Исследовательская работа
на тему:
«Поиск смысла жизни литературными героями».
Работу выполнила
ученица 10 класса «Б»
ГОУ гимназии № 107
Неделько Екатерина
Учитель: Мусатова Е.Е.
Адрес гимназии
Выборгская ул., д. 3
Тел.542-08-23
Санкт-Петербург – 2009 год.
Содержание.
- Актуальность темы.
- Смысл жизни с точки зрения философа С. Л. Франка.
- Часть первая: И Гончаров «Обломов». Обломов и Штольц.
- Часть вторая: А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин - «эгоист поневоле».
- Часть третья: М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин - « душа сильная, но чёрствая».
Введение.
Актуальность темы.
Для написания реферата я выбрала тему «Поиск смысла жизни литературными героями». Проводя исследование по данной теме, я поставила перед собой цель: показать, как литературные герои понимают смысл существования на этом свете, смысл жизни.
Исходя из этого, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Проследить за жизнью литературных героев И.И. Обломова, А. И. Штольца, Е. Онегина, Печорина Г.А.
2. Определить жизненные позиции этих героев и, тем самым, выявить смысл и цель их жизни.
3. Сравнить взгляды, ценности героев, образ жизни и их окружение, интересы и предпочтения.
4. Сделать вывод о понимании героями целей в жизни и их осуществление; сопоставить их судьбы и достижения.
5. Провести параллель между жизнью литературных героев и жизнью людей в реальном мире, сравнить и определить смыслы существования тех и других.
Методы исследовательской деятельности:
1. анализ
2. сопоставление
3. обобщение
Смысл жизни с точки зрения философа С. Л. Франка.
«Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? - Он нам непостижим.
Как много разных душ под колесом фатальным
Сгорает в пепел, в прах. А где, скажите, дым?»
Омар Хайам
Смысл жизни. В чём он заключается? Как его найти? Для чего мы живём?Большинство людей хотя бы раз в жизни задаются этими вопросами, но получают ли они ответы на них? Чтобы разобраться в этом необходимы долгие годы. Под смыслом жизни мы понимаем осознание основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет наше место и значение в жизни общества. Но ведь для каждого отдельного человека смысл всё же будет заключаться в чём-то своём и невозможно дать один определённый и точный ответ. Можно очень долго рассуждать на эту тему и в конечном счёте даже не найти ответа на поставленные вопросы. Чтобы хотя бы немного разобраться,обратимся к трудам русского философа, религиозного мыслителя и психолога Семёна Людвиговича Франка, статья «Смысл жизни»:
« Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл
жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс
естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека,
как всякого другого органического существа? Те мечты о добре и правде, о
духовной значительности и осмысленности жизни, которые уже с отроческих лет
волнуют нашу душу и заставляют нас думать, что мы родились не "даром", что
мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым
осуществить и самих себя, дать творческий исход дремлющим в нас, скрытым от
постороннего взора, но настойчиво требующим своего обнаружения духовным
силам, образующим как бы истинное существо нашего "Я", - эти мечты оправданы
ли как-либо объективно, имеют ли какое-либо разумное основание, и если да -
то какое? Или они просто огоньки слепой страсти, вспыхивающие в живом
существе по естественным законам его природы, как стихийные влечения и
томления, с помощью которых равнодушная природа совершает через наше
посредство, обманывая и завлекая нас иллюзиями, свое бессмысленное, в вечном
однообразии повторяющееся дело сохранения животной жизни в смене поколений?
Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, трепетная
мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь или, вернее, впервые
осуществляющей подлинную жизнь, есть ли для этого какая-либо твердая почва в
бытии человека, или это - только отражение в воспаленном человеческом
сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которое
обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения все той же
бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей
радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной
нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига,
самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого
дела - есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но
бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?
Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый
вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека.
Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем,
погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня, в
материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных
успехах, или в какие-либо сверхличные страсти и "дела" - в политику, борьбу
партий и т.п., - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда
отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно
спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и неизбежных ее
предвестников - старения и болезней, факт отмирания, скоропреходящего
исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей земной жизни со
всей иллюзорной значительностью ее интересов -- этот факт есть для всякого
человека грозное и неотвязное напоминание нерешенного, отложенного в сторону
вопроса о смысле жизни. Этот вопрос - не "теоретический вопрос", не предмет
праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос самой жизни, он так же
страшен, и, собственно говоря, еще гораздо более страшен, чем при тяжкой
нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода. Поистине, это есть вопрос о
хлебе, который бы напитал нас, и воде, которая утолила бы нашу жажду. Чехов
описывает человека, который, всю жизнь живя будничными интересами в
провинциальном городе, как все другие люди, лгал и притворялся, "играл роль"
в "обществе", был занят "делами", погружен в мелкие интриги и заботы - и
вдруг, неожиданно, однажды ночью, просыпается с тяжелым сердцебиением и в
холодном поту. Что случилось? Случилось что-то ужасное - жизнь прошла, и
жизни не было, потому что не было и нет в ней смысла!
Постараемся прежде всего вдуматься, что это означает "найти смысл
жизни", точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое
понятие "смысла жизни" и при каких условиях мы почитали бы его
осуществленным?
Под "смыслом" мы подразумеваем примерно то же, что "разумность".
"Разумным" же, в относительном смысле, мы называем все целесообразное, все
правильно ведущее к цели или помогающее ее осуществить. Разумно то
поведение, которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее
осуществлению, разумно или осмысленно пользование средством, которое
помогает нам достигнуть цели. Но все это только относительно разумно -
именно при условии, что сама цель бесспорно разумна или осмысленна. Мы можем
назвать в относительном смысле "разумным", напр., поведение человека,
который умеет приспособиться к жизни, зарабатывать деньги, делать себе
карьеру - в предположении, что сам жизненный успех, богатство, высокое
общественное положение мы признаем бесспорными и в этом смысле "разумными"
благами. Если же мы, разочаровавшись в жизни, усмотрев ее "бессмысленность",
хотя бы ввиду краткости, шаткости всех этих ее благ или в виду того, что они
не дают нашей душе истинного удовлетворения, признали спорной саму цель этих
стремлений, то же поведение, будучи относительно, т.е. в отношении к своей
цели, разумным и осмысленным, абсолютно представится нам неразумным и
бессмысленным. Так ведь это и есть в отношении преобладающего содержания
обычной человеческой жизни. Мы видим, что большинство людей посвящает
большую часть своих сил и времени ряду вполне целесообразных действий, что
они постоянно озабочены достижением каких-то целей и правильно действуют для
их достижения, т.е. по большей части поступают вполне "разумно"; и вместе с
тем, так как либо сами цели эти "бессмысленны", либо, по крайней мере,
остается нерешенным и спорным вопрос об их "осмысленности", - вся
человеческая жизнь принимает характер бессмысленного кружения, наподобие
кружения белки в колесе, набора бессмысленных действий, которые неожиданно,
вне всякого отношения к этим целям, ставимым человеком, и потому тоже
совершенно бессмысленно, обрываются смертью.
Следовательно, условием подлинной, а не только относительной разумности
жизни является не только, чтобы она разумно осуществляла какие-либо цели, но
чтобы и самые цели эти, в свою очередь, были разумны.
Но что значит "разумная цель?" Средство разумно, когда оно ведет к
цели. Но цель - если она есть подлинная, последняя цель, а не только
средство для чего-либо иного -уже ни к чему не ведет, и потому не может
расцениваться с точки зрения своей целесообразности. Она должна быть разумна