изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы
ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю
Израилеву". Митенька - не только царевич Димитрий, но и сын А.Д.Радловой.
"Живоносный Источник" см.: Иезек., гл. 47, а также название иконы
Богоматери.
446. Абр. [Вып. 1], под загл. "Артезианский колодец" (также в огл. П) и
с посвящ. Оресту Тизенгаузену. В тексте П ст. 1: "В степи ковыленной", ст.
15: "И чудеснее Божьих молний". Разночтения в Абр. совпадают с исправлениями
в тексте П. В основе ст-ния - предания о людях, владеющих способностью
отыскивать подземные воды с помощью орехового прутика. Тизенгаузен Орест -
литератор. Подробнее о нем см. в комм. Г.А.Морева: Лица: Биографический
альманах. М., СПб., 1992. Вып. 1. С. 287.
447. Абр. [Вып. 1], под загл. "Муза орешина" (так же и в огл. П; по
списку РТ-2 - "Орешина"), с посвящ. Оресту Тизенгаузену (в автографе вписано
карандашом), ст. 15-16, 17 -18, 19-20 и 23-25 попарно (в последнем случае -
три стиха) соединены в одну строку. Черновой автограф - РГАЛИ. См. примеч.
446 (по списку РТ-2 в мае 1922 г. друг за другом следуют ст-ния 447 и 446).
В автографе после ст. 31 было (впоследствии зачеркнутое): "Стой!". Медь - ей
металл. Согласно алхимическим представлениям, планете Венере соответствует
медь.
448. Абр. [Вып.1], под загл. "Новый Озирис" (так же - в огл. Пив
беловом автографе). В тексте П ст. 17: "Куски разрубленные вместе слагает".
Беловой автограф - РНБ. Черновой автограф - РТ-2. В обоих автографах между
ст. 38 и 39 был еще один: "Ликом Творца живет" (не исключено, что его
пропуск - след цензурного или автоцензурного вмешательства, не замеченный
автором при подготовке неподцензурного издания П). В черновом автографе
между ст. 32 и 33 первоначально был еще один: "Евое! воскрес! воскрес!".
Ст-ние основано на мифе об Изиде (Исиде), собирающей части тела
растерзанного Озириса (Осириса). Жница. Исида была покровительницей
земледелия.
II. ПЕСНИ О ДУШЕ
449. По списку РТ-2 - июль 1921. Злаченый небосклон - ср. название
неоконченного романа Кузмина о Вергилии "Златое небо".
450. Литературная мысль. Пг., 1922. Альм. 1, под загл. "Вышивальщица",
как второе ст-ние в цикле "Душа". Беловой автограф цикла - РГАЛИ. По списку
РТ-2 (без загл.) - август 1921. Общее настроение ст-ния сопоставимо с
записью в Дневнике от 30 августа 1921 г.: "Тепло. Слухи. Аресты. Расстрелы.
Такой уж беспокойный город. Но я как-то не волнуюсь и не надеюсь". Ширинка
(укр.) - полотенце. Кунтуш - старинная польская одежда.
451. Там же, под загл. "Бегущая девочка" (так же в огл. П, автографах,
списке РТ-2), как третье ст-ние в цикле "Душа". Беловой автограф - РГАЛИ.
Черновой автограф - РНБ, арх. М.Половцева (см. статью В.Сажина, указ. в
примеч. 441). По списку РТ-2 дата - июль 1921. Манатья - монашеское одеяние.
Пробежала полсотни лет. Ст-ние создавалось, когда Кузмин близился к
пятидесятилетию.
452. "Новости". 1922, 19 июня. Черновой автограф - РНБ, арх.
М.Половцева (см. примеч. 441), с датой: 22 февраля 1922. По списку РТ-2 дата
- февраль 1922.
453. Литературная мысль. Пг., 1922. Альм. 1, как первое ст-ние цикла
"Душа". Беловой автограф - РГАЛИ. Черновой автограф с датой: август 1921 -
ИРЛИ, Р I. Ариадна - дочь царя Миноса и сестра Федры, спасла Тезея в
лабиринте. Впоследствии стала женой бога Диониса.
