Конформизм Пилата наказан двухтысячилетними муками совести в каждую ночь полнолуния. Таким образом, Справедливость, контролируемая силами тьмы, находит свою реализацию через этическую категорию совести.
Сопоставляя различные концепции темы романа «Мастер и Маргарита» можно выстроить собственную «цепную» версию темы: Совесть - Справедливость - Милосердие. Превращение первой темы во вторую связано в случае Понтия Пилата с его гражданской трусостью и возмездия за нее, а в случае Мастера - с его нерешительностью, создающей ему по заслугам земной ад. Следующее превращение создается всепрощающей любовью носителя Высшего Добра, раскаянием Пилата и отпущением Мастера.
Завершая этот раздел, представляется уместным сказать несколько слов не только о теме, но и о названии романа. Интрига произведения закручена вокруг романа Мастера, а значит и вокруг имени - знака, хотя сам Мастер - фигура довольно статичная. Именно безымянный мастер становится той “добычей”, которую уносит Воланд из московского вояжа. Возлюбленная Мастера - Маргарита - не может быть простой акциденцией при фигуре Мастера, хотя бы уже потому, что спасительную для Мастера сделку с Дьяволом заключает она. Маргарита также вместе с Мастером уносится со свитой Воланда и более - никто.
Поэтому имя Маргариты по праву стоит в заглавии романа рядом с именем Мастера.
Сцена жизни и структурные шифры романа.
Надо сказать, что при написании романа Булгаков пользовался несколькими философскими теориями: на них были основаны некоторые композиционные моменты, а так же мистические эпизоды и эпизоды ершалаимских глав. Писатель большинство идей позаимствовал у украинского философа 18 века Григория Сковороды, (труды которого изучил досконально). Так, в романе происходит взаимодействие трех миров: человеческого (все люди в романе), библейского (библейские персонажи) и космического (Воланд и его свита).
Авторами разработок по роману “Мастер и Маргарита“ И.Галинской и Б.Соколовым, скорее всего, независимо друг от друга также отмечено, что, в романе происходит взаимодействие трех миров. По терминологии Галинской - это: земной мир, населенный реальными людьми; библейский мир с его легендами и персонажами и космический мир, который представляют Высшие Силы (мессир Воланд и его эмиссары).
Трехмерную структуру сцены И.Галинская расшифровывает через влияние на творчество Булгакова философского наследия Г.Сковороды непосредственным образом. Такая точка зрения формируется благодаря следующей параллели:земной микрокосмос и всеобъемлющий макрокосмос по учению Сковороды объединяются через знаки и символы библейского мира. В романе Булгакова современный, земной мир в лице Берлиоза и поэта Бездомного и космический мир в лице Воланда и его спутников в сцене на Патриарших прудах объединяет библейский мир символов, т.к. на протяжении этого эпизода ведется разговор об Иисусе Христе.
Б.Соколов связывает разгадку трехмирности романа через идею русского священника и философа Павла Флоренского. В архиве писателя сохранилась книга Флоренского «Мнимости в геометрии» с многочисленными пометками. Флоренский утверждал, что «... число три являет себя всюду, как какая - то основная категория жизни и мышления»
Придерживаясь такой теории, мы можем установить, что в эпизоде встречи на Патриарших прудах доминирует мир библейский, исторический, т.к. он связывает космический и земной миры (так же считает и Галинская). Далее следует мир земной, который является сценой для развития эпизода. И, наконец, триада завершает мир космический. И так для каждого события или сцены.
Оба взгляда представляются нам в равной степени убедительными. Но какой тайный смысл в этих воззрениях действительно был заложен автором - этим вопросом будет заниматься еще не один исследователь.
Рассмотрим теперь сцену романа с временных позиций. В романе нет ни одной абсолютной даты (т.е. с указанием дня, месяца и года одновременно), тем не менее, расставленные автором знаки позволяют точно определить время действия как в ершалаимских, так и в московских сценах. Воланд со свитой появляются в Москве майским вечером в среду, а покидают город с Мастером и Маргаритой на той же неделе в ночь с субботы на воскресенье. Именно в это воскресенье они встречаются с Пилатом и вступают в незримый контакт с Иешуа. Этот день - Воскресенье Христово, Святая Пасха. Таким образом, предшествующие московские события развиваются на страстной неделе. Четыре дня (среда - Суббота) страстной недели майские - это точно обозначено в романе. Следовательно, Пасха приходится не ранее, чем на 5 мая.
Грубо временные ворота событий по верхней дате ограничиваются 1932 годом, т.к. в этом году были распущены писательские союзы; в романе же присутствует спародированный МАССОЛИТ. До этого года в советское время праздник Христианской Пасхи приходился на май только в 1918 и 1929 годах. Первую датировку можно исключить по внешней атрибутике московской жизни (существование жилтовариществ, НЭПманы, сдающие валюту и др.).
