Творчество Ю.Н.Куранова сопоставляют с творчеством Ф.М.Достоевского (по духовной пронзительности), И.А.Бунина, К.Г.Паустовского и М.М.Пришвина (по верности идее естественности природы и человека). Писатель подражает природе (естественной, духовной) человека и одновременно конструирует мир красоты и чувств. Именно в этом заключается его оригинальность и непохожесть. Для меня Ю.Н.Куранов просто Волшебник Слова, одухотворяющий читателя, авансирующий его в лучших душевных устремлениях.
1.3 О.Б.Глушкин
Произведения О.Б.Глушкина отличаются верой в нравственную основу жизненных начал. «Ему свойственна горячая привязанность к судьбам своих героев, вместе с ними он ищет точки приложения душевной энергии» (Ю.Иванов).
Роман «Саул и Давид» позволяет узнать о первых царях Израиля – Сауле и Давиде, об их противостоянии, о Маттафии, непризнанном сыне Саула. Ветхозаветный сюжет избран писателем не случайно: обращение к библейскому сюжету проясняет проблемы сегодняшнего дня, помогает ответить на многие вопросы. Мудрость и нравственные начала, заложенные в Библии, – вне времени. Десять заповедей, изложенные в ней, актуальны и сейчас. Например, «не убий, не укради, не желай ничего, что у ближнего твоего». Именно об этом роман О.Б. Глушкина «Саул и Давид», и еще - об испытании властью. Это произведение о человеческих страстях, о том, как противостоять им, сохранить себя. Ненавязчиво автор предлагает вопросы, которые должны решать читатели: «чем порождается величие царей – мудростью или кровью врагов, в чем мудрость царская – в победоносных воинах или в умении сохранить мир, имеет ли царь, окруженный льстецами и завистниками, право и возможность быть добрым?» Через них просматривается своеобразная перекличка с А.С.Пушкиным, рассуждавшим в своих произведениях об обязанностях и привилегии власти.
Все главные герои романа – реальные исторические лица, кроме Маттафии, судьбу которого автор поставил в центр сюжета. Мужественный и сильный, Маттафия – один из тех людей, которые выносили на себе все физичские и моральные мучения, не получая в итоге ничего, кроме страданий. Будучи на краю гибели, он выдает себя за врага, чтобы спасти любимых им людей, возможно, даже ценою смерти. Не предав здравствующего царя и царя покойного, так и не признавшего в нем своего сына, он уходит, выполнив свой долг по отношению ко всем, в чужие земли.
Около трех тысяч лет прошло со времени, описанном в романе «Саул и Давид». Но «по-прежнему идут кровавые войны и гибнут сыновья, плетутся интриги, все так же существуют льстецы и мздоимцы. И во все времена люди стремились властвовать над другими, забывая, что именно власть – самое страшное из испытаний, дарованных человечеству. Ничего не изменилось в человеке с той поры, просто стало по-другому называться» (Т.Колесникова).
Так и Калининград когда-то назывался Кенигсбергом, укороченно – Кенигом. Новое имя – новая история… Но от прошлого не уйти. И об этом рассказ «Подземный Кениг». Страшно, таинственно, любопытно. Город под землей (Кениг) – отражение города на земле (Калининграда). Это метафора бесконечности или повествование о страданиях нашего драгоценного «я», страданиях как результате двойной зависимости от внутреннего сознания и внешнего мира. Читатель оказывается вовлеченным в захватывающее путешествие: Хохрик, Юркан, Шахиня, Йя поведут его по лабиринтам подземного города, по кругам своеобразного ада, но к свету он выйдет только с рассказчиком. Возникают ассоциации и с «Божественной Комедией» Данте, «Щелкунчиком» Гофмана, «Крысоловом» Андерсена, «Детьми подземелья» Короленко, что, безусловно, обогащает восприятие художественного произведения..
Одна из проблем рассказа, трактуемая не один год во всевозможных книгах, фильмах, - проблема порабощения человечества, захвата мира. В данном случае - тихо, но верно, начиная с малого: некоторой кучки людей, уже не имеющих права на выбор или опутанных тайной подземелья. В «Подземном Кениге» людям противопоставляются крысы, как я думаю, не случайно. Возможно, крысы символизируют здравомыслие и собранность, чего не хватает людям. Также в рассказе поднимается злободневный вопрос нищеты, материальной и духовной. Автор заставил задуматься о многообразии человеческого индивидуализма, коварстве, последствиях витиеватости мысли и жестокости…
Рассказ имеет интересный, захватывающий сюжет, переходящий за грани реального и похожий порой на фантастическую сказку. Далеко не каждый знает что-то о подземном Кенигсберге, о том, что люди без определенного места жительства не всегда являются пьяницами и загубившими свою жизнь по собственной вине или из-за отсутствия трудолюбия.
Прочитав рассказ, можно увидеть, как различаются поколения и их жизнь. Все резко изменила перестройка. Автор говорит: «Все мы взрослели под знаком желанного и призрачного слова «свобода», поэтому многие оказались под землей и в прямом и в переносном смысле. Они совершенствовали свой подземный город. Откачивали воду, устанавливали фонари, прожекторы, следили за порядком. Это был их город. Совсем другой, далекий от чуждого им, от всего мира город. Там все не так. Даже люди… Подземный Кениг – это город под землей и это рассказ о вечно тревожащей совести, которая как «когтистый зверь», мучает и помогает сохранить достоинство.
