Смекни!
smekni.com

Стихотворения 13 (стр. 75 из 106)

(бывш. Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина).

РМ - журн. "Русская мысль" (Москва).

РТ-1 - Рабочая тетрадь М.Кузмина 1907-1910 гг. // ИРЛИ. Ф. 172. Оп. 1.

Ед. хр. 321.

РТ-2 - Рабочая тетрадь М.Кузмина 1920-1928 гг. // ИРЛИ. Ф. 172. Оп. 1.

Ед. хр. 319.

Рук. 1911 - Кузмин М. Осенние озера, вторая книга стихов. 1911 // ИМЛИ.

Ф. 192. Оп. 1. Ед. хр. 5-7 (рукопись).

С-1 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов / Обл. работы Н.феофилактова.

М.: "Скорпион", 1908.

С-2 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов. Изд. 2-е / Обл. работы

А.Божерянова. Пг.: Изд. М.И.Семенова, 1915 (Кузмин М. Собр. соч. Т. 1).

С-3 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов. Изд. 3-е / Обл. работы

Н.И.Альтмана. Пб.; Берлин: "Петрополис", 1923.

СевЗ - журн. "Северные записки" (С.-Петерб.-Петроград).

СиМ - Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: Статьи и материалы. М., 1995.

Списки РГАЛИ - несколько вариантов списков произведений Кузмина за

1896-1924 гг. // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 43.

Список РТ - Список произведений Кузмина за 1920 - 1928 гг.//РТ-2

ССт - Кузмин Михаил. Собрание стихов / Вст. статьи, сост., подг. текста

и комм. Дж.Малмстада и В.Маркова. Munchen: W.Fink Verlag, 1977. Bd. III.

ст. - стих.

ст-ние - стихотворение.

Стихи-19 - Рукописная книжка "Стихотворения Михаила Кузмина, им же

переписанные в 1919 году" // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 6.

Театр - М. Кузмин. Театр: В 4 т. (в 2-х книгах) / Сост. А.Г. Тимофеев.

Под ред. В. Маткова и Ж. Шерона. Berkly Slavic Specialties, [1994].

ЦГАЛИ С.-Петербурга - Центральный гос. архив литературы и искусства

С.-Петербурга (бывш. ЛГАЛИ).

WSA - Wiener slawistischer Almanach (Wien; с указанием тома).

ПАРАБОЛЫ

Стихотворения 1921-1922

Печ. по единственному прижизненному изданию, вышедшему в Берлине, в

изд-ве "Петрополис", в декабре 1922 г. с пометой на титульном листе: 1923.

Книга дошла до Кузмина с большим опозданием; лишь 14 октября 1923 г. он

записал в Дневнике: "У Радловых тихо, холодновато, чуть-чуть кисло. Был

Ник<олай> Эрн<естович Радлов> и Бор. Папаригопуло. Смотрели "Параболы".

Кажется, книга слишком почтенна и отвлеченна". Очевидно, такая задержка

книги была вызвана если не официальным запрещением, то нежеланием впускать

сборник, изданный за границей, в СССР. 15 декабря 1923 г. Кузмин записал в

Дневнике: "Ходил к Ионову. "Параболы" разрешены и есть (где?)" (Ср. также в

письмах Кузмина к В.В.Руслову от 1 марта и 27 мая 1924 г. // Кузмин и

русская культура. С. 181, 189 / Публ. А.Г.Тимофеева). 17 марта 1924 г. он

писал Я.Н.Блоху: "Потом, относительно "Парабол". Ионов меня уверял, что они

не запрещены (чему я, по правде сказать, не очень-то верю), а между тем их

нигде нет и не было. <...> "Парабол" все жаждут. Мне лично не очень нравится

внешний их вид, очень "цеховой", и потом масса опечаток, пропущены целые

строчки" (Венский сборник. С. 175 / Публ. Дж. Малмстада). Эти опечатки

исправляются нами на основании поправок Кузмина в одном из экземпляров

"Парабол", воспроизведенных в комментариях к ССт. Помимо того, в примечаниях

отмечаются расхождения между текстом книги и ее оглавлением, где некоторые

ст-ния обозначены заглавиями, отсутствующими в тексте. В основной текст эти

заглавия не введены, т.к. у нас нет полной уверенности, что такова была

авторская воля поэта.

