какими-то ком<мунистическими> мальчишками, вроде Сережи Папаригоп<уло>".
Впоследствии Кузмин подружился с ее отцом (впрочем, есть вероятность, что он
был гимназическим приятелем Кузмина, с которым связь долгое время не
поддерживалась). Приведем запись от 6 марта 1926 г.: "Вызвали Сандру
<неустановленное лицо> Она и едет в Персию. Они говорили как заговорщики.
Она подруга Вырубовой, пишет дневник, который выкрал Семенов <вероятно,
бывший председатель петроградской ЧК>, она, в свою очередь, выкрала у него и
переписала. Хранится где-то на 11-й линии. Переводится на англ<ийский> язык.
Иванов делает вставки насчет Спесивцевой и думает, что это будет важный
документ. За ним, по его мнению, следят. Вообще тайн масса". По слухам того
времени, Иванова могла быть убита сотрудниками ГПУ, то ли по наущению
О.А.Спесивцевой, завидовавшей новой звезде, то ли как случайно узнавшая
некую тайну. Подробнее см.: Malmstad John E. The Mystery of Inquity:
Kuzmin's "Temnye ulitsy rozhdajut temnye mysli" // "Slavic Review". 1 975.
Vol. 34. Э 1; Шмаков Г. Загадка Лидочки Ивановой // "Русская мысль". 1986,
13 июня; Морев Г.А. [Комм, к ст-нию "Воздушную и водяную гладь..."] //
Кузмин и русская культура. С. 176-177; У балтийской воды // "Московский
наблюдатель". 1991. Э 3. С. 50-64. Имагинация (воображение) - термин,
восходящий к средневековым доктринам, однако в начале XX века
воспринимавшийся в антропософской триаде: инспирация - имагинация -
интуиция. Висит таинственный знакомый знак. Ср. запись о С.Г.Спасской: "Над
постелью Софьи Гитмановны знак Розенкрейцеров. Вот оно что!" (Дневник, 9 мая
1926).
7. Есть у меня вещица. По предположению А.Д.Синявского, это -
"хрустальная или стеклянная пирамидка, многогранник или кубик с картинкой,
стоявший у него <Кузмина> на столе. <...> Поворачивая этот "кристалл", можно
было созерцать различные преломления в его гранях наклеенной снизу картинки
и окружающего мира" ("Синтаксис". 1987. Э 20. С. 69). А.С.Кушнер высказал
догадку, что вещица - граммофонная пластинка ("Новый мир". 1989. Э 10. С.
266-267). Ср., однако, в оперетте Кузмина "Забава дев" первоначальный вар.
песни одной из султанш, Кандакши, называвшийся "Песня о вещице":
Вещица небольшая,
Но всем она мила:
Там радость пребольшая
Гнездо свое свила.
Покоец невеликий
Ах, в каждом, в каждом есть.
Обвитый повиликой,
Он приглашает сесть.
Охотно посещая
Сей сладостный покой,
Судьба нам мнится злая
Судьбой уже не злой.
. . . . . . . . . . .
А как та вещь зовется,
Я не открою вам,
Лишь кем она берется,
Тот угадает сам.
(ГЛМ; в том же экземпляре название изменено на "Песня тайне" и внесены
некоторые текстуальные изменения; впервые в печати указано П.В.Дмитриевым //
НЛО. 1993. Э 3. С. 340; ср. также комм. А.Г.Тимофеева // Арена. С. 453-454).
8. Костер. Л., 1927.
III. 524-530. Цикл построен по принципу веера, состоящего из семи
створок, видимо, сделанных из слоновой кости и страусовых перьев. Беловой
автограф - РГАЛИ. По списку РТ-2 - сентябрь 1925. Ср. справедливое указание
в ст.: Дмитриев П.В. Журнал "Веер" [1911. Э 1] (НЛО. 1993. Э 3) на возможные
ассоциации цикла Кузмина с этим эфемерным журналом.
