Смекни!
smekni.com

Стихотворения 13 (стр. 44 из 106)

записи Вяч. Иванова: "Кузмин рассказывал, что думает представить в 6-й и 7-й

частях Rolla, который очень меня занимает. Я ему дал в общих чертах сюжет

4-й и 5-й части, а потом требовал еще продолжения - до 7 части. Что он

задумал, нежно и изящно; но, б<ыть> м<ожет>, опасно (и даже не наверно ли?),

поскольку может содержать намек на мои мистические искания и, как он, б<ыть>

м<ожет>, подозревает, увлечение и разочарование" (Иванов Вячеслав. Собр.

соч. Брюссель, 1974. Т. II. С. 783; запись от 5 августа 1909). И далее, 22

августа: "Этот <Кузмин> пишет Ролла; мы обсуждали каждое стихотворение,

которое потом иногда изменяется" (Там же. С. 794) и 2 сентября: "К<узмин>

кончил 3-ю часть "Rolla". <...> я бы хотел видеть "Rolla" в издании "Ор""

(Там же. С. 799). Следует отметить также запись от 14 августа, отнесенность

которой к точному месту поэмы трудно определить: "С Кузминым ссорюсь, бракуя

новый Э из Rolla, монолог венецианки, и прекословя его планам. Но, кажется,

вырабатывается согласие" (Там же. С. 789).

Поэма публиковалась отдельными отрывками: глава I, 1 : "Весна". 1908.

Э4; 2 - "Весна". 1908. Э 5, подзагл. (вероятно, не принадлежащим Кузмину)

"Поцелуй"; 4 - А. 1909. Э 3 (с иллюстрациями В.П.Белкина, любовника

Кузмина), а также - "Весна". 1909. Э 16, под загл. "Собор" (вероятно,

Кузмину не принадлежащим); 6 - А. 1909. Э 3 и - "Весна". 1909. Э 17. Глава

II, 1 - "Межа". 1908, 20 октября; 4 - А. 1909. Э 3; 6 - "Весна". 1909. Э 13;

7 - "Весна". 1908. Э 12. Глава III, 2 - А. 1909. Э 3; 7 - Там же; 11 - Там

же. Глава IV, 1-2, 4-6 - Литературный альманах. СПб., 1912 (второе изд. -

1914); 3 - "Дэнди". 1910. Э 2.

"Ролла" - поэма Альфреда де Мюссе. В дальнейших комментариях к поэме

римской цифрой обозначается глава, арабской - отрывок.

I, 1. Веспер - Венера.

I, 2. Дездемона, Разина - героини опер Дж.Россини "Отелло" и

"Севильский цирюльник" (опера "Отелло" есть также у Дж.Верди, и не

исключено, что в виду имеется она). Песня о печальной иве - из оперы

"Отелло". Письмо... Альмавиве - из "Севильского цирюльника".

II, 2. Голконда - легендарная страна несметных сокровищ.

II, 4. В А разночтение в ст. 18: "Беглый блеск трепещущих зарниц" (так

же в расклейке, входящей в состав автографа РГАЛИ). В тексте книги,

возможно, ошибка наборщика.

II, 5. В ГГ-1 ст. 4: "Срок жгучий меж тем зрел", ст. 14: "Лепет

невинный - твоя речь".

III, 1. Беловой автограф с датой: 6 марта 1910 - ИРЛИ (указано

А.Г.Тимофеевым). Ст. 17 и 19 исправлены, исходя из общего ритма. В ГГ-1 и

ГГ-2 конечные слова в них - "тяжелой" и "гондолой". Колокольня Маркова -

базилика Сан-Марко в Венеции.

III, 2. "Севильский брадобрей" - опера Дж. Россини "Севильский

цирюльник".

IV, 2. Локуста (Лукуста, ум. 68) - римская отравительница, служившая

Агриппине и Нерону. Казнена Гальбой.

IV, 3. В журнале и беловом автографе ст. 30: "Мне голос слышался иной".