454. "Жизнь искусства". 1922. Э 1, ноябрь (не путать с ЖИ; подробнее
см.: Дмитриев П.В. Об одном редком петроградском издании начала 20-х гг. //
НЛО. 1993. Э 2. С. 215-218). По списку РТ-2 дата - сентябрь 1922. Параллели
к ст-нию - в цикле "Форель разбивает лед".
III. МОРСКИЕ ИДИЛЛИИ
О ст-ниях этого раздела см.: "...цикл "Морские идиллии" в "Параболах"
почти целиком навеян вагнеровским "Тристаном и Изольдой"" (Шмаков Г. Михаил
Кузмин и Рихард Вагнер // Венский сборник. С. 33).
455. Черновой автограф с датой: 7 июня <1921> - РТ-2. О содержании
ст-ния см.: "...смертельно раненный Мелотом Тристан находится в Бретани в
своем родовом имении Кареоль и лежит под тенью липы в ожидании Изольды. В
головах у него сидит его друг и наперсник Курвенал, неотрывно следящий за
дыханием умирающего Тристана. За оградой сада пастух, высматривающий в
морской дали корабль Изольды, выводит на окарине печальный напев" (Шмаков Г.
Цит. соч. С. 33).
456. Черновой автограф, без загл., с датой: 7 мая 1922 - РТ-2.
Кельтическая Ярославна - Изольда, отождествленная с героиней "Слова о полку
Игореве" (см.: Шмаков Г. Цит. соч. С. 34; Гаспаров В.М., Гаспаров М.Л. К
интерпретации стихотворения М.Кузмина "Олень Изольды" // Кузмин и русская
культура. С. 48-49). Св. Михаил является покровителем рыбаков.
457. Черновой автограф под загл. "Морская идиллия" - РТ-2. В нем ст. 1:
"Не видно больше кораблей". Эаоэу иоэй. По мнению Г.Г.Шмакова, это
восклицание смоделировано "по аналогии с дикарскими выкриками в сольных
партиях вагнеровских героинь - "иоэй" кричит Зента в "Летучем голландце""
(Шмаков Г. Цит. соч. С. 34).
458. Часы. Пб., 1922. Час I. Черновой автограф - РТ-2. В списке РТ-2 -
под загл. "Спарта". Латона (рим. миф.) - соответствует греческой богине
Лето, матери Аполлона и Артемиды, покровительницы Спарты.
459. Черновой автограф, под загл. "Морская идиллия I", с датой: август
1921 - ИРЛИ, Р I. Птолемея Филадельфа фарос - одно из семи чудес света,
Александрийский маяк, построенный в конце III в. до н.э. при Птолемее II
Филадельфе на острове Фарос. Долек еще петел. Отсылка к преданию об
отречении Петра (см. примеч. 422). Вещее семя, Летучее бремя. См. ст-ние
488. Торок - "ток божественного или ангельского слуха, изображаемый на
иконах в виде излучистой струи, тока, лучей" (Словарь В.И.Даля).
IV. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИТАЛИИ
Раздел построен как рассказ Ю.И.Юркуну о воображаемом совместном
путешествии Кузмина с ним по Италии, где Юркун никогда не был.
460. Черновой автограф под загл. "Вступление" - РТ-2. Хоть вы и похожи
порою на Бердсли. Отождествление может быть вызвано не только портретным
сходством Юркуна с О.Бердсли, но и тем, что Юркун был рисовальщиком. Кузмин
переводил стихи Бердсли (см.: Бердслей Обри. Избр. рисунки. М., 1912).
Бедекер - популярный путеводитель.
461. В огл. П названо "Флорентийское утро" (так же и в списке РТ-2 с
отнесением к маю 1921). Черновой автограф с датой: апрель 1921 - РГАЛИ. Or
San Michele - церковь во Флоренции на улице Calzaioli, в наибольшей степени
сохранившая византийское влияние. См. также ст-ние 7 из цикла 146-154.
