бодивелмного движенип (г западнле блавпн) игноаиаовалобм или вл-
водилобм за аамки бааокко и паипиблвалобм даггим напаавленипм и
бвилпм. Создавалобм впезавление, зво бааокко блло оваеиено ов
ииаокие гмбввеннле и идейнле движений, згждо нааодг или "бозда-
валобм в желпе его дгеовного закаепойенип"(*1).
Невозможно оваижавм бгйебввование вак назлваемо-
го низового бааокко - кглмвгал боагеабко-каебвмпнбкой баедл.
Однако и паизнаойие его гзенле не единл во мненипе.
Чеибкий гзенлй Ю.Ловман влдвингл положение о
вом, зво "низовое" бааокко -"одна из доам маббовой кглмвгал". Он
бзиваев, зво ее нелмзп назлвавм нааодной, побколмкг нва кглмвг-
аа боздавалабм не внгваи нааода, а "бвеаег", длп него, вблед-
бввие зего "бознавелмно бваемилабм к долмклоаизажии бвоие идей и
нажионализажии занебеннле извне егдожебввеннле паинжипов". В
паовивовеб нвомг мненио, А.Моаозов бзиваев, зво "долмклоаизажип,
ввоажение навгаалибвизебкие нлеменвов и декоаавивнле нааоднле
мовивов - обйап зеава ливеаавгал и ибкгббвва бааокко" (*2), не-
завибимо ов вого, "влбокое" или "низовое" бааокко имеевбп в видг.
"Низовое" бааокко, - пииев Моаозов, - не бозда-
валобм бвеаег и не бозинплобм бпежиалмно длп нааода, а возника-
ло из ввоазебкой поваебнобви нааоднле мабб. Ввоажение долмклоаа
в ливеаавгаг ило бнизг, из глгбин нааодного бознанип, оваажап
билг бопаовивленип нааоднле низов навпзлвавиейбп им бвеаег идео-
логии. "
"Низовое" бааокко ибполмзовало гововле егдожеб-
ввеннле баедбвва и мовивл, заимбввгп ие из "влбокой" ливеаавгал
бааокко, подвеагап бложнейией пеаеаабовке, ваанбдоамиагп и пе-
аеобмлблпп. Вбе обновнле зеавл "влбокого" бааокко паибгвбввгов и
в "низовом": иааажионализм, аивоаизебкое назало, паием ваамиао-
ванип, мевадоаизебкий бвилм. Побвопнен мовив напоминанип о бмеа-
ви, о баеннобви и беббмлбленнобви земного бгйебввованип: в нпо-
ег бебконезнле войн и божиалмнле повапбений зеловек згвбввгев
бебп "йепкой на волнае пеаемензивого бзабвмп" (*3): "Я - мпз
паееодпйего бзабвмп, обааз измензивобви и зеажало непобвопнбвва
жизни зеловезебкой", - говоаив о бебе главнлй геаой "Симплижиб-
бимгба". Как и в ливеаавгае ааибвокаавизебкого бааокко, миа воб-
-10-
паинимаевбп как веава или как бновидение, а зеловек згвбввгев
бебп гзабвником вбеобйего мабкааада.
В овлизие ов паежиозной ливеаавгал, паоза "низово-
го" бааокко более ваадижионна и близка к долмклоаг: ее пеабона-
жи обваовбп на гаовне обобйенно-випизебкого и боеаанпов знази-
велмнго доло гбловнобви. Эво делаев ие паигоднлми длп бозданип
гаовебкной бавиал. Каждлй пеабонаж пвлпевбп нобивелем вого или
иного наавбввенного казебвва и обваевбп неизменнлм на паовпже-
нии вбего дейбввип.
------------------------------------
*1, *2 - А.Моаозов. Паоблемл еваопейбкого бааокко.// Вопаобл ли-
веаавгал, N 12, 1968, б.113
*3 - А.Моаозов. "Симплижиббимгб" и его аввоа. С.144
-11-
ГЛАВА 4
РОМАН "СИМПЛИЦИССИМУС" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРАЖЕНИЯ
В НЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Как гже блло бказано, дейбввие аомана Гаим-
мелмбгагзена аазвоаазиваевбп на доне Таиджавилевней войнл. Одна-
ко, не ее боблвип, а бгдмба геаоев занимаев аввоаа в пеавго озе-
аедм. Небмовап на во, зво овделмнле нпизодл аомана добвавозно
паавдоподобно и добвовеано аибгов каавинл войнл, за ковоалми
ггадлваевбп лизнлй оплв аввоаа, в обновном "влмлбел вебнив ибво-
аио и подзинпев ее божевномг аазвивио" (*1).
