Смекни!
smekni.com

Стихотворения 13 (стр. 55 из 106)

О, Симонетта!

1917

{* Из пьесы "Волшебная груша".}

376. РОМАНС {*}

Оно самой мне непонятно,

Но как же спрашивать его?

Оно лепечет еле внятно,

И мне ужасно неприятно

Не знать, люблю ли я кого.

(К Арженору)

Покуда я резва, невинна,

Покуда бегать я люблю,

Я не привыкла к юбке длинной,

Мне скучно от прогулки чинной,

Но ради вас я все стерплю.

(К Тьерри)

День целый с вами б я играла

(Кто хочет, сердце разбери!)

Как куклу, вас бы одевала,

И раздевала, целовала

И тискала бы вас, Тьерри.

(К обоим)

"Спросите сердце", - говорите,

Мой ожидая приговор.

Я спрашивала уж, простите:

Оно молчит, дрожа на нити,

Иль шепчет непонятный вздор.

1917

{* Из пьесы "Муж, вор и любовник, каких не бывает".}

377. ЛОРД ГРЕГОРИ {*}

Лорд Грегори был очень горд,

Недаром Грегори был лорд.

Немногих в жизни он любил,

Кого любил, того губил.

Белинда юная цвела,

Как розмарин, была мила.

Лорд Грегори встречался с ней -

И стала буквицы бледней.

Кто может ветер удержать?

Кто может молнию догнать?

Кто страсть в душе своей носил,

Тот навсегда лишился сил.

Лорд едет гордо на коне,

Стоит Белинда в стороне

И молит бросить взгляд один,

Но ей не внемлет господин.

Проехал всадник, не глядит:

Он обручен вчера с Эдит.

Эдит, Эдит, молись судьбе:

Назначен Грегори тебе.

Лорд Грегори был очень горд,

Недаром Грегори был лорд.

Немногих в жизни он любил,

Кого любил, того губил.

1917

{* Из пьесы "Самое ветреное место в Англии".}

378-380. КИТАЙСКИЕ ПЕСЕНЬКИ

1

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спросили меня: "Что лучше:

Солнце, луна или звезды?" -

Не знал я, что ответить.

Солнце меня греет,

Луна освещает дорогу,

Звезды меня веселят.

2

ПОСЛЕ СВИДАНЬЯ

Утром подруга скажет:

"Верно, ты жасмин целовала,

Парным молоком умывалась,

Всю ночь безмятежно почивала,

Что, как заря, ты прекрасна".

- Нет, - отвечу, -

Милый был вчера со мною.

3

СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ

Сегодня счастливый день,

Белый жасмин снегом

Опадает на желтый песок,

Ветру лень надувать паруса,

Утки крякают в молочном пруду,

Мельница бормочет спросонок.

Идет ученый, вежливый человек,

Делает учтивый поклон.

У него в доме лучший чай,

А в голове изящные мысли.

Сегодня счастливый день,

Когда отрок делается юношей.

1918

ПРИМЕЧАНИЯ

Поэтическое наследие М.А. Кузмина велико, и данный сборник представляет

его не полно. Оно состоит из 11 стихотворных книг, обладающих внутренней

целостностью, и значительного количества стихотворений, в них не включенных.

Нередко в составе поэтического наследия Кузмина числят еще три его книги:

вокально-инструментальный цикл "Куранты любви" (опубликован с нотами - М.,

1910), пьесу "Вторник Мэри" (Пг., 1921) и вокально-инструментальный цикл

"Лесок" (поэтический текст опубликован отдельно - Пг., 1922; планировавшееся

издание нот не состоялось), а также целый ряд текстов к музыке, отчасти

опубликованных с нотами. В настоящий сборник они не включены, прежде всего

из соображений экономии места, как и довольно многочисленные переводы

Кузмина, в том числе цельная книга А. де Ренье "Семь любовных портретов"

(Пг., 1921).

В нашем издании полностью воспроизводятся все отдельно опубликованные

сборники стихотворений Кузмина, а также некоторое количество стихотворений,

в эти сборники не входивших. Такой подход к составлению тома представляется

наиболее оправданным, т. к. попытка составить книгу избранных стихотворений

привела бы к разрушению целостных циклов и стихотворных книг. Известно

несколько попыток Кузмина составить книгу избранных стихотворений, однако ни

одна из них не является собственно авторским замыслом: единственный сборник,

доведенный до рукописи (Изборник {Список условных сокращений, принятых в

примечаниях, см. на с. 686-688}), отчетливо показывает, что на его составе и

композиции сказались как требования издательства М. и С. Сабашниковых,

планировавшего его опубликовать, так и русского книжного рынка того времени,

а потому не может служить образцом. В еще большей степени сказались эти

обстоятельства на нескольких планах различных книг "избранного", следуя

которым попытался построить сборник стихов Кузмина "Арена" (СПб., 1994) А.Г.

Тимофеев (см. рец. Г.А.Морева // НЛО. 1995. Э 11).