1. Фелица - персонаж од Г.Р.Державина; под этим именем подразумевается
императрица Екатерина II.
2. Персидская сирень - сорт духов. "Двенадцатая ночь" - не только
название комедии Шекспира, но также и сорт духов. Псаломские лани. См.: "Как
лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!" (Пс. 41, 2).
3. Подробный анализ ст-ния см.: Malmstad John E. "You Must Remember
this": Memory's Shorthand in a late Poem of Kuzmin // Венский сборник. С.
115-140. Альбер - см. примеч. 444. "Ганец стрекоз" - оперетта Ф.Легара (ср.
рец. Кузмина // "Красная газета". Веч. вып. 1924, 6 декабря).
5. В книге и беловом автографе ст-ние заменено 8 строками точек.
Опубликовано: ССт. С. 695. - Ахматова и Кузмин. С. 295. Печ. по автографу
Кузмина в экземпляре книги, подаренном А. Ивичу (Арх. А. Ивича). Ст-ние
связано с воспоминаниями об аресте Ю. И. Юркуна в 1918 г. после убийства М.
С. Урицкого Л. И. Каннегисером, с которым Кузмин и Юркун дружили (см.
наиболее обстоятельную до сих пор статью: Морев Г. А. Из истории русской
литературы 1910-х годов: К биографии Леонида Каннегисера // Минувшее.
Исторический альманах. М.; СПб., 1994. [Вып.] 16. Баржи затопили в
Кронштадте. Имеются в виду ходившие слухи о затоплении барж с заложниками.
Расстрелян каждый десятый. По свидетельству О. Н. Арбениной, во время
пребывания Юркуна в заключении расстреливали "через восьмого". Казармы на
затонном взморье. Юркун содержался в Дерябинских казармах на берегу Галерной
гавани. Подробнее см.: Морев Г. А. Из комментария к текстам Кузмина //
Шестые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения. Рига;
М., 1992. С. 25-30.
6. Файка - собака Кузмина и Юркуна. См.: "Сегодня автомобилем убило
Файку. Не раздавило, а убило без капли крови. Она еще, крутясь, побежала,
свалилась. Не визжала, не лаяла, не пищала. Когда Вероника Карловна <мать
Юркуна> рассказывала в слезах об этом, на меня нашел ужас. Юр. <Юркун> спал.
Что это? Первый, слабый удар с продолжением или козел отпущения? М<ожет>
б<ыть>, беда, бродившая вокруг нас, этим и ограничится, а м<ожет> быть,
вырвала наиболее доступное и дальше будет преследовать" (Дневник, 26 июня
1925). Ср. также: Ратгауз. С. 58-60.
7. А тридцать - Рубикон. В 1925 г. Юркуну исполнилось 30 лет.
IV. 531-537. Белового автограф - РГАЛИ. Другой беловой автограф с
датой: 7 окт. 1925 - АЛ. Черновой автограф с той же датой - РГАЛИ.
Отождествление дней недели с планетами и богами римского пантеона (а через
это, в некоторых случаях, и с металлами) восходит к античности. Черемшанова
(в замуж. Ельшина) Ольга Александровна (1904-1970) -поэтесса и чтица. Кузмин
написал предисловие к единственной ее книге стихов "Склеп" (Л., 1925) и
посвятил ей ст-ние 669. Подробнее о ней см.: Никольская Т.Л. Тема
мистического сектантства в русской поэзии 20-х годов XX века // Ученые
записки Тартуского ун-та. Тарту, 1990. Вып. 883. С. 160-165, 168; Никольская
Т.Л. Поэтическая судьба Ольги Черемшановой // Лица: Биографический альманах.
М.; СПб.; 1993. Вып. 3. С. 40-48 (в приложении - стихи Черемшановой).
1. Пронзает школьникам петух. Ср.: "Дети! В школу собирайтесь, -
Петушок пропел давно!" (Л.Н.Модзалевский, "Приглашение в школу" // Русская
поэзия детям. Л., 1989. С. 151).
