Смекни!
smekni.com

У каждого своя вершина (стр. 1 из 4)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

на тему: «У каждого своя вершина»: нравственные проблемы на страницах произведений калининградской прозы».

(государственная (итоговая) аттестация)

Ученицы 11 «Б» класса

МОУ СОШ №45

Мальцева Марина

Руководитель Войчук Лариса Николаевна

г. Калининград, 2008 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

2.Особенности прозы писателей.............................................................. 14

2.1.Система заглавий.............................................................................. 14

2.2.Система собственных имен и географических названий........... 16

2.3.Система нравственных проблем.................................................... 17

3.Особенности поэтики писателей.......................................................... 19

3.1. В.Б.Соловьева (на примере рассказа «Мост»)............................ 19

3.2. Ю.Н.Куранов (на примере повести «Звучность леса»)........... 21

3.3. О.Б.Глушкин (на примере рассказа «Подземный Кениг»)....... 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 24

Список использованной литературы...................................................... 26


ВВЕДЕНИЕ

Русская литература тесно связана с нравственными исканиями личности. Под нравственностью же подразумевают внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Писатели в силу избранничества и профессии острее видят и слышат Время, Человека в нем и, отражая картину мира в своих творениях, раскрывают себя в полной мере, в какие «течения» ни уходили бы, какой жанр ни предпочитали бы. И не важно – столичный писатель или, как сейчас выражаются, периферийный, - масштаб его личности, мировоззренческие ценности читаются в его произведениях. Очерченность интересов, проблематики звучит уже в названиях книг. На мой взгляд, наиболее полно вопросы нравственности раскрываются в творчестве таких калининградских писателей, как В.Б.Соловьева, Ю.Н.Куранов, О.Б. Глушкин, которые в своих произведениях размышляют о совести, достоинстве, справедливости, добре и зле... Они обладают незаурядным дарованием, все их произведения интересны остро поставленными проблемами сегодняшнего дня, «вечными проблемами».

Названные писатели знакомы читающим калининградцам, и не только. Их книги переведены за рубежом. Они талантливы и воплощают собой Россию и ее часть – Калининградскую область.

Но, к сожалению, на сегодняшний день критической литературы, помогающей полнее осмыслить художественные произведения калининградских писателей, почти нет. Л.Овчинникова, Т.Колесникова, И.Моргулева – это авторы единичных литературоведческих статей о наших современных писателях.

Главной целью моей исследовательской работы я вижу выявление в произведениях калининградских писателей В.Б.Соловьевой, Ю.Н.Куранова и О.Б.Глушкина нравственных проблем, которые, как вершины желанных гор, помогают ориентироваться в жизни, не сбиться с правильного пути и в конечном итоге влияют на качество жизни, что важно в любом веке.

Для достижения цели мне надо решить следующие задачи:

- прочитав произведения писателей, обозначить основную тематику и проблематику их творчества;

- создать сравнительную таблицу системности заглавий, имен, проблем;

- проанализировать художественные особенности, ярче обозначающие нравственную проблематику на страницах произведений;

- выявить актуальность звучания писательских голосов.

Надеюсь, данная работа обратит к возвышающей душу прозе калининградских писателей моих ровесников-читателей так же, как и пишущих критические статьи.

1. Впечатления от знакомства

1.1 В.Б.Соловьева

Особенность писательской манеры В.Б.Соловьевой - «легко читать». В умении так писать, конечно же, скрыт талант, который делает В.Б.Соловьеву выдающейся писательницей современности.

Замечателен по языку, содержанию, стилю рассказ «Дивертисмент». «Музыкальное» название рассказа объясняется, во-первых, композицией из кусков-эпизодов, рассказывающих о послевоенной жизни одного из небольших городков на территории бывшей Восточной Пруссии; а во-вторых, выявлением внутреннего мира персонажей через отношение к музыке. Конфликт выстраивается на противопоставлении Оли, щедрой душой, живущей своей «нелегкой» музыкой, потрясшей в детстве повествователя - Витьку Корякина, и гостей, тоскующих, убегающих от непонятной музыки. Музыка в рассказе отражает вкусы людей, характер времени, создает конфликт: «музыка виновата!» Ее способность влиять на человека: делать его мудрее, зорче, милосерднее - также соответствует «музыкальному» названию рассказа.

Емкость прозы В.Б.Соловьевой столь велика, что заставляет размышлять о жизни, о себе, а писательницу включает в круг друзей-наставников. Оказываются справедливыми слова Б.Л.Пастернака: «Не потрясенья и перевороты для новой жизни расчищают путь, а откровенья, бури и щедроты души воспламененной чьей-нибудь».