В 1924 г. Кузмин задумал переиздать книгу в Ленинграде, в изд-ве

"Academia", о чем появился анонс в сборнике "Новый Гуль", а в конце этого же

года предложил Я.Н.Блоху выпустить второе издание "Парабол". На основании

этого мимолетного плана А.Г.Тимофеев попытался реконструировать

"Ленинградские Параболы" (см.: Арена. С. 403-406), что, с нашей точки

зрения, выглядит неубедительно.

I. СТИХИ ОБ ИСКУССТВЕ

436. В П ст. 7: "Зодиакальным пламенем". По списку РТ-2 дата - август

1922.

437. В П ст. 5: "Обречена Христу Екатерина". Черновой автограф с датой:

май 1921 - РТ-2. Екатерина - здесь может быть как св. Екатерина

Александрийская (ум. 307), так и св. Екатерина Сиенская (1347 -1380), в

жизни которых были "обручения" с Христом, однако значительно вероятнее, что

речь идет о второй из них, чьи сочинения Кузмин изучал в 1898 г. См. письмо

к Г.В.Чичерину от 28 августа этого года (РНБ, арх. Г.В.Чичерина; отрывок из

него с подробным комм, см.: Арена. С. 407) и помету в записной книжке о

чтении "Писем св. Катерины Сиенской" в сентябре-декабре 1898 г. (РГАЛИ).

438. Черновой автограф, без поел, строфы, под загл. "Промедление" -

РТ-2. По списку РТ-2 дата - май 1921. Скороход Беноццо Гоццоли - фигура на

фреске "Шествие волхвов" работы Беноццо Гоццоли (1420-1497). Однако там он

вовсе не "задремал", а движется. Представляется справедливым толкование

комментаторов ССт: в ст-нии рисуется картина, которая только произойдет в

будущем: задремлет скороход, кони будут стреножены, воины заснут, дряхлея во

сне и ожидая воскресения.

439. "Москва". 1922. Э 5, с разночтением в ст. 11: "Память пачули!

Откровений клад". Беловые автографы: РГБ, арх. С.А.Абрамова; ГЛМ.

440. "Искусство" (Баку). 1921. Э 2/3. Беловой автограф - РГАЛИ.

Черновой автограф с датой: 24 мая <1921> - РТ-2. Первоначальный вар. ст.

3-4:

Заключив их в сосуде <плотно>,

До рассвета в покой отнесу,

Как дары святые несут.

Ст. 7-8: "Свиваются планеты в браке И охраняют мой обряд". Планеты

заключают браки - указание на алхимическую природу действа. Все, что от

смерти, ляг и дно и т.д. Многие реалии ст-ния восходят к розенкрейцерскому

тексту, указанному в примеч. 432. Подробнее см.: СиМ. С. 151 - 158.

441. Черновой автограф - РНБ, арх. М.Половцева (см.: Сажин Валерий,

Тысяча мелочей // НЛО. 1994. Э 7. С. 231), с датой: 3 февраля 1922. Голова

Орфея. По наиболее известной легенде об Орфее, после того как он был

разорван менадами, его голову бросили в реку и она, плывя, пела (Овидий.

"Метаморфозы", кн. XI).

442. Черновой автограф с датой: 20 апреля 1922 - РТ-2.

443. Черновой автограф - РТ-2. Комментаторы ССт указывают, что

моцартовские мотивы переплетены в ст-нии с мотивами "Орфея" Глюка. Таро -

см. примеч. 371.

444. Два черновых автографа - РТ-2. Первый представляет собою иной

вариант начала:

И я на лодочке катался,

Не греб, а сладко целовался,

И месяц медленно качался

Над нами в летней синеве.

Второй датирован: июнь 1922. В огл. П названо "Мы на лодочке катались"

(так же - в списке РТ-2). В тексте П в ст. 70 "Выга" набрано со строчной

буквы, ст. 117: "В Нижнем контрасты, другие", ст. 122: "Что Стенькин

курган", непосредственный повод к созданию ст-ния фиксируется записью в

Дневнике: "Пронзила меня песня, что из Архангельска привезла О.А.