3. Ст-ние основано на отождествлении различных функций Меркурия-Гермеса
с персонажами иной религиозной и мистической традиции, несущими те же
функции. Никола, т.е. Николай угодник, был, подобно Меркурию, покровителем
"плавающих и путешествующих". Офеня, т.е. мелкий розничный торговец. Гермес
был покровителем купцов, и в этом качестве ему соответствовал архангел
Михаил, Поэтам нагоняешь сон. Гермес был богом сна и сновидений. Связываешь
несвязуемое. В алхимии Меркурий - планета превращений, а соответствующая ему
ртуть играла в алхимическом делании важнейшую роль. Изобретать ты учишь.
Среди функций Гермеса-Меркурия было и покровительство изобретателям.
4. Советник тайный Гете. См. примеч. 407. Кольцо и якорь - масонские
символы.
5. В беловом автографе АЛ разночтение в ст. 2: " Кто благую весть
поймает" и в ст. 10: "На море дымятся флоты". Скрижали. Ср. библейскую
легенду о скрижалях, данных Господом Моисею для народа Израиля (Исх., гл.
32). Благая весть - дословный перевод слова Евангелие. Вес и мера. См.
примеч. 52-60 (4).
6. Если предыдущие ст-ния были основаны на традиции, восходящей к
латинской, то в данном ст-нии речь идет о субботе еврейской, что подчеркнуто
приметами традиционного еврейского быта (фаршированная щука, чеснок) и
намеком на традиционное обилие детей в еврейских семьях. Гут нахт (идиш) -
спокойной ночи.
7. Сон, выдуманный Сера и Лафоргом. Речь идет о картине Ж.Сера "В
воскресенье после полудня на Иль де ля ГрандЖатт", а также ст-ний Ж.Лафорга,
одинаково называющихся "Воскресенья". Ср. воспроизведенные мемуаристом слова
Ю.Юркуна: "Мое последнее увлечение - это художник Сера. Его фигуры реальны,
и в то же время это видение сна! Его "Воскресная прогулка на острове
Гранд-Жатт"!" (Милашевский В.А. Вчера, позавчера. С. 161).
V. 538-541. Беловой автограф без посвящ. - РГАЛИ. Машинопись, сделанная
с чернового автографа, со многими не прочитанными машинисткой или неверно
разобранными местами - РГАЛИ. Черновой автограф с датой: 14 сентября 1927 -
РГАЛИ. Об адресате посвящения мы ничего не знаем, кроме двух записей в
Дневнике: "Потом Моня <М.М.Бамдас>, опять Савицкий, наконец - Симка
Демьянов. С ним сделалась истерика от "Форели", вообще разводил глухую
провинцию" (7 сентября 1927); "Заехал за мною студент Орлов, повез на
извозчике. Это не в И<нституте> И<стории> И<скусств>, а в мятлевском доме.
Вузовцы. <...> Темнота, но слушают отлично. Не поспел я взгромоздиться, как
бежит, выпуча косой глаз, Симка в смокинге. В одной руке горшок сирени, в
другой - огромная коробка конфет. Блестит как грош. Но ничего, спасибо
друзьям. Читал охотно, чувствуя, что доходит" (10 марта 1928; речь идет о
вечере, со слов известного литературоведа В.Н.Орлова описанном в статье
Дж.Малмстада // ССт. С. 293-294). О работе над циклом см.: "Читал я Август.
Это ужасный натурализм, и я как-то завяз в нем, и особенно никому не
нравится" (Дневник, 18 сентября 1927); "Кончил "Для Августа". В газете
статья о шпионах-террористах. Белые мальчики, романтизм. Как жалко их. Это
не то что всякие Желябовы" (Дневник, 19 сентября 1927).
1. Бри... страсбургский пирог. "Бри!" - реплика из пьесы А.А. Блока
"Незнакомка"; "страсбургский пирог" - очевидно, из "Евгения Онегина", гл. 1,