Смекни!
smekni.com

Белая горячка (стр. 12 из 19)

книгу, -- вообрази мою радость, мою бешеную радость, -- я нашел в ней небольшую

цветную бумажку вроде закладки, на которой было написано мелко рукою княжны по- русски: "Прочтите стихи: Oh! pourquoi te cacher? Tu pleurais seule ici, и

согласитесь, что Hugo истинный поэт..."

Не правда ли, это очень мило? Разумеется, я прочел тогда же стихи, указанные ею,

и они мне в самом деле показались лучше других.

17 июня.

Получил ответ от Рябинина на мое письмо к нему. Он хочет приехать сюда немедля.

"Ну, так и быть, -- пишет он, -- для того, чтобы поскорей увидеть тебя, я

решаюсь проскучать несколько месяцев в Москве. Жертва великая!.. Да нельзя ли

мне будет жить вместе с тобою в подмосковной князя? Это, кроме других выгод,

имеет и ту, что я заранее ознакомлюсь с его сиятельством. Отпиши мне, будет ли

такая штука политична?"

Я сказал об этом князю -- и он тотчас же велел приготовить комнаты для Рябинина

против моих. Мысль, что он будет окружен артистами, ему, кажется, удивительно

нравится.

Ту же секунду уведомил я нашего приятеля о княжеских распоряжениях и с

нетерпением жду его сюда с минуты на минуту...

30 июня.

Он здесь, он приехал! Можешь себе представить мою радость!.. Вчера я было совсем

собрался спать, вдруг слышу необыкновенный шум и страшную возню в коридоре:

двери передней моей комнаты отворяются с эффектным треском; раздаются шаги

мерные, тяжелые, знакомые мне, и две длинные руки протягиваются ко мне для

заключения меня в объятия. Я обнял Рябинина от всего сердца.

После объятий он отошел от меня шага на два.

-- Постой, ни слова! Дай мне сначала обозреть тебя с ног до головы, -- сказал он

и с обыкновенною своею важностью, нахмурив брови, начал меня рассматривать.

-- Похудел! что бы это значило? в Москве толстеют... а где же твоя мастерская?..

-- Я и кисть не брал в руки с тех пор, как мы с тобой расстались.

-- Гм! Хорошо. В Москве так и следует. Здесь только все много говорят, а никто

ничего не делает. Теперь я посмотрю твою комнату. Ба! что это? Виктор Гюго! у

тебя Гюго? Ведь ты прежде сходил с ума от немцев?..

-- Я и теперь сходку от них с ума.

-- А эта книга зачем?

-- Меня заставила прочесть несколько стихотворений княжна и хотела, чтобы я

непременно ими восхищался.

-- Заставила?.. княжна? а что, у нее смазливенькое личико?

-- Она чудо как хороша!

-- И читает стихи?

-- Французские и английские, а твоих стихов она не читала.

-- Моих? Я и пишу не для этих княжен, а для той, которая... Ну, да что говорить

об этом? Скажи-ка, какое впечатление произвела на тебя Москва?

-- Для той, которая... Поздравляю тебя, ты влюблен.

-- Ни слова об этом. Что, в Москве скучно?

-- Нет, ты не угадал. Эти месяцы для меня прошли, как один день. Я очень полюбил

Москву.

Рябинин качал головой.

-- Молодость, молодость! Что же ты нашел здесь? Местоположение, правда,

недурное, довольно гористое, церкви с позолоченными главами...

-- И тебе эти шутки не наскучили?

-- Какие шутки? я говорю от души. Истинно-то хорошего ты, верно, здесь и не

заметил...

-- Чего это?

-- Да что в Москве всего лучше? При этом вопросе я призадумался.

-- Так и есть -- не знает!

-- Что же такое? Кремль?

-- Вот куда зашел: Кремль!

-- Калачи?

-- Не то! -- Английский клуб, и в нем кулебяка. Славная кулебяка! тесто сдобное,

рассыпчатое, куски большие...

Узнаешь ли ты его? Вспоминаешь ли то время, когда мы сиживали вместе, с таким

удовольствием внимая речам его и дивясь его способности мешать шутки с делом?

-- Впрочем, я не прочь пожить в Москве, -- продолжал он. -- Я отдохну здесь. В

Петербурге надоели мне и приятели и враги. Все значительные петербургские

журналисты меня хвалили и хвалят, хотя их похвалы глупы, но все-таки похвалы. А

вот недавно, -- говорят, я сам не читал, -- появились в журналистике какие-то

проклятые насекомые, шмели -- и точно слышу, жужжит что-то над самым ухом, того

и гляди, что укусит. Я давно бы раздавил этих шмелей, но руку лень приподнять...

До трех часов утра просидели мы с ним, разговаривая о будущей нашей поездке в

чужие края, о князе, его семействе и о прочем.

17 июля.

Князь с каждым днем начинает чувствовать более и более расположение к Рябинину.

Резкая, немного странная манера, вечно-таинственный вид знатока, уменье

действовать незаметно на самолюбие, придавая речам сухость и далее грубость,

порою истинно-поэтическое одушевление -- все это вместе, чем вполне обладает наш

приятель, действует необычайно на князя...

