Смекни!
smekni.com

А.С. Пушкин (стр. 3 из 4)

В годы жес­точайшей реакции, после разгрома восстания, когда брат боялся оплакивать брата, он сохранил "к судьбе презренье", вынес навстречу ей непреклонность, лучше всего выразив это в произведениях последних десяти лет жизни. В сознании передовой России героические черты облика поэта сливались с его стихами. В образе поэта до­минировала "гордая совесть" и "лира непреклонная". Драгоценнейшие качества по­эзии Пушкина позволили А. Герцену видеть в ней "залог будущего утешения" в са­мые грудные времена. Определяя связь пушкинской лирики с революционной эпо­хой, много позже А. Блок высоко оценил непреходящую роль поэта:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

("Пушкинскому дому", 1921)

Как оценить в полной мере силу и мощь импульс данного Пушкиным разви­тию отечественной литературы, поэзии? Впервые именно Пушкин открыл в русской словесности человека в конкретности его исторического, национального, социально­го бытия. Вместе с тем поэт сумел постичь своеобразие национальных характеров других народов, раскрыл особенности быта и нравов жителей Италии, Англии, Франции, Испании.

Пушкин с уважением и сочувствием запечатлел жизнь народов, населявших Россию. Он писал о вольнолюбивых горцах ("Кавказский пленник"), восхищался прекрасными печальными песнями Грузии. Широта охвата действительности была благотворной для развития нового поэтического метода, а художественный метод в свою очередь, способствовал расширению мира поэтического творчества.

Разнообразию пушкинской поэзии соответствовало разнообразие формы – отсюда интонации небывалого раньше диапазона: от торжественной ораторской речи в одах "Вольность" и "Клеветникам России" (1831) до шепота уединенной беседы в стихотворении "Ночь" (1823); разнообразие и гибкость ритма. В каждом стихотво­рении Пушкина все элементы формы кажутся единственно возможными, незамени­мо точными для выражения мысли.

Главной идеей Пушкина было прославление жизни героической, во имя будущего.

Вращается весь мир вкруг человека,

Ужель один недвижим будет он?

Противостояние реакции и застою - пафос поэта. С особой силой звучали эти мотивы и в пушкинское время – господства авторитарности, умерщвляющей плоть религии, - и в другие эпохи застоя, власти застарелых догм.

Пушкинская поэзия исполнена утверждения земных радостей как главной ценности вопреки идее счастья за пределами бытия.

Сила жизни в поэзии Пушкина настолько велика, что даже в стихах, написанных в минуты душевной усталости, разочарования, сомнения, она побеждает. Иногда, кажется, - вопреки замыслу стихотворения. Самую же высокую эстетическую оценку получает ключ юности:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча.

При чтении этого стихотворения чувствуется, как убыстряется ритм, подобно переливам звонкого, чистого источника. Важной стороной новаторства Пушкина явилось открытие такого способа ху­дожественного постижения жизни, при котором любые явления, всякая деталь изо­бражения проникнуты могучей энергией оценки, отчетливо выраженным приятием или отрицанием автора. Какую бы тему ни разрабатывал поэт, он решает ее не как некую художественно отвлеченную идею, а как итог осмысления определенных жизненных реалий, ситуаций. Отсюда берут начало пушкинская символика, метафоризация - те элементы художественной формы, которые в субъективистской поэзии и вели к погружению в мир иллюзий.

Сферой поэзии при Пушкине стало самое существенное в жизни человека - гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы и любви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная и гран­диозная художественная картина мира.

IV «Пушкинская школа»

Существовала ли "пушкинская школа"? По этому поводу высказываются порой полярные суждения. На одном полюсе мнение, наиболее четко сформулированное в свое время одним из видных советских поэтов Арсением Тарковским: "... у Пушкина были подражатели, но продолжателей, учеников не бы­ло. Литературную школу создают таланты. Пушкин "вобрал" в себя Жуковского и Батюшкова, ушел и запер за собой ворота на крепкий замок". В разных вариантах такое мнение бытовало в XIX веке, встречается оно и поныне. Противоположным является утверждение, что Пушкин своим творчеством открыл шлюзы для нового направления. По его пути развивалась русская романтическая, а затем и реалистическая лирика. Воздействие Пушкина на поэтов разных поколении было огромным. А. Дельвиг в письме к автору "Руслана и Людмилы" в 1824 году замечал: "Никто из пи­сателей русских не поворачивал каменными сердцами нашими, как ты". Спектр влияния Пушкина на поэтов - его современников – был широчайшим. В. И. Тумановский писал ему в 1827 году: "Твои связи, народность твоей славы, твоя голова... все дает тебе лестную возможность действовать на умы с успехом, гораздо обширнейшим против прочих литераторов. С высоты твоего поло­жения должен ты все наблюдать, за всем надсматривать, сбивать головы похищен­ным репутациям и выводить в люди скромные таланты, которые за тебя же будут держаться».