Следует иметь в виду, что для самого Кузмина сборники не выглядели

однородными по качеству. 10 октября 1931 г. он записал в Дневнике:

"Перечитывал свои стихи. Откровенно говоря, как в период 1908-1916 года

много каких попало, вялых и небрежных стихов. Теперь - другое дело. М<ожет>

б<ыть>, самообман. По-моему, оценивая по пятибальной системе все сборники,

получится: "Сети" (все-таки 5), "Ос<енние> Озера" - 3. "Глиняные голубки" -

2, "Эхо" - 2, "Нездешние Вечера" - 4. "Вожатый" - 4, "Нов<ый> Гуль" - 3,

"Параболы" - 4, "Форель" - 5. Баллы не абсолютны и в сфере моих

возможностей, конечно" (НЛО. 1994. Э 7. С. 177).

Довольно значительное количество стихотворных произведений Кузмина

осталось в рукописях, хранящихся в различных государственных и частных

архивах. Наиболее значительная часть их сосредоточена в РГАЛИ, важные

дополнения имеются в различных фондах ИРЛИ (описаны в двух статьях

А.Г.Тимофеева: Материалы М.А.Кузмина в Рукописном отделе Пушкинского Дома //

Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1990 год. СПб., 1993;

Материалы М.А.Кузмина в Рукописном отделе Пушкинского Дома (Некоторые

дополнения) // Ежегодник... на 1991 год. СПб., 1994), ИМЛИ, РНБ, ГАМ, РГБ,

ГРМ, Музея А.А.Ахматовой в Фонтанном Доме (С.-Петербург), а также в ряде

личных собраний, доступных нам лишь частично. Полное выявление автографов

Кузмина является делом будущего, и настоящий сборник не может претендовать

на исчерпывающую полноту как подбора текстов (по условиям издания тексты, не

включенные в авторские сборники, представлены весьма выборочно), так и учета

их вариантов. В соответствии с принципами "Библиотеки поэта" ссылки на

архивные материалы даются сокращенно: в случаях, если автограф хранится в

личном фонде Кузмина (РГАЛИ, Ф. 232; РНБ, Ф. 400; ИМЛИ, Ф. 192; ГЛМ, Ф.

111), указывается лишь название архива; в остальных случаях указывается

название архива и фамилия фондообразователя или название фонда.

На протяжении многих лет, с 1929 и до середины 1970-х годов, ни поэзия,

ни проза Кузмина не издавались ни в СССР, ни на Западе, если не считать

появившихся в начале 1970-х годов репринтных воспроизведений прижизненных

книг (ныне они довольно многочисленны и нами не учитываются), а также

небольших подборок в разного рода хрестоматиях или антологиях и отдельных

публикаций единичных стихотворений, ранее не печатавшихся.

В 1977 г. в Мюнхене было издано "Собрание стихов" Кузмина под редакцией

Дж.Малмстада и В.Маркова, где первые два тома представляют собою

фотомеханическое воспроизведение прижизненных поэтических сборников (в том

числе "Курантов любви", "Вторника Мэри" и "Леска"; "Занавешенные картинки"

воспроизведены без эротических иллюстраций В.А.Милашевского), а третий (ССт)

состоит из чрезвычайно содержательных статей редакторов, большой подборки

стихотворений, не входивших в прижизненные книги (в том числе текстов к

музыке, стихов из прозаических произведений, переводов и коллективного),

пьесы "Смерть Нерона" и театрально-музыкальной сюиты "Прогулки Гуля" (с

музыкой А.И.Канкаровича под названием "Че-пу-ха (Прогулки Гуля)" была

исполнена в 1929 г. в Ленинградской Академической капелле. См.: "Рабочий и

театр". 1929. Э 14/15), а также примечаний ко всем трем томам (дополнения и

исправления замеченных ошибок были изданы отдельным приложением подзагл.

"Addenda et errata", перечень необходимых исправлений вошел также в Венский

сборник).

Названное издание является, бесспорно, наиболее ценным из

осуществленных в мире до настоящего времени как по количеству включенных в

него произведении, так и по качеству комментариев, раскрывающих многие

подтексты стихов Кузмина. Однако оно не лишено и отдельных недостатков,

вызванных обстоятельствами, в которых оно готовилось: составители не имели

возможности обращаться к материалам советских государственных архивов,

бывшие в их распоряжении копии ряда неизданных стихотворений являлись

дефектными, по техническим причинам оказалось невозможным внести необходимую

правку непосредственно в текст стихотворений и т.п. Ряд стихотворений

остался составителям недоступным.

Из изданий, вышедших на родине Кузмина до 1994 г. включительно,

серьезный научный интерес имеют прежде всего "Избранные произведения" (Л.,

1990) под редакцией А.В.Лаврова и Р.Д.Тименчика, представляющие творчество

Кузмина далеко не полно, но оснащенные в высшей степени ценным комментарием;

в частности, особый интерес вызывают обзоры критических откликов на

появление книг поэта, которые из соображении экономии места в предлагаемом

томе не могут быть представлены. Добросовестно откомменрон уже упоминав-

шийся нами сборник "Арена" под редакцией А.Г.Тимофеева, хотя его композиция не может быть, с нашей точки зрения, принята в качестве удовлетворительной. Книги, вышедшие под редакцией С.С.Куняева (Ярославль, 1989; иной вариант - М., 1990) и Е.В.Ермиловой (М., 1989), научной ценностью не обладают (см. рецензию Л.Селезнева // "Вопросы литературы". 1990. Э 6).

Настоящее издание состоит из двух больших частей. В первую, условно

называемую "Основным собранием", вошли прижизненные поэтические сборники

Кузмина, с полным сохранением их состава и композиции, графического