По выходе первых ремизовских книг талант писателя был признан в широком литературном кругу, хотя и не без противоречивых оценок. А. Белый в 1908 г. будто спорил с самим собой: «А. Ремизов — один из первых стилистов наших дней. Но пока его стиль не нашел себе фабулы». А Блок увидел в сборнике рассказов Ремизова (Спб., 1910) освобождение от всяких «вычур», «слов ненужных» ранней его прозы, а в «Эмалиоли» (с новым названием «По этапу») — «законченное создание, заключенное в кристаллы форм, которые выдерживают долгое трение времени». По творчеству Ремизова поэт узнал свойственный времени «клочок <...> души, где все сбито с панталыку, где все в невообразимой каше летит к черту на кулички». Вместе с тем в дневниковой записи конца 1911 г. сетовал на склонность Ремизова лишь «бесконечно мучиться и щетиниться», «когда такой горечью полыни пропитана русская жизнь». Такое суждение следует уточнить.
В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести «Оля» (1927) и романе «В розовом блеске» (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943; в тот же год умерла жена Ремизова С.П.Довгелло). Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, предпринимался опыт создания целостной картины народного духа, – от книги «Россия в письменах» (1922) до сборника «снов» и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, И.С.Тургнеев, Достоевский). В них он опирался на предания, выражающие религиозные верования, часто далекие от ортодоксального православного канона Эта тема становится основной в книге «Огонь вещей» (1954).
Он, как и многие другие писатели и художники, не утратил в эмиграции свой творческий потенциал. Сегодня уже и российские литературоведы согласны с тем, что самое важное Ремизов написал в эмиграции. В 1978 году в Советском Союзе впервые вышел том его избранного. В предисловии Ю. Андреев утверждал, что отрыв от Отечества сказался отрицательно на творчестве писателей-эмигрантов, а для Алексея Ремизова был чреват творческим бесплодием. На самом деле Ремизову суждена была долгая творческая жизнь – 45 книг в эмиграции! А всего у него вышло 82 книги. Он верно понял исторический заказ: оставить для последующих поколений повествования о своей жизни не только в России, но и эмиграции. Да, начиная с 1931 года его перестали печатать, вплоть до 49-го, но это понятно – экономический кризис, Вторая мировая война… Сам он говорил: «на «вшивом рынке» (выражение А.С. Пушкина) российской словесности о моих книгах что-то ничего не слышно». В этот момент он стал делать рукописные альбомы – всего их около 400. – уникальное явление, он не только писатель, но и замечательный художник. Он возвращал рукописной книге душу, утраченную в гутенберговскую эпоху. И это тоже одна из граней его уникального таланта[5].
Одним из главных отличий его произведений является автобиографичность, но не обычная, мемуарная. В ее пространстве он не просто автор-рассказчик, описывающий происходящее с субъективной точки зрения – он такой же мифологизированный персонаж (это особенно проявляется в его последних произведениях), как и герои житий. Его личный опыт, который, казалось бы, может встать в картину мира только как очередной элемент мозаики, подается им как целостная картина мира, надличностный опыт целого поколения. Он никогда в них не предстает реальным человеком, он всегда надевает личину, а в поздних повестях это литературная маска кочующий по Парижу, вечно бездомный учитель музыки Александр Александрович Корнетов. Бунин не доверял Ремизову, считая, что он нарочно одевает маску, притворяется, лукавит с читателем, но это было не так.
Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г.Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию «русской допетровской старины», обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике. А кто-то, как художник М.Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая. Они связывали эту поэтику с подчеркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем «Великой и вольной обезьяньей палате», а атмосфера в целом наводила на мысли о «колдовском гнезде». Третьи, как философ И.Ильин, воспринимали Ремизова как «юродивого в пределах культуры» – умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.
