Одним из важнейших шагов в становлении интеллектуальной и промышленной собственности в мировом законодательстве является Парижская конвенция 1833 года. Эта конвенция относится к программным международным соглашениям и предусматривает единые принципы охраны интеллектуальной собственности.
В России первым патентом стал закон Манифест о привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах был подписан 17 июля 1812 года. Он представлял собой комбинацию из наиболее либеральных законов Западной Европы, и просуществовал без значительных изменений до 1870 года. Согласно Манифесту, выдача привилегий производилась Министерством внутренних дел по Департаменту мануфактур и внутренней торговли с утверждением Государственного совета и от имени царя и оформлялась специальным указом.Новый законодательный акт в области изобретательства появился в 1870 — указ "Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения". Выдача привилегий стала обязательной для государственных органов, если заявки отвечали всем требованиям, установленным законодательством. Такими органами стали Министерство финансов и Министерство государственных имуществ. Схема получения привилегий немного изменилась. Если по первому Манифесту каждая привилегия оформлялась специальным указом от имени царя, то теперь процедура получения патента изменилась. Но стоит отметить, что институт патентного права фактически не существовал, так как до сих пор достаточно сложно разобраться в хитросплетениях схему выдачи патентов. Чтобы представить масштаб проблемы, следует сказать, что с момента создания в 1812 г. до 1896 г. система выдачи привилегий на изобретения была децентрализованной - в разное время привилегии выдавали три разных министерства: внутренних дел, финансов и государственных имуществ. Когда министерства не считали себя достаточно компетентными для проведения экспертизы самостоятельно, то они направляли дела в другие ведомства, чтобы получить заключение о возможности выдать привилегию – и, естественно, сроки делопроизводства по прошениям от такой передачи дел только увеличивались. Еще одной проблемой в выдаче патентов были значительные преференции, которыми обладали иностранцы. Так, первое в России изобретение было зарегистрировано в 1814 году на имя француза Пуа де Барде на «устройство для возведения судов против течения». Экспертиза по заявке была необъективной, так как задолго до этого русский изобретатель И.П. Кулибин построил более совершенную машину для этих же целей. Достаточно только сказать, что с 1813 г. по 1917 г. было зарегистрировано 36 079 изобретений. 29 730 привилегий (82.4%) получили иностранцы и только 6349 (17, 6%) — отечественные изобретатели.
И только в 1896 г. был создан Комитет по техническим делам при Министерстве финансов, ставший фактически патентным ведомством России, который в дальнейшем послужил основой при создании советского Комитета по делам изобретений. Создание этого органа способствовало становлению института промышленной и интеллектуальной собственности, которая со временем становилась неотъемлемой частью рыночных отношений.
Но с приходом советской власти отношение ко всем видам собственности( в том числе и к интеллектуальной) претерпело значительные изменения. Так как вся собственность была объявлена государственной, то понятие авторского и патентного права практически исчезли. В первые годы правления советской властью было создано несколько правовых актов, касающихся института интеллектуальной собственности.
· Декрет СНК РСФСР «Об изобретениях (Положение)» от 30 июня 1919.
· Общая инструкция Комитета по делам изобретений от 14 декабря 1919 года.
· Декрет «О рабочем контроле».
В результате сформировался новый подход к интеллектуальной собственности. «Всякое изобретение, признанное полезным, может быть объявлено достоянием РСФСР». Считалось, что только государство может распоряжаться продуктами научно-технического творчества, являясь их собственником. Ф.В. Легником была сформулирована концепция, позволяющая побудить изобретателя отдавать обществу свои находки: по соглашению с государством и за вознаграждение, получая свидетельство об авторстве и почет. Подобное решение нельзя бы было считать принудительной национализацией интеллектуальной собственности, если бы все изобретения не были бы признаны изначально «всенародным достоянием».