Близость идейных устремлений - одно из условий общности поэтов, принад­лежащих к определенному направлению, но все-таки этим только не решается во­прос о принадлежности к "пушкинской школе".

Если ограничиваться только моментами идеологическими и исключить во­просы метода, то понятием "школа" могут быть объединены все поэты, которые за­нимали прогрессивные позиции в общественном движении, примыкали к борьбе с реакцией в жизни и литературе и разрабатывали гражданские темы. Тогда понятие "пушкинская школа" окажется вполне подходящим для того, чтобы включить в него, например, всех поэтов-декабристов. Но, например, в поэтиче­ской системе Рылеева содержались принципы совершенно неприемлемые для Пушкина. А эволюция Пушкина от романтизма к реализму встретила не только непонимание, но и отрицательное от­ношение со стороны Рылеева, Бестужева. Не менее характерны принципиальные различия в позициях Пушкина и Кюхельбекера.

Для определения точных критериев принадлежности к пушкинскому направлению, нужно исходить из общности литературных позиций, но прежде всего из развития тем или иным поэтом конкретных сторон новаторской поэтической систе­мы, открытой Пушкиным. Подражательность вызывала у Пушкина отрицательную реакцию, независимо от того, кому именно подражатель следовал. "Вялые подражатели", "несносные подражатели" - характерные эпитеты, которые встречаются у Пушкина. Не делались исключения даже для начинающих поэтов. Об одном из них, Ф. Слепушкине, выкупленном из крепостного состояния, Пушкин писал Дельвигу: "... у него истинный, свой талант; пожалуйста, пошлите ему от меня экз. "Руслана" и моих "Стихотворений" - с тем, чтоб он мне не подражал, а продолжал идти своей дорогою".

Писатели, которых принято считать спутниками Пуш­кина, в зависимости от собственных устремлений испытывали воздействие пушкин­ской художественной системы - разных этапов ее развития. Даже безусловно талант­ливый поэт не мог бы воплотить в своих произведениях целостную пушкинскую систему, и не только потому, что подобное воплощение означало бы подражание или копирование. Для своего времени творчество Пушкина с его беспримерной широтой и совершенством представляло собой неповторимый феномен. Как бы ни были ве­лики творческие достижения поэтов его круга, можно говорить о развитии, хотя бы и новаторском, лишь тех или иных сторон пушкинской системы. Наряду с созна­тельным и бессознательным усвоением принципиальных элементов Пушкинской по­эзии, творчество других поэтов могло воплощать сходные элементы и независимо от влияния Пушкина, а в силу объективной логики художественного метода, порож­денного условиями социальной жизни и литературного развития эпохи.

С главным критерием - органическим единством "мысли" и образности - свя­зано и другое определение Пушкиным величайшего достоинства поэзии: "гармони­ческая точность". "Точность" - верность действительности и опять-таки верное вы­ражение значительной мысли. К критериям силы дарования относится также сме­лость изобретения, когда "план обширный объемлет творческой мыслью". Из этого исходил Пушкин, когда оценивал творчество разных поэтов. Например, о Е. Бара­тынском: "... он у нас оригинален", "мыслит по своему"; в сочинениях П. Катенина поэт выделяет: "... шел всегда своим путем…"; даже в стихах Ф. Глинки, поэта от­нюдь не высокого уровня, Пушкин увидел то, что придает им своеобразие: "... обо­роты то смелые, то прозаические, простота соединенная с изысканностью"; "одно­образие мыслей и свежесть живописи, все, что дает особенную печать его произве­дениям".

Общие критерии оценки Пушкиным поэзии своего времени основаны были прежде всего на его собственном опыте. Если суммировать все суждения Пушкина о литературе, окажется, что именно единство "мысли" и творческого воображения, живописности, позволяющей воссоздать жизнь в ее истинности и вместе с тем в яр­ком образном выражении, было для него высочайшим критерием творчества.

Нарушение одного из условий со­вершенства художественного произведения - единства содержательности и формы он определяет характерным словом - "бессмыслица". "Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения", - писал поэт.