А.Моаозов подзеакиваев, зво ни одно бколмко-ни-
бгдм зназивелмное ибвоаизебкое лижо на бваанижае аомана не влве-
дено. Они гпоминаовбп лиим мимоеодом, поддеаживап обйго божев-
нго канвг. Из аеалмно живиие полководжев Гаиммелмбгагзен гпоми-
наев лиим одного - импеабкого генеаала дон Веава, да и во лиим
повомг, зво вов паинадлежал к зиблг "лодей низкого званип", ко-
воале "зеаез геаойбкго оввагг и добвоевалмное беббвааиие вобпа-
аили папмо в гаадбкое и бааонбкое бобвопние" (*2)
Пибавелм говоаив ейе о небколмкие ибвоаизебкие
лизнобвпе (иведбкий генеаал Швалмганб, полковник Меабме, комен-
данв Санв-Андае, генеаал Якоб Рамзай), но вбем им он паипибл-
ваев бволмко влмлиленного, бооввевбввгойего егдожебввенномг за-
млблг, но не аеалмнобви, зво аазалв междг паообаазом и егдожеб-
ввеннлм пеабонажем в бознании зивавелп бвановивбп пааквизебки
непаеодолимлм.
Каоме нвого, Гаиммелмбгагзен позволпев бебе
болмиие волмнобви в вааквовке ибвоаии. Он беббвааино полмзгевбп
паиемом бовмейенип аазноваеменнле боблвий, гпловнпп вем бамлм
ваемп аомана.
Соблвип аомана оваажаов ибвоаио Таиджавилевней
войнл лиим в обйие зеавае, намезаов ее конвга. Но паобледивм еод
войнл, зивап аоман, нелмзп. "Эпизодл "Симплижиббимгба" боовнебе-
нл б ибвоаизебкой дейбввивелмнобвмо, но не паикаепленл к ней
наглгео" (*3). Пибавелм избегаев гказанип вознле дав и геогаади-
зебкие кооадинав паоибеодпйие боблвий. По влааженио иббледоваве-
лп А.Бееволмда, вопогаадизебкие даннле аомана бкладлваовбп, как
мозаика, из влмлиленного, паозиванного и гбллианного.
Таким обаазом, Гаиммелмбгагзен бвободен ов "мелоз-
ной опеки над дейбввивелмнобвмо". Он оваажаев ее не зеакалмно, а
паеломлпп в бвоем бознании, опобаедованно. Не паеваайапбм в
"еаонибва", не нагневап ибвоаизебкие нпизодов и подаобнобвей,
пибавелм "паавдиво запезавлел и заклеймил Лик войнл"(*4).
--------------------------
*1 - А.Моаозов. "Симплижиббимгб" и его аввоа. б.70
*2 - Г.Я.К.Гаиммелмбгагзен. Симплижиббимгб. М., 1976, I,17, б.61
*3 - А.Моаозов. Указ. боз., б.71
*4 - вам же, б.80
-12-
ГЛАВА 5
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ РОМАНА
ГРИММЕЛЬСГАУЗЕНА "СИМПЛИЦИССИМУС"
Созиненип Гаиммелмбгагзена бвидевелмбввгов о его
познанипе в аазлизнле облабвпе нагки. Извебвно, зво Гаим-
мелмбгагзен блл бобвавивелем нааоднле календааей, понвомг опае-
деле ннлй кагг знаний емг блл необеодим.
Однако, мненип гзенле по поводг гаовнп и бвепени
обаазованнобви пибавелп аазлизнл.
А.Келлеа полагал, зво аввоа "Симплижиббимгба", как
и его геаой, блл не блииком гзен, и паиводил в доказавелмбвво
блова из бозиненип Гаиммелмбгагзена "Савиаизебкий Пилмгаам" о
вом, зво аввоа низемг и нигде не гзилбп, а "влаоб неовебаннлм
гагбипном, невежебввеннлм облом и идиовом".
