Майринк - Густав Майринк. Ангел западного окна: Роман. СПб., 1992.
НЛО - журн. "Новое литературное обозрение" (Москва).
П - Кузмин М. Параболы: Стихотворения 1921 -1922. Пб.; Берлин:
"Петрополис", 1923.
Пример - Кузмин М., Князев Всеволод. Пример влюбленным: Стихи для
немногих / Украшения С.Судейкина // РГБ. Ф. 622. Карт. 3. Ед. хр. 15 (часть
рукописи, содержащая стихотворения Кузмина [без украшений, которые,
очевидно, и не были выполнены], предназначавшейся для изд-ва "Альциона";
часть рукописи со стихами Князева - РГАЛИ, арх. Г.И.Чулкова).
Ратгауз - Ратгауз М.Г. Кузмин - кинозритель // Киноведческие записки.
1992. Э 13.
РГАЛИ - Российский гос. архив литературы и искусства.
РГБ - Отдел рукописей Российской гос. библиотеки (бывш. Гос. Библиотеки
СССР им. В.И.Ленина).
РНБ - Отдел рукописей и редких книг Российской Национальной библиотеки
(бывш. Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина).
РМ - журн. "Русская мысль" (Москва).
РТ-1 - Рабочая тетрадь М.Кузмина 1907-1910 гг. // ИРЛИ. Ф. 172. Оп. 1.
Ед. хр. 321.
РТ-2 - Рабочая тетрадь М.Кузмина 1920-1928 гг. // ИРЛИ. Ф. 172. Оп. 1.
Ед. хр. 319.
Рук. 1911 - Кузмин М. Осенние озера, вторая книга стихов. 1911 // ИМЛИ.
Ф. 192. Оп. 1. Ед. хр. 5-7 (рукопись).
С-1 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов / Обл. работы Н.феофилактова.
М.: "Скорпион", 1908.
С-2 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов. Изд. 2-е / Обл. работы
А.Божерянова. Пг.: Изд. М.И.Семенова, 1915 (Кузмин М. Собр. соч. Т. 1).
С-3 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов. Изд. 3-е / Обл. работы
Н.И.Альтмана. Пб.; Берлин: "Петрополис", 1923.
СевЗ - журн. "Северные записки" (С.-Петерб.-Петроград).
СиМ - Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: Статьи и материалы. М., 1995.
Списки РГАЛИ - несколько вариантов списков произведений Кузмина за
1896-1924 гг. // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 43.
Список РТ - Список произведений Кузмина за 1920 - 1928 гг.//РТ-2
ССт - Кузмин Михаил. Собрание стихов / Вст. статьи, сост., подг. текста
и комм. Дж.Малмстада и В.Маркова. Munchen: W.Fink Verlag, 1977. Bd. III.
ст. - стих.
ст-ние - стихотворение.
Стихи-19 - Рукописная книжка "Стихотворения Михаила Кузмина, им же
переписанные в 1919 году" // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 6.
Театр - М. Кузмин. Театр: В 4 т. (в 2-х книгах) / Сост. А.Г. Тимофеев.
Под ред. В. Маткова и Ж. Шерона. Berkly Slavic Specialties, [1994].
ЦГАЛИ С.-Петербурга - Центральный гос. архив литературы и искусства
С.-Петербурга (бывш. ЛГАЛИ).
WSA - Wiener slawistischer Almanach (Wien; с указанием тома).
