Смекни!
smekni.com

Стихотворения 13 (стр. 43 из 106)

И каждый сердца стук - сонет.

Плыви, плыви, моя трирэма:

Тебе нигде преграды нет.

Рукой Брюсова ст. 2-3 этого четверостишия исправлены:

Когда с тобою на корме мы,

- Что мне все песни прошлых лет.

Очевидно, первоначальная редакторская правка Брюсова была более

обширной. См. в письме Кузмина к Брюсову от 11 сентября 1912 г.:

"Относительно данного стихотворения: 1) я оставил бы "стесненье мер" в

фразе, вообще несколько отвлеченной. 2) если позволите, я воспользуюсь Вашим

стихом

"И ни на миг не позабудем".

Относительно "трирэмы" строфа переделана так:

Когда с тобой на корме мы,

Что мне все песни прошлых лет?!

Твои лобзанья мне - поэмы,

И каждый сердца стук - сонет.

но выбрасывать строфу жалко. Последний фиговый листок, если он

необходим, конечно, возможен, и я благодарен Вам за подсказанный так удачно

временный стих:

Все тот же я, все так же твой" (РГБ, арх. В.Я.Брюсова).

2. Беловой автограф - в альбоме А.А.Ахматовой (РГАЛИ, арх,

А.А.Ахматовой). С Ахматовой Кузмин познакомился, по всей видимости, 10 июня

1910 г., когда записал в Дневнике: "Приехали Гумилевы, она манерна, но потом

обойдется". Особенно тесно Кузмин общался с ней в начале 1912 г., когда в

феврале некоторое время жил у Гумилевых в Царском Селе. Вероятно, тогда и

было написано стихотворение, как и предисловие к первой книге Ахматовой

"Вечер". Более подробно см.: Ахматова и Кузмин. Филомела - соловей.

3. "Гиперборей". 1912. Э 2, под загл.: "Послание Ю.Ракитину". Ракшпин

Ю.Л. - см. примеч. 146-154 (6). Ужпрожилгода двадцать три я. Кузмин был в

Александрии в 1895г., когда ему шел 23-й год. Траурный левкой. В Египте

Кузмин был со своим возлюбленным, "князем Жоржем", который ер Вене, воз-

вращаясь из путешествия (см.: Кузмин и русская культура. С. 151). Каноб - см. примеч. 103-107. Вернешься счастливо в Одессу. Через Одессу пролегал наиболее удобный морской путь в Египет. Кузмин путешествовал именно этим путем.

4. Беловой автограф - РГАЛИ. Юрьев Юрий Михайлович (1872-1948) -

знаменитый актер Александрийского театра, впоследствии народный артист СССР.

20-летний юбилей его сценической деятельности праздновался 14 января 1912 г.

Калиостро Алессандро (1743-1795) и граф Сен-Жермен (ум. 1784) - знаменитые

авантюристы. Оба утверждали, что им более двух тысяч лет.

5. "Сатирикон". 1914. Э 1, под загл. "1914". Беловой автограф - РГАЛИ.

Испанская мелодрама. Возможно, имеется в виду "Поклонение кресту"

Кальдерона, поставленное В.Э.Мейерхольдом в 1910 г. на "башне" Вяч. Иванова

(в этой постановке Кузмин играл роль отца Курсио) и в Териокском театре в

1912г. Воровской роман Жиль Блаз - плутовской роман А.Р.Лесажа "История Жиль

Блаза де Сантильяны" (1715-1735). Лекок Александр Шарль (1832-1918) -

французский композитор, автор оперетт. Кузмин написал о нем статью (Кузмин

М. Условности. Пг., 1923. С. 128-129).

6. "День", бесплатное приложение к Э 350 от 25 декабря 1913 под загл.