Таким образом, события происходят в 1929 году. Появление в Москве Воланда приходится на 1-ое мая - день международной солидарности. Но именно солидарности в смысле взаимопомощи, любви недостает в булгаковской Москве, где напротив, процветает множество пороков. Визит Воланда быстро это обнажает.
Точная хронология событий угадывается и в ершалаимских сценах. Их действие начинается 12 нисана - Иешуа 14 числа говорит Пилату о своем позавчерашнем прибытии. В тот же день - пятницу - в Ершалаиме празднуется иудейская Пасха, в честь чего отпускают на свободу одного осужденного. Завершается ершалаимский цикл в субботу 15 нисана. Согласно Евангельским легендам распятие Иисуса произошло в пятницу, а на третий день Ангел Господень возвестил о воскресении Иисуса. Расчеты специалистов показывают, что эти даты (с учетом прошествия приблизительно 2000 лет) приходятся на 1929 год, т.е. московские и ершалаимские события разделяет ровно 1900 лет.
Изучение работ профессиональных литературоведов позволило прийти к заключению, что далеко не каждый исследователь творчества Булгакова занимался анализом структурных особенностей романа “Мастер и Маргарита”. Наиболее полное освещение этих вопросов удалось обнаружить только у Б.Соколова. Приведенная в его статье “Заветный роман” разгадка способа структурирования персонажей представляет значительный интерес.
Во-первых, в каждом из трех миров романа наблюдается строгая иерархичность. Из чтения ершалаимских глав это становится весьма очевидным. Римская империя и Иудея в 1 веке новой эры были обществами в высшей мере иерархичными. Поэтому в ершалаимских сценах отношения персонажей строго определяются их положением в обществе. Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, является абсолютным ее правителем. Ему подчинены военные силы и тайная служба. Однако,нужно заметить, что Пилат боится предательства главы Синдриона Каифы, что свидетельствует о трениях между светскими и духовными властями, существовавших уже в то время.
В потустороннем мире царит вечная, раз и навсегда данная иерархия демонических сил.
Современный автору романа мир тоже оказывается иерархическим. Четкая иерархия наблюдается в МАССОЛИТе, в театре Варьете.
Во-вторых, трем мирам “Мастера и Маргариты” можно поставить в соответствие ряды персонажей, образующих своеобразные триады. Эти триады объединяют персонажей по их ролевому подобию и даже, в какой-то степени, - по портретному сходству. Рассмотрим, какие триады предлагает нам Б.Соколов.
1 группа:
· прокуратор Иудеи Понтий Пилат;
· “князь тьмы” мессир Воланд;
· руководитель психиатрической клиники Стравинский.
2 группа:
· первый помощник Пилата - Афраний;
· первый помощник Воланда - Фагот;
· первый помощник Стравинского - Федор Васильевич.
3 группа:
· Кентурион Марк Крысобой;
· демон безводной пустыни Азазелло;
· директор “дома Грибоедова” Арчибальд Арчибальдович..
4 группа:
· пес Банга;
· кот Бегемот;
· милицейская собака Тузбубен.
5 группа:
· агент Афрония - Низа;
· служанка Воланда - Гелла;
· служанка Маргариты - Наташа.
Из основных героев произведения лишь трое не входят в какую-либо триаду. Это, в первую очередь, Иешуа Га-Норци и безымянный Мастер. Мастер действует и в современном и в потустороннем мире; специальный персонаж в последнем для образования триады отсутствует.
Остается героиня, чье имя стоит в заглавии романа рядом с именем - “Мастер”. В структуре персонажей она занимает совершенно особое положение. Этот образ является основной структурообразующей единицей романа. Маргарита действует во всех трех мирах, причем висторическом мире она пребывает в прощальную ночь, когда видит Пилата с его верной собакой.
Что же из всего этого следует? Наличие иерархической зависимости в каждом из миров с одной стороны, и наличие “горизонтальной” расположенности персонажей между мирами с другой стороны склоняют к следующему выводу. Рассмотренным выше структурообразованием персонажей автор обозначил мысль, что люди, как социальные объекты в целом не изменяются. Воланд в задумчивости говорит Фаготу - Коровьеву о современных москвичах: “...обыкновенные люди ... напоминают прежних ...”. Интересно заметить, что Воланд, судя по его высказыванию, и ранее посещал Москву. Этот скрытый знак дает понять, что во все смутные и страшные времена страну навещает Дьявол для наведения справедливости.
Криптограммы прототипов и их ролевые знаки.
В этом разделе последовательно рассматриваются интересные авторские шифры прототипов. Заметим, что в этом плане не всегда интересны прототипы ведущих героев, а наоборот, - второстепенный персонаж может иметь хитроумно зашифрованный прототип.
Начнем с персонажей ершалаимского мира.