НОВЫЙ ГУЛЬ
История текста теснейшим образом связана с романом Кузмина со Львом
Львовичем Раковым (1904-1970), впоследствии известным искусствоведом,
доцентом Ленинградского университета, одним из авторов (вместе с
Д.Л.Андреевым и В.В.Париным) написанной в лагере книги "Новейший Плутарх"
(М., 1990; ср. с названием серии повестей "Новый Плутарх", задуманной и
начатой Кузминым). Впервые его имя появляется в Дневнике 1923 г. "У нас
Митрохин <который впоследствии сделает обложку к книге "Новый Гуль">,
Скалдин и Раков. Последний долго оставался, хотя и бесплодно. Мне кажется,
что Юр. <Юркун> потихоньку ревнует, хотя, правда, Раков мне довольно
приятен" (15 октября). С этого времени Раков - постоянный персонаж Дневника,
особенно с середины февраля 1924 г. В это время Кузмин вел переговоры с
изд-вом "Academia" об издании своего сборника (вероятно, второго издания
"Парабол"). Руководитель изд-ва А.А.Кроленко не давал определенного ответа,
и тогда 11 марта Кузмин "делает новое предложение - издать его маленький
сборник его <так!> стихов "Новый Гуль". Мы договариваемся" (Выписки из
дневников А.А.Кроленко, сделанные им для себя // РНБ, арх. А.А.Кроленко; в
тот же день книга упоминается в Дневнике). 21 марта Кроленко записывает:
"Кузмин. Увлечен изданием своего сборника "Новый Гуль", сообщает, что
переговорил с Митрохиным и тот согласен сделать обложку". 23 мая следует
запись: "Кузмин получает пробный экземпляр своего сборника "Новый Гуль".
Митрохин - смотрит пробный экземпляр "Нового Гуля" и приходит в большое
огорчение от искажения его обложки. В ней перепутаны черная и красная
краски, и обложка, действительно, имеет странный вид" (см. также письма
Кузмина к В.В.Руслову от 29 апреля и 5 июля 1924 / Публ. А.Г.Тимофеева //
Кузмин и русская культура. С. 188-191) 27 апреля Кузмин записал в Дневнике:
"Период "Нового Гуля" прошел, как перед Богом, не я в этом виноват". Однако
знакомство с Раковым Кузмин поддерживал еще долгое время. См. инскрипт на
ГГ-2: "Милому Льву Львовичу Ракову, за десять лет до нашего знакомства
вышедшую книжку. Какая бы книга ни вышла через десять лет, знакомство с Вами
там отразится, хотя бы и широким от ослабления кругом или изолированной
вертящейся воронкой. За все благодарный М.Кузмин. 3 марта 1927" (АЛ). К
"Новому Гулю" примыкает ряд ст-ний и пьеса "Новый Гуль" (ССт. С. 559-567;
Театр. Кн. 1. С. 311-321; Дмитриев П.В. "Академический" Кузмин // Russian
Studies. 1995. I. Э 3).
Вступление. Беловой автограф - АЛ. Черновой автограф - РГАЛИ. Кинофильм
"Доктор Мабузе игрок" вышел на экран в Германии весной 1922 г. В роли Эдгара
Гуля снимался Пауль Рихтер. Кузмин смотрел фильм 23 февраля 1923 г.
(Дневник). Анализ параллелей книги и фильма см.: Ратгауз. С. 53-58.
490-500. 1. Беловой автограф с датой: 17 февраля 1924, под загл.
"Приглашение", с пометой: "Новый Гуль", с посвящ. Л.Л.Ракову - АЛ. Черновой
автограф с той же датой - РГАЛИ. Зеленый рай - сквозной мотив ст-ний
501-515. Тристанов Irish boy - "мое ирландское дитя", персонаж оперы
Р.Вагнера "Тристан и Изольда".
2. Беловой автограф с датой: 19 февраля 1924 и посвящ. Л.Л.Ракову - АЛ.
Черновой автограф с той же датой и эпиграфом: "Политики нельзя любить, Она
мешает людям жить. "Катя Танцовщица"" - РГАЛИ. "Катя танцовщица" - оперетта
Ж.Жильбера, поставленная в петроградском театре Музыкальной комедии в
феврале 1924 г. (указано П.В.Дмитриевым).
3. Черновой автограф - РГАЛИ. Об оперетте "Дорина и случай",
поставленной в 1924 г. на сцене петроградского театра Музыкальной комедии,
Кузмин писал в статье "Новая кладка" ("Красная газета". 1924. 3 июня, веч.
вып.). Он также написал в мае 1924 г. статью "Искусство и случай" (список
РТ-2; текст нам неизвестен).
4. Беловой автограф - АЛ. В нем ст. 7 и 8 каждой строфы соединены в 1
строку. Черновой автограф - РГАЛИ.