"Волхвы и пастыри". Беловые автографы - Изборник; РГАЛИ. Ст. 1 исправлен по

автографам (в ГГ-1 и ГГ-2 - "тайноведеньем"). Возможно, нуждается в

исправлении и ст. 12 (в автографах - "смуглый Мельхиор"). Легенда о

поклонении волхвов - Мф., 2, 7-12. Имена волхвов заимствованы Кузминым из

западной традиции. Бредит царь угрозой. Имеется в виду царь Ирод. Сюжет

стихотворения связан с пьесой Кузмина "Рождество Христово. Вертеп кукольный"

(WSA. Bd. 14 / Публ. Ж.Шерона; Театр. Кн. 1), поставленной 6 января 1913 г.

в кабаре "Бродячая собака". Подробнее о постановке см.: Парнис А.Е.,

Тименчик Р.Д. Программы "Бродячей собаки" // Памятники культуры: Новые

открытия. Ежегодник 1983. Л., 1985. С. 203-204.

7. Беловые автографы - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с датой: 16 сентября

1912 и посвящ.: "Милому Всеволоду"; РГАЛИ, без посвящ. и с зачеркнутым

обозначением дня и месяца. См. примеч. 2 к циклу 286-289.

8. "Гиперборей". 1913. Э 9/10, с существенными пунктуационными

отличиями в ст. 7: "Трудиться? - я не полководец" (аналогично - в ст. 9 и

10) и ст. 13: "Любовь! единая отрада". Ракитин Ю.Л. - см. примеч. 146-154

(6). Дым отечества... мне сладок. Парафраз стиха из "Горя от ума"

А.С.Грибоедова: "И дым отечества нам сладок и приятен", являющегося, в свою

очередь, вариантом стиха Г.Р.Державина "Отечества и дым нам сладок и

приятен" (из ст-ния "Арфа"). Об этом выражении в широком историческом

контексте см.: Ерофеева Н.Н. О культурной толще крылатого выражения "Дым

отечества - сладок" // Диалог культур: Материалы научной конференции

"Випперовские чтения - 1992".М., 1994. С. 77-87. Лукреция - героиня

римской истории (VI в. до н.э.). Обесчещенная, она закололась, призвав перед

этим к мести.

9. "Огонек". 1914. Э 12, без посвящ.. Панье - фижмы. Маркиз - см.

ст-ния 32-40.

10. Беловой автограф - РГАЛИ с датой: [20 августа] 1912. Посвящение

зачеркнуто карандашом. Картина С.Ю.Судейкина "Балет" (1910) хранится в Гос.

Русском музее (воспроизведена: Коган Д. Сергей Юрьевич Судейкин. М., 1974.

С. 50).

11. Беловой автограф - Изборник. Возможно, имеется в виду картина

"Гулянье" (1906, Гос. Третьяковская галерея; воспроизведена: Коган Д. Цит.

соч. С. 14). Ансельмы. Отсылка к имени героя повести Э.Т.А.Гофмана "Золотой

горшок".

12. Проталина. СПб., 1907, под загл. "Пугачев". После ст. 21 в

альманахе следовало:

Плывут, плывут молодчики,

Не живые, мертвые,

Плывут-колыхаются

По реке вниз по Яику.

В списке РГАЛИ ст-ние (вероятно, в музыкальном варианте) отнесено к

октябрю 1900 г. Беловой автограф - РГАЛИ. Сюжет построен на рассказе

А.С.Пушкина в "Истории Пугачевского бунта": "В Озерной старая казачка каждый

день бродила над Яиком, клюкою пригребая к берегу плывущие трупы и

приговаривая: Не ты ли, мое детище? не ты ли, мой Степушка? не твои ли

черные кудри свежа вода моет? и видя лицо незнакомое, тихо отталкивала труп"

(Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 16 т. М., 1950. Т. 9. Ч. 1. С. 51).

14. Беловой автограф - Изборник. "Слова в вышних" - первые слова

Великого славословия: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех

благоволение" (поется во время утрени, после слов священника: "Слава Тебе,

показавшему нам свет").

15. Беловые автографы - Изборник, РГАЛИ. Замятнина Мария Михайловна

(1862-1919) - друг и домоправительница Вяч. Иванова, заботившаяся и о быте

Кузмина. Ст-ние написано ко дню ее именин. Мария-Египтянка (Мария

Египетская, кон. V-VI в.) была блудницей в Александрии, потом отправилась с

паломниками в Иерусалим, где не смогла по своим грехам войти во храм. После

этого она покаялась и провела 47 лет в пустыне. Зосима - отшельник, укрывший

Марию своей милотью (овчиной).