Иной гранью тема совести, достоинства повернута в рассказе «К. и Анна». В доме творчества одной из прибалтийских стран писатели живут, как пауки в банке, и каждый общается со своими героями (вымышленными, в основном) так натурально, что это слышат и окружающие. Финская писательница о чем-то болтает с молодым геем, немецкий беллетрист выпивает в шумной компании солдат вермахта. Писатель К. из города К. беседует с тенью девушки, чудом выжившей после массового расстрела евреев в Пальмникене (современный поселок Янтарный Калининградской области). Он предает ее, купившись на уговоры немецких книгоиздателей смягчить правду о геноциде. И в результате его существование оказывается бессмысленным. Достоинство и человечность – вот то главное, о чем всякий раз говорит писатель.
Тема, ставшая стержневой в творчестве О.Б.Глушкина, – тема нравственного выбора, при котором правильное решение дается всегда в борьбе не только с внешними препятствиями и обстоятельствами, но и, прежде всего, с самим собой.
Литературное произведение первоначально оценивается по полученному эмоциональному впечатлению, затем предполагается его анализ для выверенной оценки его значимости, художественных достоинств. Аналогично выстраиваю свою работу: перехожу к анализу заглавий произведений, собственных имен и географических названий, в них употребленных.
Систематизирую нравственную проблематику исследуемых текстов и рассмотрю особенности поэтики названных писателей.
В.Б.Соловьева | Ю.Н.Куранов | О.Б.Глушкин |
1)«Варежки» | «Тепло родного очага» | «Дом» |
2)«Мост», «Взгляд из окна уходящего вагона» | «Шаги и расстояния» | «Обретенные причалы» |
3)«Войти дважды» | «Дело генерала Раевского» | «Саул и Давид» |
4)«Дивертисмент» | «Звучность леса», «Там, в Михайловском…» | «К. и Анна», «Подземный Кениг» |
Итак, названия произведений в первом ряду таблицы символизируют ценность домашнего очага как опоры, корней, которые дают человеку устойчивость в жизни, способствуют обретению счастья, помогают сохранить душевное равновесие, согревают душу, делают человека Человеком. Дом - главная ценность для «самостоянья» человека.
Второй ряд заглавий заключает в себе мотив пути, который человек выбирает или, не выбирая, все-таки идет по нему в силу обстоятельств, узнавая лучше себя самого и познавая окружающий мир, выбирая различные способы самоутверждения, а мост не всегда помогает обрести желанную цель. В пути открывается истина-вершина как результат долгого, трудного движения к себе самому, своей душе.
Третий ряд названий обращает к библейской и исторической темам, философскому осмыслению человеческого прошлого и настоящего, ориентирует на нравственные истины, заданные Творцом, помогает вспомнить героев, побеждающих непредвиденные суровые и фантастические обстоятельства.
Три ряда заглавий произведений выявили своеобразную перекличку авторской тематики, неожиданное созвучие творческих индивидуальностей.
Четвертый ряд названий произведений выпадает из, казалось бы, сложившейся гармонии. Через композиционную мозаичность видим трагедию Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и отражение ее в судьбах послевоенного поколения («Дивертисмент» В.Б.Соловьевой). Русская природа, связанная с именем великого А.С.Пушкина, влияет на внутреннюю жизнь человека и изменяет его душу и судьбу… Кто же забыл, что Пушкин – наше все?! И сегодня «… в нем каждый из русских людей невольно опознает самого себя» (митрополит Анастасий). («Звучность леса» и «Там, в Михайловском» Ю.Н.Куранова). Отказ от возможности сказать правду о геноциде евреев оборачивается для писателя-повествователя предательством своих позиций и гибелью («К. и Анна» О.Б.Глушкина). Подземный город Кениг – отражение наземного города Калининграда со своими властными структурами, со своими страхами; город под землей символизирует крах мечты, надежды, желанной свободы («Подземный Кениг» О.Б.Глушкина).
2.2.Система собственных имен и географических названий
В.Б.Соловьева | Ю.Н.Куранов | О.Б.Глушкин |
Витька Корякин Светка Еремина Безымянная героиня-повествователь Оля, Саша Галка, Зойка Городок на территории бывшей Восточной Пруссии Ленинград | Андрей Безымянная героиня Гейченко Тригорское Маленец Сороть Кучаны Святые горы | Маттафия Саул и Давид Бер-Шаарон Хохрик Юркан Израиль Йя, Шахиня, Анна Кениг-Калининград Пальмникен Иерусалим |
Итак, | ||
Персонажи словно хорошо знакомые автору «маленькие люди» своего времени, живущие в реальном и виртуальном времени | Современный человек в кружении жизни остается человеком, ибо «не кончается Пушкинский век!» | Нравственность современного человека выверяется через ветхозаветный сюжет, историю еврейского народа, судьбу Кенигсберга-Калининграда. |
Таким образом, системы заглавий и собственных имен и географических названий позволяют обнаружить основные темы творчества и своеобразие картины мира писателей. Также в заглавиях проявляются и особенности творческого мышления каждого из писателей: метафорическая емкость, «пейзажи души», «исторические и библейские видения», игра на смысловых оттенках одного слова.