Из первой группы требований, определяющих содержание принципа законности, можно выделить следующие положения:
а) в случае расхождения норм УК с нормами международного права приоритет отдается нормам международного права. Это вытекает из соотношения ст. 3 с ч. 3 и 4 ст. 11 и с ч. 3 ст. 13 УК. Это прямо подчеркивается в ч. 2 ст. 1 УК и ч. 4 ст. 15 Конституции;
б) подконституционность уголовного закона. Она состоит в том, что:
- издание уголовных законов должно осуществляться на основе и в соответствии с Конституцией. Часть 1 ст. 15 Конституции предусматривает, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации";
- в случае расхождения норм УК с нормами Конституции приоритет отдается последним;
в) законность состоит в точном и неуклонном соблюдении уголовных законов гражданами и правоприменительными органами;
г) законность состоит в том, что не только граждане и субъекты правоприменения должны соблюдать уголовный закон, но и законодатель. Принимаемые законы не должны противоречить принципу законности;
д) законность проявляется в том, что самим законом определены пределы судейского усмотрения при применении ими норм уголовного права. Иначе говоря, в законодательные рамки ставится соотношение целесообразности и законности. Принцип законности предопределяет границы законной целесообразности. Это проявляется в том, что закон устанавливает, например, альтернативные или относительно определенные санкции за преступления, предусмотренные УК.
В этой связи особую актуальность приобретают не только приговоры по конкретным делам, но и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, постановления которого, как отмечается в литературе, порой необоснованно изменяют суть уголовного закона, а значит, нарушают и сам принцип законности, выходя за пределы законной целесообразности;
е) преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 9); закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 10).
3. Ко второй группе правил, определяющих содержание принципа законности, относятся[19]:
а) принцип nullum crimen, nullum poena sine lege ("нет преступления, нет наказания без прямого указания на то в законе");
б) законность означает, что не только преступления и наказания, но и иные уголовно-правовые последствия совершенного лицом деяния определяются уголовным законом. Например, основания и условия применения условного осуждения, принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от уголовной ответственности и наказания, погашение и снятие судимости и т.д.;
в) законность состоит в том, что преступлением может быть признано только деяние - общественно опасное действие или бездействие, причинившее или создавшее реальную угрозу причинения вреда существенным, охраняемым уголовным законом интересам личности, общества или государства. Из этого следует, что мысли и убеждения, независимо от их несоответствия законам, Конституции, не должны рассматриваться как преступления и поэтому не влекут за собой наказания;
г) законность состоит в том, что запрещается применять уголовный закон по аналогии.
В уголовном праве не допускается не только аналогия закона, но и аналогия права, которая имеет место в иных отраслях права, в частности в гражданском праве. Аналогия в уголовном праве была отменена в декабре 1958 г., когда в ст. 7 Основ уголовного законодательства в понятие преступления ввели признак уголовной противоправности. До этого аналогия применялась. Более того, ее применение было предусмотрено в уголовном законе. Так, УК 1926 г. предусматривал специальную статью (ст. 16), разрешавшую применение закона по аналогии"[20].
Более точное содержание данного принципа заключается в неотвратимости именно уголовной ответственности, т. е. привлечения к ней каждого виновного лица за каждое совершенное им преступление. Наказание может не последовать на законных основаниях освобождения от него. Обязательно должно привлекаться к уголовной ответственности каждое совершившее преступление лицо. Уже затем оно может быть от этой ответственности освобождено.
По подсчетам криминологов, латентная, т. е. не включенная в официальную статистику преступность, достигает в РФ 9—12 млн. преступлений в год. Таков статистически наглядный показатель состояния неотвратимости уголовной ответственности.
Приведем пример из практики работы Ленинского районного суда г. Ставрополя[21].
11 июня 2003 года. Ленинский районный суд гор. Ставрополя установил, что подсудимая Мальцева О.А., в неустановленном следствием месте и в не установленное следствием время, приобрела у неустановленного следствием лица 40 стеклянных бутылок тарной ёмкостью 0,5 литра, с этикетками «Водка Русская – Стопка». 6 февраля 2003 года, в 18 часов 45 минут, подсудимая Мальцева по месту своего жительства, в квартире № 3 дома №25 по ул. Старомарьевское шоссе г. Ставрополя, продала Щербюк Г.В. за 17 рублей, одну стеклянную бутылку тарной емкостью 0,5 литра, с этикеткой «Водка «Русская», без специальных марок акцизного сбора.
