руки, В тимпан ударь, ударь!", и первоначальный вар. последней строфы:
Святи, святи [хозяин],
Паши, маши, дыши!
[И в пламени,] родимец,
[Скорей нас задуши].
Ст-ние построено на образности, восходящей к легендам секты хлыстов.
См: Мельников П.И. (Андрей Печерский). Белые голуби // Собр. соч.: В 6 т.
М., 1963. Т. 6, а также в многочисленных разысканиях этнографов и
религиеведов начала XX в. Из новейшей литературы (особенно в связи с
интересом Кузмина к футуристическим опытам) см.: Топоров В.Н. Об индийском
варианте "говорения языками" в русской мистической традиции // WSA. Bd. 23.
S. 33-80.
V. 346-351. 1. СевЗ. 1916, Э 2. Беловой автограф - Стихи-19.
2. Черновой автограф с датой: 10 октября - РГАЛИ.
3. Черновой автограф с датой: 5 мая - РГАЛИ. Асса-фетида - затверделый
млечный сок корней зонтичных растений с неприятным запахом.
4. "Новый журнал для всех". 1916. Э 2/3, как второе ст-ние в цикле "Два
пейзажа Гогена" (см. примеч. 400), без посвящ., с общей для цикла датой:
январь 1916. Верстка журнальной публикации с авторской правкой - РГАЛИ.
Большаков Константин Аристархович (1895-1938) - поэт-футурист,
принадлежавший к различным группировкам, в год создания ст-ния - к
"Центрифуге". Посвятил Кузмину ст-ния "Осень" и "Польше" (в сб. "Солнце на
излете", М., 1916). Очевидно, познакомился с Кузминым, когда учился в
Николаевском кавалерийском училище в Петрограде. О достаточно близких
отношениях свидетельствуют письма Большакова Кузмину (РГАЛИ, ЦГАЛИ С. -
Петербурга). В ст-нии названы мотивы многих картин П.Гогена (перечень см.:
ССт. С. 654). Ср. также: Доронченков И.А. "...Красавица, как полотно
Брюллова" // Русская литература. 1993. Э 4.
5. Беловой автограф - РНБ. Черновой автограф - РГАЛИ. По кажущемуся
вероятным предположению комментаторов ССт, ст-ние может представлять собою
монолог того же солдата, что и в ст-нии 5 из цикла 98-102, только в эпоху
германских походов императора Адриана. Медведицы семерка - созвездие Большой
Медведицы. Никомидия - город в Малой Азии.
6. Тринадцать поэтов. Пг., 1917, без посвящ., с разночтением в ст. 68:
"лучше найти амброзийную рощу". Беловой автограф - РНБ. Черновые автографы
под загл. "Море [несч<астное>] враждебное", "Море" - РГАЛИ. На одном из
автографов РГАЛИ - план ст-ния: "Море. Война. Менелай. Фурии. Впервые
встреча Азии и Европы. Брат и сестра. Ифигения. Орест и Пилад. Ксеркс".
Ст-ние построено на образах "Илиады", "Ифигении в Тавриде". В конце -
отсылки к легенде о персидском царе Ксерксе, приказавшем высечь море, и к
"Анабасису" Ксенофонта. Более подробный реальный комментарий см.: ССт. С.
654; Избр. произв. С. 528-529. Об отношениях Кузмина с В.В.Маяковским см.:
Селезнев Л. Михаил Кузмин и Владимир Маяковский.: К истории одного
посвящения // "Вопросы литературы". 1989, Э 11 (интерпретация данного
ст-ния, предлагаемая автором статьи, не представляется убедительной). См.
также: Кацис Л. "В курганах книг, похоронивших стих..." // Там же. С. 91-94.
Следует отметить, что Маяковский недружелюбно рецензировал альманах
"Тринадцать поэтов" (Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1959. Т. 12. С. 10).
Белоглазые люди - т.н. "чудь белоглазая", остатки финского племени чудь,
пользовавшиеся на русском Севере дурной славой. О вечной народов битве.
Вероятно, имеется в виду не только прямой смысл сочетания, но и нередко
встречающееся название Лейпцигского сражения 1813 г. - "битва народов".
Ореста и его Пилада. См. в повести "Крылья" слова учителя греческого языка
Даниила Ивановича: "В XV-м веке у итальянцев уже прочно установился взгляд
на дружбу Ахилла с Патроклом и Ореста с Пиладом как на содомскую любовь,
между тем как у Гомера нет прямых указаний на это" (Кузмин М. Первая книга
рассказов. С. 210). Летом 1907 г. Кузмин предполагал писать пьесу "Орест"
(план - PT-I)
Кузмин Михаил Алексеевич
Двум
Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] Оставить комментарий Кузмин Михаил Алексеевич Год: 1918 Обновлено: 12/07/2004. 27k. Статистика. Сборник стихов: Поэзия Стихотворения Ваша оценка:
Михаил Кузмин
Двум
----------------------------------------------------------------------------
Новая библиотека поэта
M. Кузмин. Стихотворения.
Санкт-Петербург, 2000
Издание второе, исправленное
Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания
Н. А. Богомолова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
352. ДЕВОЧКЕ-ДУШЕНЬКЕ
Розово, в качели колыбельной дыша,
психейная проснулась маленькая душа,
как в стародавнем прежде,
в той же (родильные завитушками волоса,
спины и ножек калачиком, вырастут еще, чудеса),
в той же умильно телесной одежде.