Стилистика Ремизова оказала существенное влияние на ряд русских писателей 1920-х годов. (Пришвин, Л.М.Леонов, Вяч.Шишков и др.), которые выступили приверженцами «орнаментальной прозы». Грета Слобин в книги «Проза Ремизова. 1900- 1921» приходит к выводу , что Ремизов противопоставил «упорядоченному», «письменному», «грамматическому» синтаксису Горького и Чехова перформативность языка Розанова, - «живого» , «изустного», « мимического».[6]
Но нужно отметить и следующий момент - Ремизов — мастер, лингвист, реалист — имеет множество последователей; Ремизов — поэт и мистик — влияния не имеет. Он создавал в своих произведениях необычный, уникальный, фантастический мир, хотя всего лишь рассказывал о том, что видел сам. Его имя было незаслуженно предано забвению, но в последнее время, к счастью, исследователи заинтересовались этой фигурой. В дальнейшем, как мы полагаем, этот интерес будет становиться лишь сильнее, и количество научных работ будет неуклонно расти. Глеб Струве вполне справедливо заметил: «Если в будущей истории русской литературы в главе о зарубежном ее периоде на первом месте будет назван Бунин, то радом с ним, вероятно, - будет поставлен столь непохожий на него Ремизов»
В ходе написания своей работы мы обращались к таким источникам, как «Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. Т. 1. Писатели Русского Зарубежья. Энциклопедический биографический словарь», где нашли биографию А. Ремизова, написанную Виктора Чалмаевым.
В «Литературной энциклопедии Русского Зарубежья. Т. 3. Писатели Русского Зарубежья. Книги», мы рассмотрели описания основных произведений Ремизова.
«История русской литературы в четырех томах» под редакцией К. Д. Муратовой. В четвертом томе данного академического издания мы нашли необходимый материал о стилистике Ремизова.
Также мы обращались к монографии Греты Слобин «Проза Ремизова. 1900 – 1921» (монография профессора Калифорнийского университета Санта-Крус Греты Н.Слобин посвящена одному из выдающихся русских писателей XX века, творчество которого во многом носило экспериментальный характер. Грета Н.Слобин рассматривает литературную биографию писателя с точки зрения его собственной концепции жизнетворчества, сформированной под влиянием эстетики русского символизма. В книге предпринят подробный анализ романов и повестей, созданных А.Ремизовым в 1900-1910-е годы, что позволяет проследить основные тенденции развития повествовательных жанров в его творчестве).
Кроме того, мы прибегали к помощи интернет-ресурсов, ссылки на которые присутствуют в данной работе.
Целью данной дипломной работы является выявление значимости автобиографического начала для творчества А. Ремизова и места понятия автобиографического пространства в авторской концепции мира. При этом мы ставим перед собой следующие задачи:
1) кратко рассказать биографию Ремизова, рассмотреть его творчество до и после эмиграции, отметить некоторые моменты биографии, повлиявшие на Алексея Михайловича как на писателя;
2) определить роль автобиографического начала для понимания авторских текстов.
Объектом исследования является автобиографические повести писателя, а предметом – проявления автобиографического пространства в них. В работе интерпретируется повести «Подстриженными глазами: Книга узлов и закрут памяти» А. Ремизова, созданная в конце жизни автора, а также «Взвихренная Русь».
В работе используются историко-литературный метод, метод пристального чтения текста и подходы смежных гуманитарных наук.
Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается книга «Подстриженными глазами». Во второй главе мы обращаемся к книге Ремизова «Взвихренная Русь».
[1] См.: Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. Т. 1. Писатели Русского Зарубежья. Энциклопедический биографический словарь // Ремизов А.М. – М.: РОССПЭН , 1997. – С. 332
[2] http://www.belousenko.com/wr_Remizov.htm
[3] См.: Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. Т. 1. Писатели Русского Зарубежья. Энциклопедический биографический словарь // Ремизов А.М. – М.: РОССПЭН , 1997. – С. 333
[4] См.: История русской литературы в четырех томах. Том четвертый. Литература конца XIX – начала XX века (1881–1917)// Предоктябрьское десятилетие. Литература в годы реакции. – СПб.: АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) , 1993.
[5] http://www.lgz.ru/article/1007/
[6] См.: Слобин Г.Н. Проза Ремизова. 1900-1921. – СПб.,1997. – С.45.