IV, 5. Редова - богемский танец. Де Местр, Жозеф - гр. Ж. де Местр

(1753-1821), известный французский публицист, автор книги "О папе" (1819).

IV, 6. Ст. 16 исправлен по первой публ. В ГГ-1 и ГГ-2 он выглядел: "Но

я - уж не борец любовной рати".

Вожатый

----------------------------------------------------------------------------

Случится все, что предназначено,

Вожатый нас ведет.

М. К<узмин>

I

317-325. ПЛОД ЗРЕЕТ

1

Мы в слепоте как будто не знаем,

Как тот родник, что бьется в нас, -

Божественно неисчерпаем,

Свежей и нежнее каждый раз.

Печалью взвившись, спадает весельем...

Глубже и чище родной исток...

Ведь каждый день - душе новоселье,

И каждый час - светлее чертог.

Из сердца пригоршней беру я радость,

К высоким брошу небесам

Беспечной бедности святую сладость

И все, что сделал, любя, я сам.

Все тоньше, тоньше в эфирном горниле

Синеют тучи над купами рощ, -

И вдруг, как благость, к земле опустили

Любовь, и радугу, и дождь.

1916

2

Под вечер выдь в луга поемные,

На скошенную ляг траву...

Какие нежные и томные

Приходят мысли наяву!

Струятся небеса сиянием,

Эфир мерцает легким сном,

Как перед сладостным свиданием,

Когда уж видишь отчий дом.

Все трепетней, все благодарнее

Встречает сердце мир простой,

И лай собак за сыроварнею,

И мост, и луг, и водопой.

Я вижу все: и садик с вишнями,

И скатертью накрытый стол,

А облако стезями вышними

Плывет, как радостный посол.

Архангельские оперения

Лазурную узорят твердь.

В таком пленительном горении

Легка и незаметна смерть.

Покинет птица клетку узкую,

Растает тело... все забудь:

И милую природу русскую,

И милый тягостный твой путь.

Что мне приснится, что вспомянется

В последнем блеске бытия?

На что душа моя оглянется,

Идя в нездешние края?

На что-нибудь совсем домашнее,

Что и не вспомнишь вот теперь:

Прогулку по саду вчерашнюю,

Открытую на солнце дверь.

Ведь мысли сделались летучими,

И правишь ими уж не ты, -

Угнаться ль волею за тучами,

Что смотрят с синей высоты?

Но смерть-стрелок напрасно целится,

Я странной обречен судьбе.

Что неделимо, то не делится:

Я все живу... живу в тебе!

Июнь 1916

3

Господь, я вижу, я недостоин,

Я сердцем верю, и вера крепка:

Когда-нибудь буду я Божий воин,

Но так слаба покуда рука.

Твоя заря очам моим брезжит,

Твое дыханье свежит мне рот,

Но свет Твой легкий так сладостно нежит,

Что сердце медлит лететь вперед.

Я умиляюсь и полем взрытым,

Ручьем дороги в тени берез,

И путником дальним, шлагбаумом открытым,

И запахом ржи, что ветер принес.

Еще я плачу, бессильно бедный,

Когда ребенка бьют по щекам,

Когда на просьбу о корке хлебной

Слышат в ответ сухое: "Не дам!"

Меня тревожит вздох мятежный

(От этих вздохов, Господь, спаси!),

Когда призыв я слышу нежный

То Моцарта, то Дебюсси.

Еще хочу забыть я о горе,

И загорается надеждою взор,

Когда я чувствую ветер с моря

И грежу о тебе, Босфор!

Еще я ревную, мучусь, немею

(Господь, мое счастье обереги!),

Еще я легким там быть не смею,

Где должны быть крылаты шаги.

Еще я верю весенним разливам,

Люблю левкои и красную медь,

Еще мне скучно быть справедливым -

Великодушьем хочу гореть.

1916

4

Какая-то лень недели кроет,

Замедляют заботы легкий миг, -

Но сердце молится, сердце строит:

Оно у нас плотник, не гробовщик.

