниматься со мною, делать музыку, говорить, гулять, слушать, слушаться, что
кому мы помешали? Как судьба несправедлива. Смотря на часы, говорил, будто
умирая: "Еще 20 м<инут>. 15. 10. 5". Долго прощались, целуясь и на
платформе, и с площадки, бежал за поездом без шапки, и Медорка бежала. Потом
побредет по грязи в темноте домой. Так я уехал".
6. На рассвете. Казань, 1910, с датой: 1909, июль. В Рук. 1911 ст. 5:
"Очищен позднею порою".
7. Эпиграф - первые слова арии Лоретты из оперы А.Э.М.Гретри. Эта ария