II. 305-307. Весь цикл - СевЗ. 1914, январь. Бисерные кошельки - один

из постоянных мотивов в творчестве Кузмина (см. ст-ние 1, рассказ "Набег на

Барсуковку"). Чтение этого цикла входило в постоянный репертуар

О.А.Глебовой-Судейкиной.

1. Беловой автограф - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, под загл. "Верная", с

датой: 2 сентября <1912>. См. в Дневнике за это число: "Стихи писали вместе

<с В.Г.Князевым:"". Мой корнет. В "Поэме без героя" А.А.Ахматовой, где

использованы рассказы близко знавшей Князева О.А.Глебовой-Судейкиной, он

назван "драгунский корнет", хотя реально до этого чина и не дослужился.

Малиновый, зеленый, желтый - цвета Князева. Полоской этих цветов украшена

обложка посмертного сборника его стихов.

2. Беловой автограф - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, под загл. "Ревнивая",

с датой: сентябрь 1912. Геридон - столик с одной ножкой.

3. Беловой автограф - РГАЛИ, под загл. "Бисерный кошелек". Беловой

автограф последних трех строф - Гос. архив Ярославской области, арх.

К.Ф.Некрасова (сообщено А.Г.Тимофеевым со ссылкой на сотрудницу архива

И.В.Ваганову). Ст-ние (или весь цикл), очевидно, предназначалось для

планировавшегося изд-вом К.Ф.Некрасова альманаха "Старые усадьбы" (см.:

Книгоиздательство К.Ф.Некрасова и русские писатели начала XX века / Публ.

И.Вагановой // Российский архив. М., 1994. Вып. V. С. 458). Ст. 3 нами

исправлен по журнальному тексту (в ГГ-1 и ГГ-2 - "дамы"). В ст-нии,

очевидно, отразились отношения между родителями Кузмина (см.: Кузмин и

русская культура. С. 147). Сохнуть по косе - т.е. по девичеству. Перед

замужеством косу расплетали.

III. 308-315. Восстанавливаем огласовку ("Песеньки") заглавия раздела

по ГГ-1 (в ГГ-2 - "Песенки) в соответствии со стабильным написанием Кузмина.

1. Беловые автографы - РГАЛИ; РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с датой: 23

июля 1912 и посвящ.: "Моему Всеволоду".

3. Беловые автографы - Пример (цикл "Сердце зеркальное", Э 8); РГАЛИ с

датой: [И июля] 1912; РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с той же датой. В этот

день, согласно Дневнику, между Кузминым и Князевым была сильная ссора.

4. Беловой автограф - Пример (цикл "Сердце зеркальное". Э 1); РГАЛИ, с

датой: [10 июля] 1912; РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с той же датой (не

зачеркнута). См. примеч. 258-269 (6).

5. Два беловых автографа - РГАЛИ, с датой: 13 сентября 1911. В Дневнике

за этот день зафиксировано "увлечение Сабининым" (певцом, исполнявшим

песенки Кузмина).

6. "Сатирикон". 1913. Э 35.

7. Там же. Зюлейка - см. примеч. 200-229 (19).

* ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ *

316. Беловой автограф (без отрывков 1-5, 7 и 10-11 главы третьей,

частично - расклейка) - РГАЛИ. Черновые автографы отрывков из частей (так

они обозначены в оригинале) II и III (с первоначальным, впоследствии

зачеркнутым посвящ. С.С.Познякову) - РТ-1. Черновые автографы отрывков 3-5

гл. II - собр. М.С.Лесмана (см.: Лесман. С. 302). Черновой автограф гл. III

и IV - РГАЛИ. Первое упоминание о поэме в Дневнике - 1 июня 1908 г.: "Кончил

первую часть "Ролла" плана" потом 22 июня, 7 августа 1 908, 20 и 24 августа,

23 сентября, 2 ноября 1909 г. Для истории текста существенны дневниковые