По системам последующих положений (1931-1941, 1959, 1973 гг.) все изобретения признавались государственными. Так, при оформлении авторского свидетельства изобретение сразу же автоматически считалось принадлежащим государству по акту дарения. Автору предоставлялись права на вознаграждение (премия) и другие, за исключением прав продажи лицензии и промышленной эксплуатации. Таким образом, механизм регуляции изобретательской деятельности нарушался. Согласно всем западным экономическим теориям, главным стимулом научно-технического творчества является возможность в дальнейшем извлекать прибыль от использования своего изобретения. В Советском Союзе же этот стимул отсутствовал и был полностью заменен социально-идеологической составляющей.
Еще одной интересной чертой в системе интеллектуальной собственности, существовавшей в СССР, было рационализаторство. Это понятие включало в себя совокупность мелких новшеств (фактически – ноу-хау), которые не несли общемировой научной ценности, но при этом в масштабах фабрики или завода обладали некоторой полезностью, увеличивая выпуск продукции или снижая издержки. Минусом этой системы иногда становилась её обязательность. Многие производства имели в штате рационализатора, работа которого заключалась в том, чтобы каждый месяц выдавать определенное количество предложений, направленных на усовершенствования производства. Иногда работа рационализатора превращалась в построение «воздушных замков» и неосуществимых проектов, которые не только не улучшали производство, но, в ряде отдельных случаев, затормаживали его.
С 1992 по 1998 год интеллектуальная собственность была «ничейной», так как государство не предъявляло претензий на владение объектами интеллектуальной собственности, созданной за счет федерального бюджета, а предприятия, реализующие эти объекты, считали, что полученные средства принадлежат им, и ничего не вносили в бюджет. В это период времени также сильно уменьшилось количество заявок на получение патента и получение самих патентов. Патент стал своеобразной «научной роскошью», так как практически не обеспечивал защиты изобретений от несанкционированного использования и требовал средства на его поддержание. Стоит отметить, что именно на данном этапе наиболее активно начал развиваться теневой информационный рынок. Множество изобретений и разработок уходило за границу. Причем их продажа практически ни как не оформлялась юридически, несмотря на возможную стратегическую важность этих данных. Понятие авторского права на кинофильмы, музыку, книги практически исчезло под действием бурно развившегося пиратства. Рынок интеллектуальной собственности выглядел как огромный базар, где каждый стремиться получить побольше прибыли, невзирая на правовые нормы.
В 1998 году указом президента № 556 интеллектуальная собственность, созданная за счет государственного финансирования, объявлена федеральной государственной собственностью. Постановлением правительства РФ от 10октября 2000 года №761 утверждены правила денежных поступлений в доход федерального бюджета от использования принадлежащих государству результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения. Это постановление предотвращает утечку стратегически важной информации и разделяет сферу владения интеллектуальной собственностью на государственную и частную. В данный момент идет активная разработка и создание законов, обеспечивающих охрану интеллектуальной собственности. Перспектива вступления России в ВТО предполагает жесткие требования к охране прав на интеллектуальную собственность. Поэтому в 2002-2008 гг. в российском законодательстве появился ряд законов, регулирующих правовой статус элементов интеллектуальной собственности, таких как: патентное право, авторское право, смежные права, право на средства индивидуализации и т.д. Все эти права урегулированы отдельными федеральными законами и 4 частью Гражданского Кодекса от 18.12.2006 и поправками, стопившими в силу с 1 января 2008 года. Эти правовые акты утверждают на территории России общемировые нормы, касающиеся интеллектуальной собственности.
Структура и содержание интеллектуальной собственности
Если говорить о фундаментальной типологии собственности в целом, то можно выделить 3 главные группы.
1. Вещественная собственность.
2. Интеллектуальная собственность.
3. Собственность на управление.
Интеллектуальную собственность, в свою очередь, можно упрощенно разделить на 3 группы:
· Производственная собственность (объекты интеллектуальной собственности связанные с техникой и промышленным производством). Этот вид интеллектуальной собственности защищается патентным правом и включает в себя изобретения, промышленные образцы и полезные модели.
· Произведения науки, искусства и литературы. Их использование регулируется авторским правом (так же к этой группе относятся программы для ЭВМ, базы данных и т.д.).
· Коммерческие и служебные тайны (ноу-хау).