Согласно заключению судебно-химической экспертизы № 443 от 11 февраля 2003 года, жидкость в бутылке, изъятой у Мальцевой О.А., не соответствует ГОСТУ «Водки и водки особые», не соответствующей по крепости и укупорке, не отвечает требованиям безопасности по содержанию сивушных масел.
Допрошенная в судебном заседании подсудимая Мальцева вину признала и показала, что примерно 4.02.2003 г. на рынке «Южный» она приобрела у нерусского парня две коробки водки, чтобы расплачиваться за привозимый корм для подсобного хозяйства. Пенсия у нее 828 руб., на ее иждивении находятся двое внуков, т.к. ее дочь является матерью-одиночкой, алиментов не получает. Поэтому у нее в семье сложилось тяжелое материальное положение. 6.02.2003 г. вечером около 19 ч. пришел парень, по виду алкоголик, который просил продать ему бутылку водки. Этот парень сказал, что видел, как она принесла водку домой. Из жалости она продала ему одну бутылку «Водка Русская – стопка» за 17 руб. Примерно минуты через две постучали и вошли работники милиции и она отдала им водку.
Суд, допросив подсудимую, исследовав материалы дела, считает вину Мальцевой, доказанной.
Кроме того, вина подсудимой подтверждается: рапортом участкового уполномоченного милиции Ленинского РОВД о выявлении факта продажи Мальцевой одной бутылки, протоколом освидетельствования участника контрольной закупки, покупателя Щербюка Г.В., актом контрольной закупки, протоколом осмотра места происшествия и изъятия у покупателя Щербюка Г.В. одной бутылки водки без марок акцизного сбора и изъятия у Мальцевой 40 бутылок; заключением химической экспертизы, в соответствии с которой, представленная на исследование жидкость в бутылке, изъятой у Мальцевой О.А., не соответствует ГОСТУ «Водки и водки особые» по крепости и укупорке, не отвечает требованиям безопасности по содержанию сивушных масел, по органолептическим показателям, крепости и представляет собой спиртосодержащие жидкости крепостью 32,7 об.% (л.д.14); протоколом осмотра вещественного доказательства и постановлением о приобщении к делу в качестве вещественного доказательства одной бутылки водки «Русской».
Суд считает, что действия подсудимой правильно квалифицированы по ст. 238 ч. 1 УК РФ, поскольку Мальцева О.А. незаконно сбывала продукцию, не отвечающую требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей.
При определении размера и вида наказания, суд учитывает степень общественной опасности, среднюю тяжесть совершенного преступления; смягчающие вину обстоятельства: что Мальцева характеризуется положительно, совершила преступление впервые, является нетрудоспособной, вину признала в содеянном раскаялась, ее семейное положение, отсутствие по делу отягчающих обстоятельств, считает возможным с учетом личности подсудимой назначить ей наказание, не связанное с изоляцией от общества, в виде условного осуждения к лишению свободы.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что к основным признакам указанного принципа относятся: единство законности на всей территории РФ; обязанность соблюдения и исполнения всеми уголовного закона; контроль компетентных органов за должным соблюдением и исполнением указанной обязанности. Профессор Б.Т. Безлепкин, комментируя принцип законности относительно уголовно-процессуального права, замечает, что с позиции теории правоотношений законность не принцип, а признак понятия уголовного судопроизводства, так как незаконного судопроизводства вообще не бывает[22]. Исходя из части 1 статьи 1 УК РФ, определяющей, какие именно законы составляют уголовное законодательство РФ, логично предположить, что законность также является признаком, а не принципом понятия уголовного права.
2.2 Принцип равенства граждан перед законом
Устанавливаемый ст.4 УК принцип равенства граждан перед законом конкретизирует в уголовном праве применительно к уголовной ответственности общеправовое положение Конституции РФ о равенстве перед законом и судом. Это положение следующим образом сформулировано в УК: "Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств"[23].