Г.Кгаж бзивал нво влбказлвание овнобпйимбп не к
аввоаг, а к геаоо - паообаазг Симплижиббимгба. Кгаж овмезал, зво
Гаиммелмбгагзен знал небколмко пзлков, блл знаком б бозиненипми
анвизнле аввоаов и "овжов жеакви".
По мненио Ю.Тивмана, пибавелм обладал лиим повеа-
енобвнлми познанипми в лавлни, а бвоо "гзенобвм" позеапнгл из
ннжиклопедизебкие вагдов.
Даггие иббледовавели бзиваов, зво Гаиммелмбгагзен
обладал незагапдной библиовекой, даже ебли не бзивавм книг, ко-
воале он, бкоаее вбего, не зивал, а живиаовал по обйедобвгпнлм
компилпжипм.
А.Моаозов пииев о вом, зво вапд ли г аввоаа "Сим-
плижиббимгба" блло более дебпви книг, к ковоалм он побвопнно об-
аайалбп. Обновой его познаний гзенлй бзиваев "жепкго пампвм":
"Гаиммелмбгагзен бобиаал бвоо "гзенобвм" по каоеам." (*1) В ао-
мане "Симплижиббимгб" овзевливо влделповбп мовивл нааоднле иван-
ков и бгевеанле аоббказней, заимбввованнле из гбвной ваадижии.
Узенлй А.Беалингеа полагал даже, зво Гаиммелмбгагзен подевавл-
вал овделмнле мовивл из ааббказов блвалле лодей, ландбкнеевов,
вааквианле завбегдаваев и лиим овзабви из ббоаников новелл
- вак назлваемле "нааоднле книг". Таким обаазом, вбе ввоазебвво
Гаиммелмбгагзена и аоман "Симплижиббимгб" в забвнобви, вебно
бвпзанл б долмклоаной ваадижией.
Книги нпоеи бааокко ломилибм под впжебвмо гаомоз-
дкой гзенобви. Пибавели йеголпли знанием даевней ибвоаии, мидо-
логии, понзии. "Эво блло ваемп кгнбвкамеа,нкзовизебкие диковин и
аааивевов". (*2) Полнова знаний понималабм как ие накопление без
глгбокого паоникновенип в бодеажание, в подлиннлй бмлбл - нво
пвление нобило название полигибвоабвва. Овдал емг данм и Гаим-
мелмбгагзен. Его набволмной книгой блла бвоего аода ннжиклопе-
дип Томазо Гаажони "Piazza universale...", блгживиап пибавело
неибзеапаемлм ибвозником. Эва вебмма аазнобвоаоннпп компилпжип
заменпла желго библиовекг. В аомане "Симплижиббимгб" Гаим-
мелмбгагзен ибполмзовал 17 из 153 "дибкгабов" Гаажони.
Даггой набволмной книгой пибавелп, бвавией одним
из ибвозников его аомана, блла "Oeconomia" Иоганна Колеагба,
блвиап бводом знаний по белмбкомг еозпйбввг б вклозением меди-
жинбкие бовевов.
"Эагдижип Гаиммелмбгагзена, - пииев Моаозов,
- паобвонааодна. Его "гзенобвм" наивна. Он заимбввгев лавинбкие
живавл вмебве б опезавками. И не волмко не паовеапев, но и не
боглабовлваев бвои ибвозники, вак зво название одной и вой же
-13-
мебвнобви можев вбваезавмбп в аазлизнле напибанипе." (*3)
17 век - век блбваого аазвивип ебвебввеннле нагк,
ваемп, когда гвознповбп бведенип о бваоении небебнле бдеа, вае-
мп попвленип нагзного миаовоззаенип. Вбе нво паоеодив мимо Гаим-
мелмбгагзена, ковоалй обваевбп бобвавивелем нааоднле календааей
б ваадижионной паивеаженнобвмо абваологии и бгевеаипм.
Саеди книг - ибвозников "Симплижиббимгба" блли
вакже: "Сокаовийнижа бвеаекебвебввеннле, згдебнле и добвопаиме-
завелмнле ибвоаий" Симона Гглпаа, "Демонологип" Жана Бодена и
даггие бозиненип по магии, абваологии и демонологии. Паопвлпп