Несмотря на ностальгический финал рассказа, неудовлетворенность временем, жизнью все-таки, по В.Б.Соловьевой, преодолевается теплом родного дома, музыкой (в широком смысле – культурой), и делом, которое надо любить.

В рассказе «Промежуточная станция» совмещаются реальность и условность, фантастика и бытовая конкретика. Его героиня, от лица которой ведется повествование, слегка тяготится монотонным течением своей регламентированной и предсказуемой жизни. Осознанно нарушив привычный ритм, она оказывается в «виртуальном» мире своей мечты и может стать знаменитой, счастливой, узнать тайны своего будущего… Преодолев искушения, самообман, она все-таки возвращается из мира иллюзий домой. Рассказ-притча заостряет проблему, актуальную для многих, – уход от действительности - и предупреждает об опасности пребывания в виртуальном мире.

В рассказе «Варежки», казалось бы, все просто: «маленький человек» в обычных и необычных обстоятельствах, то есть в буднях: семейные неурядицы, душевное одиночество, первая любовь, предательство, смена места жительства, замужество, материнство, расставания, встречи… И за щемящей грустью тональности повествования – утверждение достоинства Человека, его победы над собой.

Светка Еремина – так называют героиню на протяжении всего рассказа, что позволяет отнестись к ней как к знакомой, укорачивает расстояние между собой и читателем. Авторское повествование, переходящее в несобственно-прямую речь и внутренний монолог, позволяет лучше понять душевное состояние героини, ее незаурядность.

Варежки, которые сначала украдет героиня у одноклассницы, а потом вместо них подарит ей искуснейше связанные, имеют сюжетно-композиционное значение. Важно, с какой целью украла варежки, как вышла из постыдной ситуации, сколько времени вязала новые, получившиеся произведением искусства, но не оцененные той, кому они были подарены. И финал: эти самые варежки – писк моды в Швеции, предмет гордости Ленки Немиловой, которая уже и не помнит их историю. Как варежки согревают руки, так героиня отдает тепло своей души окружающим. А где же эротика, заявленная писательницей в обозначении жанра рассказа? Пожалуй, это сцены прощания Светки и Ромки, уходящего служить в армию, поскольку они передают влечение девушки и юноши друг к другу. Писательнице удалось сказать тонко о «щекотливых» вещах. Умение не перешагнуть грань непозволительного также является одной из черт таланта В.Б.Соловьевой.

О важном для человека говорит писательница: как трудно быть счастливым, как важно уметь принимать решения, рисковать, в чем мудрость жизни, как справиться с судьбой.

1.2. Ю.Н.Куранов

Для литературы нашего города совершенно особенное явление. Поэт, прозаик, художник, руководитель творческого объединения «Дуновение дюн» и ... «светлогорский отшельник», как называли при жизни этого замечательного человека.

Проза Ю.Н.Куранова – это своеобразная история поисков правды и справедливости, проза прекрасная, совершенная и противоречивая. Она очень хорошо передает красоту слова. «Ведь по сути своей главным действующим лицом произведений Куранова является Слово как знак высочайшего, интеллектуального, духовного стремления. Писатель стремится изобразить то, что изобразить почти невозможно, он выражает то, пределы чего бесконечны. Проза Ю.Н.Куранова несет в себе необыкновенное духовное напряжение. В этом ее красота и смысл» (Л.Овчинникова)

Лирические миниатюры «Зачем люди женятся», «О красоте человеческих лиц», «Тепло родного очага», «Дом на крыльях», «Там, в Михайловском…» создают калейдоскопическую картину человеческих характеров, различных моментов бытия, сказочности и поэзии жизни. Удивление, благоговение перед необычной обыденностью испытываешь, читая миниатюры: «дом, возникший из золота кленовой листвы, из ветра и тонкой синевы озерной ряби», дом с крыльями и удивительной душой, горящей как маленькая, но спасительная свечка. Всем, беззащитным в пути, уставшим, бесприютным помогает он. Ассоциативно возникают блоковские строки: «И всем казалось, что радость будет,/ Что в тихой заводи все корабли,/ Что на чужбине усталые люди/ Светлую жизнь себе обрели».

Мастерство писателя проявляется и в «досюжетной» открытости миниатюр: каждая словно продолжает когда-то начатое размышление. «Он мыслит как авангардный писатель XX века, для которого доминанта сознания становится главной в разговоре о человеке и его природе. Куранов в выражении восторга как эмоционального, психологического состояния человека идет от впечатления целостности к выражению духа этой целостности» (Л.Овчинникова).

Ю.Н.Куранов продолжает традиции классической русской литературы, которая стремилась создать духовное напряжение, выразить его и заставить читателя размышлять не столько над фактом жизни, сколько над самим процессом осмысления этой жизни.