5. Беловой автограф с датой: 27 февраля 1924 - АЛ. Черновой автограф -
РГАЛИ.
6. Беловой автограф - АЛ. Черновой автограф - РГАЛИ. См.: "Юр. <Юркун>
находит мои любовные стихи такими общими, что могут относиться к кому
угодно. "Он лодку оттолкнул", "Я мог бы" считал своими" (Дневник, 21 марта
1924).
7. Беловой автограф с датой: 3 марта 1924 - АЛ. Черновой автограф -
РГАЛИ.
8. Беловой автограф - АЛ. Черновой автограф - РГАЛИ. В нем
первоначальный вар. ст. 21-22:
Пусть недоступный, пусть не мой,
Но ты живой, живой и милый.
Ср. также цикл 538-547.
9-10. Беловой автограф - АЛ. Черновой автограф - РГАЛИ.
11. Беловой автограф - АЛ. Черновой автограф - РГАЛИ. Невиданный
кристалл - очевидно, т.н. "магический кристалл", большая хрустальная (или,
как замена, стеклянная) сфера, служащая для предсказаний. Подробнее см.:
Безродный М.В. Еще раз о пушкинском "магическом кристалле" // Временник
Пушкинской комиссии. Л., 1988. Вып. 22. С. 161-166. "Таинства Натуры" -
название ряда оккультных трактатов с алхимическими элементами.
Форель разбивает лед
Стихи 1925-1928
----------------------------------------------------------------------------
I
501-515. ФОРЕЛЬ РАЗБИВАЕТ ЛЕД
А. Д. Радловой
1
ПЕРВОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Ручей стал лаком до льда:
Зимнее небо учит.
Леденцовые цепи
Ломко брянчат, как лютня.
Ударь, форель, проворней!
Тебе надоело ведь
Солнце аквамарином
И птиц скороходом - тень.
Чем круче сжимаешься -
Звук резче, возврат дружбы.
На льду стоит крестьянин.
Форель разбивает лед.
2
ВТОРОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
Непрошеные гости
Сошлись ко мне на чай,
Тут, хочешь иль не хочешь,
С улыбкою встречай.
Глаза у них померкли
И пальцы словно воск,
И нищенски играет
По швам жидовский лоск.
Забытые названья,
Небывшие слова...
От темных разговоров
Тупеет голова...
Художник утонувший
Топочет каблучком,
За ним гусарский мальчик
С простреленным виском...
А вы и не дождались,
О, мистер Дориан, -
Зачем же так свободно
Садитесь на диван?
Ну, память-экономка,
Воображенье-boy,
Не пропущу вам даром
Проделки я такой!
3
ПЕРВЫЙ УДАР
Стояли холода, и шел "Тристан".
В оркестре пело раненое море,
Зеленый край за паром голубым,
Остановившееся дико сердце.
Никто не видел, как в театр вошла
И оказалась уж сидящей в ложе
Красавица, как полотно Брюллова.
Такие женщины живут в романах,
Встречаются они и на экране...
За них свершают кражи, преступленья,
Подкарауливают их кареты
И отравляются на чердаках.
Теперь она внимательно и скромно
Следила за смертельною любовью,
Не поправляя алого платочка,
Что сполз у ней с жемчужного плеча,
Не замечая, что за ней упорно
Следят в театре многие бинокли...
Я не был с ней знаком, но все смотрел
На полумрак пустой, казалось, ложи...
Я был на спиритическом сеансе,
Хоть не люблю спиритов, и казался
Мне жалким медиум - забитый чех.
В широкое окно лился свободно
Голубоватый леденящий свет.
Луна как будто с севера светила:
Исландия, Гренландия и Тулэ,
Зеленый край за паром голубым...
И вот я помню: тело мне сковала
Какая-то дремота перед взрывом,
И ожидание, и отвращенье,
Последний стыд и полное блаженство...
А легкий стук внутри не прерывался,
Как будто рыба бьет хвостом о лед...
Я встал, шатаясь, как слепой лунатик,
Дошел до двери... Вдруг она открылась...