Рябинин ходит с ним по залам и останавливается беспрерывно перед картинами,

восхищается ими и уверяет, что таких драгоценностей, как у него, нет даже и в

петербургском Эрмитаже. Однажды мы втроем ходили в большой зале. Рябинин

посмотрел на одну картину, остановился, поднял руки вверх и с жаром воскликнул:

-- Это оригинал, князь, поверьте мне, оригинал! я узнаю в этой картине Франциска

Альбани. У него вся манера Анибала Карачча, так что иные произведения Альбани

невглядевшийся глаз может смешать с созданиями Карачча. Хотя в Альбани нет

своего, типического, но он замечательный мастер. Позвольте, дайте вглядеться в

эту фигуру. Ба! да это редкость... Венецианской школы... Тинторет! настоящий

Тинторет!.. Славная у вас галерея, князь... И знаете ли, что я сказку вам? я

рад, что у вас мало картин немецкой школы... Хороши они, эти Дюреры, но можно

обойтись и без них. Не люблю немцев, откровенно признаюсь вам, -- народ

отвлеченный... Один Шиллер, да и тот не немец, а итальянец...

-- Как итальянец? -- спросил удивленный князь.

-- Натура южная; здесь вот, в левом-то боку, горячо, пламенно... С каким

омерзением смотрел он на своих злодеев, вызванных им на божий свет из глубины

поэтического духа, и с какою любовию на свои чистейшие создания, на маркиза

Позу, на Телля! Его драмы -- это вдохновенные импровизации. Итальянец! настоящий

итальянец!

-- А Гете? разве вы Гете ставите ниже? -- Князь пристально посмотрел на

Рябинина.

-- Гете -- великий гений, так; но в нем есть душок этой немецкой философии,

которая больно мне не по сердцу.

-- Да, правда, -- заметил князь, -- вся эта философия -- заносчивость, бред;

однако Гете... Но растолкуйте мне, откуда вы набрались таких сведений в

живописи, ни раза не ездив в чужие края? У вас глаз необыкновенно меткий и

верный.

Рябинин улыбнулся.

-- Откуда набрался? Читал, и читал много и долго, не пугался книг in folio;

глядел, и глядел пристально на то, что было у меня перед глазами; проводил

недели и месяцы в Эрмитаже; ловил художников прямо с парохода, только что из

Италии, и расспрашивал их о чудесах искусства, соображал с тем, что вычитал, и

помаленьку входил в мир художественный. Мои друзья, князь, вот они, -- и Рябинин

положил руку на мое плечо, -- живописцы, музыканты, все артисты... Люди с

дарованием как-то любят меня и бегут ко мне, а я благодарю за это бога!

-- Жаль, -- сказал князь, -- право, жаль, что я не имел удовольствия прежде

познакомиться с вами...

-- А я вас знал и прежде, князь, по слухам, и уважал вас за вашу любовь к

искусствам и за внимание к нам, бедным артистам. Спасибо вам за то, что хотите

меня ввести в самый храм, где священнодействовали великие художники, в эту

благословенную Италию. Без вас у меня не было средств войти в этот храм.

Князь с большою приятностью посмотрел на Рябинина.

-- Я уже говорил г. Средневскому, что мне известен каждый уголок этого храма. И

мы будем вместе ходить везде... Наши путевые записки могут быть очень интересны,

не правда ли?

-- Это будут не простые записки... (Рябинин подошел к князю и взял его за руку),

а монументальная книга для художеств!

Глаза князя заблистали от удовольствия.

-- Хочется мне посмотреть в Болонии на св. Петра Гвидо Рени, -- продолжал

Рябинин, задумываясь, -- разные толки об нем: иные его превозносят до небес,

другие умеренно отзываются о нем...

-- Как? кто же из видевших эту картину может без восторга говорить о ней? --

произнес князь. -- Это chef d'oeuvre. Голова апостола Петра и другого апостола,

который утешает его, это такие головы! в них столько выражения! К тому же

нежность колорита, отчетливость в отделке... Помилуйте, да эта картина -- чудо!

-- Так, я заранее знал, что вы это скажете. Все истинные знатоки художеств, а не

самозванцы, отзываются о св. Петре, как вы. Уж эти мне самозванцы-любители! Я

человек простой и откровенный, князь, -- вы это видите, -- и этих господ

отделываю по-своему, без жалости, кто бы они таковы ни были...

-- Так и должно; вы делаете очень хорошо, -- подхватил князь, -- обман надобно

всегда изобличать!

-- Неужели, -- сказал я Рябинину, когда мы остались с ним вдвоем, -- неужели

тебе не жаль морочить князя и так недобросовестно льстить его слабости к

художествам? Мне всегда досадно, когда ты так говоришь с ним, как говорил

сейчас. Знаешь ли? в нем столько хорошего, что, будь какая-нибудь возможность, я

открыл бы ему глаза, я показал бы ему смешную его сторону...

-- Долго ли ты будешь ребячиться? -- отвечал мне чудак наш, -- пора перестать!

Брось нелепую мысль исправлять людей. Невинное дитя мое, если ты вздумаешь

выводить их, по своему добродушию, из заблуждений, в которых они погрязли, как в

тине, горе тебе! они нападут на тебя и растерзают тебя... И что за дело тебе до

других? Пусть тешатся своими погремушками; бренчи и ты перед ними, а исподтишка

улыбайся. Тогда они будут хвалить и превозносить тебя. Я уверен, что князь

теперь от меня в восторге, а заговори-ка я с ним другим языком, он посмотрел бы

на меня с презрением и, встречаясь со мною, отворачивался бы от меня... Не

забудь, что он нужен нам. Мы его станем водить за нос; он будет нами доволен, мы

им, а русская публика всеми нами за дешевое, но великолепное издание путевых

записок с гравюрами, на веленевой бумаге...