Веселый плотник сколотит терем.

Светлый тес - не холодный гранит.

Пускай нам кажется, что мы не верим:

Оно за нас верит и нас хранит.

Оно все торопится, бьется под спудом,

А мы - будто мертвые: без мыслей, без снов,

Но вдруг проснемся пред собственным чудом:

Ведь мы все спали, а терем готов.

Но что это, Боже? Не бьется ль тише?

Со страхом к сердцу прижалась рука...

Плотник, ведь ты не достроил крыши,

Не посадил на нее конька!

1916

5

Не знаешь, как выразить нежность!

Что делать: жалеть, желать?

Покоя полна мятежность,

Исполнена трепета гладь.

Оттого обнимаем, целуем,

Не отводим влюбленных глаз,

Не стремимся мы к поцелуям,

Они лишь невнятный рассказ

О том, что безбрежна нежность,

Что в нежности безнадежность,

Древнейшая в ней мятежность

И новая каждый раз!

1915

6

Находит странное молчание

По временам на нас,

Но в нем таится увенчание,

Спокойный счастья час.

Задумавшийся над ступенями,

Наш ангел смотрит вниз,

Где меж деревьями осенними

Златистый дым повис.

Затем опять наш конь пришпоренный

Приветливо заржет

И по дороге непроторенной

Нас понесет вперед.

Но не смущайся остановками,

Мой нежный, нежный друг,

И объясненьями неловкими

Не нарушай наш круг.

Случится все, что предназначено,

Вожатый нас ведет.

За те часы, что здесь утрачены,

Небесный вкусим мед.

1913

7

Какая белизна и кроткий сон!

Но силы спящих тихо прибывают,

И золоченый, бледный небосклон

Зари вуали розой закрывают.

В мечтах такие вечера бывают,

Когда не знаешь, спишь или не спишь,

И каплют медленно алмазы с крыш.

Смотря на солнца киноварный знак,

Душою умиляешься убогой.

О, в этой белой из белейших рак

Уснуть, не волноваться бы тревогой!

Почили... Путник, речью нас не трогай!

Никто не скажет, жив ли я, не жив, -

Так убедителен тот сон и лжив.

Целительный пушится легкий снег

И, кровью нежною горя, алеет,

Но для побед, для новых, лучших нег

Проснуться сердце медлит и не смеет:

Так терпеливо летом яблок спеет,

Пока багрянцем август не махнет, -

И зрелым плод на землю упадет.

1917

8

Красное солнце в окно ударило,

Солнце новолетнее...

На двенадцать месяцев все состарилось...

Теперь незаметнее -

Как-то не жалко и все равно,

Только смотришь, как солнце ударяет в окно.

На полу квадраты янтарно-дынные

Ложатся так весело.

Как прошли, не помню, дни пустынные,

Что-то их занавесило.

Как неделю, прожил полсотню недель,

А сестры-пряхи все прядут кудель.

Скоро, пожалуй, пойду я дорогою...

Не избегнут ее ни глупцы, ни гении...

На иконы смотрю не с тревогою,

А сердце в весеннем волнении.

Ну что ж? Запл_а_чу, как тебя обниму,

Что есть в суме, с тем и пойду.

1916

9

Я вижу, в дворовом окошке

Склонилась к ребенку мать,

А он раскинул ножки,

Хочет их ртом поймать.

Как день ему будет долог,

Ночам - конца словно нет...

А год? это - дивный сколок

Будущих долгих лет.

Вот улыбнулся сонно

С прелестью милых котят...

Ведь всякая мать - Мадонна

И всякий ребенок свят!

Потом настанут сурово

Труды, волненье и страсть,

И где найти тогда слово,

Что не дало бы упасть?

Мудры старики да дети,

Взрослым мудрости нет:

Одни еще будто в свете,

Другие уж видят свет.

Но в сумрачном бездорожьи

Утешься: сквозь страстный плен

Увидишь - мы дети Божьи