462. "Накануне". Лит. прил. Э 35 к номеру от 14 января 1923 с
разночтением в последнем ст.: "К весенней, утренней заре!". Черновой
автограф, под загл. "Вергилий", с датой: 30 апреля 1921 - РТ-2. См.:
"Родился он <Вергилий> в Гальской провинции, близ Мантуи, там, где Минчо,
донеся из озера Гарда зеленоватые воды, растекается медленной болотистой
заводью среди заливных лугов и яблочных садов" (Кузмин М. Златое небо: Жизнь
Публия Вергилия Марона, Мантуанского кудесника // Абр. Вып. III. С. 5). В
ст-нии Вергилий предстает в двух обликах: мага и водителя Данте по
загробному царству.
463. Черновой автограф, без загл., с датой: 29 апреля 1921 - РТ-2. По
списку РТ-2 дата - май 1921. См. примеч. 429.
464. Черновой автограф, без загл., с датой: май 1921 - РТ-2.
465. Черновой автограф, без загл., с датой: апрель 1922 - РТ-2.
Дездемонина светлица - т. н. "дворец Дездемоны" на Большом Канале в Венеции.
Дандоло - знаменитый венецианский род, давший нескольких дожей. Под навесом
погребальным - т.е. под навесом гондолы. Венецианские гондолы выкрашены в
черный цвет.
466. Черновой автограф с датой: май 1921 - РТ-2. Ст-ние построено на
образах, встречающихся в рисунках на стенах римских катакомб, большая часть
которых расположена близ Via Appia. См. в письмах Кузмина к Г.В.Чичерину от
12 апреля 1897 г.: "Колизей и Via Appia - это огромные навсегда впечатления;
это - лучше всего", и от 16 апреля 1897 г.: "...исключителен по интересности
христианский музей при St. Jean de Lateran; чудные саркофаги, барельефы,
совсем особый мир. И какой новый свет для меня на 1-ое христианство,
кроткое, милое, простое, почти идиллическое, соприкасающееся с античностью,
немного мистическое и отнюдь не мрачное: Иисус везде без бороды, прекрасный
и мягкий, гении, собирающ<ие> виноград, добрые пастыри; есть саркофаг с
историей Ионы, чистый шедевр грации и тонкости. И катакомбы - только обычай;
есть языческие подземные гробницы и еврейские катакомбы, ничем не
отличающиеся от христианск<их>, и богослужение совершалось там только по
необходимости, во время гонений, а не из склонности к мрачной обстановке"
(РНБ, арх. Г.В.Чичерина). Белые лани. См.: Пс. 41, 2. См. также примеч.
524-530 (2). Сирена - частое изображение на саркофагах, в т.ч. на
раннехристианских. Святой Калликст - римский епископ нач. III в., в 218 г.
был избран папой; его имя носит одна из катакомб. Мед, Орфей, Добрый Пастырь
- символические обозначения Христа. Подробнее см.: Доронченков И.А. Орфей в
раю: Стихотворение М.Кузмина "Катакомбы" и живопись раннехристианских
подземелий // "Russian Stadies". 1995. T.I. Э 2.
V. ПЛАМЕНЬ ФЕДРЫ
467. Два беловых автографа - РГАЛИ; ИРЛИ, арх. Н.Н.Ильина, с надписью:
"Николаю Николаевичу Ильину на добрую память о нашей встрече. М.Кузмин.
1922. Октябрь" (автограф неполный, ст. 1-24 и 115-123). Черновой автограф с
датой: 28 мая 1921 - РТ-2. В нем между ст. 28 и 29: "Любовница рока
горного". В тексте П ст. 100: "Зачем же тусклый и тягостный обман". Ст. 98
исправлен по автографам (в тексте П: "Получишь в оплату"). См.: "Написал я
"Федру"" (Дневник, 28 мая 1921). Ст-ние, очевидно, связано с переживаниями
Кузмина в мае 1921 г.: "Печальный день сегодня. Юр. <Юркуна> я совсем не
видаю, у него все больше выступает нравств<енная> распущенность,