Припечной ящерицы ленивей
полураскрывый рот,
как океанских вод
меланхолический ската взор,
без всякого понятия о перспективе,
ловит через площадь мотор,
словно котенок на жирно летающих голубей
щелкает зубами через стекло
и думает: "Лети скорей,
сытно будет нам и тепло!"
Спозаранок, забыв постель
для младенчески огромного солнца,
золотую сучат канитель
пальчики-веретенца.
Еще зачинающих томности синева
фиалкой подглазник темнит,
над которым даже не невинных
(таких незнающих) два
бисера радостное любопытство кружит.
Остановятся, погоди, в истоме,
жадные до собственной синевы,
когда дочитаешь в каком-то томе
До самой нежной главы.
Ринется шумокрылый Эрот,
может быть, в хаки,
Может быть, в демократическом пиджачке,
в черно-синем мраке
коснется тебя перо,
и в близком далеке
заголубеют молнийно дали,
которых ждали,
и где цветы и звери
говорят о древней родимости всех Америк:
сколько, сколько открытий!
Так сладки и едки!
Как каждый мир велик!
Но всего богомольней,
когда невиданные, впервые, ветки
мокрых мартынов привольней,
плывя по волнам,
весть заколышут нам,
что скоро Колумб, в Южный Крест влюбленный,
увидит юно-зеленый,
может быть, золотоносный материк.
В солнечной, детской комнате,
милая душенька, запомните,
что не будет ничто для вас
таким умильным чудом,
как время, когда ваш глаз,
где еще все вверх ногами,
увидит собаку с рыжими ушами
лохматым, на земле голубой, верблюдом.
[1917]
353. ВЫЗДОРАВЛИВАЮЩЕЙ
Л. Ю. Брик
Девочка по двору вела, -
голубая косоплетка в косице, -
лепетала, семеня: "Выздоровела,
выздоровела наша сестрица!" -
Отвечал что-то неудачно я,
сам удивляясь своей надежде.
- Она стала совсем прозрачная,
но еще добрее, чем прежде.
Глаза - два солнца коричневые,
а коса - рыженькая медь.
Ей бы сесть под деревья вишневые
и тихонько что-нибудь петь.
Небо голубеет к путешествиям,
как выздоровленье - апрельская прель!
О минувших, не вспоминаемых бедствиях
греет прелый апрель.
Словно под легкою блузкою
млеет теплый денек.
Вы протянете руку узкую,
а на ней новый перстенек.
Сводили с ума кого хотели вы,
сколько сердец заставляли сумасбродно биться.
Для меня ж в этот день <апрелевый>
вы - простая милая сестрица.
[1917]
ПРИМЕЧАНИЯ
Поэтическое наследие М.А. Кузмина велико, и данный сборник представляет
его не полно. Оно состоит из 11 стихотворных книг, обладающих внутренней
целостностью, и значительного количества стихотворений, в них не включенных.
Нередко в составе поэтического наследия Кузмина числят еще три его книги:
вокально-инструментальный цикл "Куранты любви" (опубликован с нотами - М.,
1910), пьесу "Вторник Мэри" (Пг., 1921) и вокально-инструментальный цикл
"Лесок" (поэтический текст опубликован отдельно - Пг., 1922; планировавшееся
издание нот не состоялось), а также целый ряд текстов к музыке, отчасти
опубликованных с нотами. В настоящий сборник они не включены, прежде всего
из соображений экономии места, как и довольно многочисленные переводы
Кузмина, в том числе цельная книга А. де Ренье "Семь любовных портретов"
(Пг., 1921).
В нашем издании полностью воспроизводятся все отдельно опубликованные
сборники стихотворений Кузмина, а также некоторое количество стихотворений,
в эти сборники не входивших. Такой подход к составлению тома представляется
наиболее оправданным, т. к. попытка составить книгу избранных стихотворений
привела бы к разрушению целостных циклов и стихотворных книг. Известно
несколько попыток Кузмина составить книгу избранных стихотворений, однако ни
одна из них не является собственно авторским замыслом: единственный сборник,
доведенный до рукописи (Изборник {Список условных сокращений, принятых в
примечаниях, см. на с. 686-688}), отчетливо показывает, что на его составе и
композиции сказались как требования издательства М. и С. Сабашниковых,
планировавшего его опубликовать, так и русского книжного рынка того времени,
а потому не может служить образцом. В еще большей степени сказались эти
обстоятельства на нескольких планах различных книг "избранного", следуя
которым попытался построить сборник стихов Кузмина "Арена" (СПб., 1994) А.Г.
Тимофеев (см. рец. Г.А.Морева // НЛО. 1995. Э 11).
Следует иметь в виду, что для самого Кузмина сборники не выглядели
однородными по качеству. 10 октября 1931 г. он записал в Дневнике:
"Перечитывал свои стихи. Откровенно говоря, как в период 1908-1916 года
много каких попало, вялых и небрежных стихов. Теперь - другое дело. М<ожет>
б<ыть>, самообман. По-моему, оценивая по пятибальной системе все сборники,
получится: "Сети" (все-таки 5), "Ос<енние> Озера" - 3. "Глиняные голубки" -
2, "Эхо" - 2, "Нездешние Вечера" - 4. "Вожатый" - 4, "Нов<ый> Гуль" - 3,