<Глебова-Судейкина>: "Хулиганская". Романтизм вроде Достоевского:

- Мы на лодочке катались...

Вспомни, что было!

Не гребли, а целовались...

Наверно, забыла.

Все, все, и относящееся, и прошлое, и небывшее вспомнил. И

Нижегородские леса, и Павлик <Маслов>, и Князев, и Юроч<кино> начало" (11

июня 1922; опубл.: Кузмин и русская культура. С. 190. Там же - сходная

запись 1919 г.). Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна (1885-1945) - первая

жена С.Ю.Судейкина, актриса и художница. Подробнее о ней см.: Мок-Бикер Э.

"Коломбина десятых годов". СПб., 1993. Романист, поэт и композитор -

Ю.И.Юркун, Кузмин и Артур Сергеевич Лурье (1892-1966). Последний

свидетельствовал, что "поэма" "написана о нас троих" (Лурье А. Ольга

Афанасьевна Судейкина // Воздушные пути. Нью-Йорк, 1965. Кн. V. С. 142).

Китежа звуки. Очевидно, имеется в виду не сам легендарный город Китеж, а

опера учителя Кузмина по консерватории Н.А.Римского-Корсакова "Сказание о

невидимом граде Китеже и деве Февронии", т.к., согласно преданию,

колокольный звон из затонувшего в озере Китежа слышится летом, а не на

"зимней заре". Печора - река, на которой был расположен Пустозерск, одна из

святынь старообрядчества. Коневец Карельский - Рождественский монастырь на

острове Коневец в Ладожском озере. Синий Саров - Саровская пустынь в

Тамбовской губ., место подвижничества св. Серафима Саровского (1760-1833).

Запретный. Имеются в виду старообрядческие и сектантские святыни, в том

числе Выг - река в Олонецкой губ., один из центров старообрядчества.

Подпольники, хлысты и бегуны - различные секты. И в дальних плавнях заживо

могилы. Речь идет о случаях самозахоронения сектантов в днестровских плавнях

около Тирасполя (см.: Розанов В. Темный лик: Метафизика христианства //

Розанов В.В. [Сочинения]. М., 1990. Т. 1: Религия и культура. С. 460-541;

см. также: Нехотин В.В. Из реального комментария к стихотворениям Кузмина//

De Visu. 1994. Э 1/2. С. 68). "Аще забуду Тебя?". См.: "Как нам петь песнь

Господню на чужой земли? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница

моя" (Пс. 136, 4-5). Неожиданно и смело. См.: "Неожиданный и смелый Женский

голос в телефоне" (Н.С.Гумилев, "Телефон", 1916; по некоторым сведениям,

обращено к О.Н.Арбениной). "Весь Петербург" - ежегодный адресный справочник.

Стенькин утес. См. в песне на стихи А.А.Навроцкого: "Есть на Волге утес"

(Песни русских поэтов. Л., 1988. Т. 2. С. 173, 413). Альбер - известный

петербургский ресторан (Невский, 18), упоминающийся в ст-ниях Кузмина

неоднократно. См. также ст-ния 524530 (3) и 634-637 (1).

445. "Россия". 1922. Э 1, август, без посвящ., под загл. "Сердце" (так

же - в огл. П., автографе и списке РТ-2). В тексте П ст. 11 : "Безглазые я

вам дарую зренье", ст. 13: "Слепое пламя, вам дано приблизиться", ст. 26:

"Причудливых мозговых частиц". Черновой автограф - РТ-2. Радлова Анна

Дмитриевна (1891 -1949) - поэтесса и переводчица, с которой Кузмин был

дружен, высоко ценил ее поэзию (см.: Кузмин М. Условности. Пг., 1923. С.

169-176). Ст. 3-7 - ср.: Иезек. 37, 1 - 14, особ, ст. 11 -12: "И сказал Он

мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят:

"иссохли кости наши, и погибла надежда наша: мы оторвались от корня". Посему