Смекни!
smekni.com

Лирические драмы А.А. Блока Балаганчик и Незнакомка , многозначность их тем. (стр. 4 из 5)

Т. М. Родина пишет о Семинаристе: он — «народный, стихий­ный поэт, профессионально неоформленный, бессознательно, но тем более музыкально перерабатывающий жизненные впечатления в художественные образы. Семинарист — не двойник Поэта, но его аналог на уровне народного существования, также искаженного социально-историческими условиями, также втиснутого в страш­ный быт „города"»15. В таком понимании значения Семинариста в сюжетно-образных связях драмы есть свои плюсы и минусы. Т. Родина совершенно справедливо (она единственная из всех ис­следователей пьесы обращает внимание на эту особенность) видит соотношение Поэта и Семинариста как аналогию. Но аналогия здесь все-таки неполная, ибо Поэт и Семинарист — двойники: они и родственны друг другу, и отличаются друг от друга не только условиями своего существования, но и характером своей устрем­ленности. Ведь Поэт не способен на те мечты о воле, в которые впадает Семинарист.

Звездочет — тоже двойник Поэта, форма его поэзии — астро­номия, тема его стихов — звезды. И в фигуре Голубого тоже мо­жно увидеть двойника Поэта.

Но «двойничество» объединяет не только этих персонажей. Се­минарист в кабачке и молодой человек Миша в гостиной богатого дома — оба находятся под впечатлением танцовщицы, оба терпят насмешки окружающих, оба готовы поклоняться «вечной жен­ственности», им обоим бросают упрек в мечтательстве.

Это «мечтательство» одинаково презираемо всеми, кто претен­дует на «здравый смысл». В «Незнакомке» здравый смысл адеква­тен ограниченности, «квадратности» обывателей, которым, незави­симо от их социального положения, не дано подняться над суетной повседневностью в высокие сферы прекрасных иллюзий. Поэтому так похожи оказываются первое и третье видения пьесы и все пер­сонажи, которые их населяют, как те, что способны мечтать, так и их антиподы, утопившие душу в вине, любовь в разврате, меч­ту—в скепсисе и цинизме. Удел этих персонажей — удовлетворе­ние низменных инстинктов, превращающих человека в животное. По свидетельству современника, В. Мейерхольд в своем «Блоков-ском спектакле» («Балаганчик», «Незнакомка») в 1914 г., стремясь подчеркнуть родство обывателей первого и третьего видения, и тех и других заставлял появляться на сцене с одинаковыми большими картонными красными носами.

В «Незнакомке» «двойничество» проявляется многообразно: тут имеют место и аналогия, и взаимоотражение, и сопоставление ма­сок, под которыми скрываются двойники. В первой же ремарке Блок сообщает: «За прилавком, на котором водружена бочка с гномом и надпись «Кружка-бокал», — двое совершенно похожих друг на друга, оба с коками и проборами, в зеленых фартуках; только у хозяина усы вниз, а у брата его, полового, усы вверх». Затем оказывается, что «у одного окна, за столиком сидит пьяный старик — вылитый Верлен, у другого — безусый бледный чело­век — вылитый Гауптман». Хозяин и его брат — примитивные зер­кальные отражения — их единственное отличие — форма усов. Рав­нодушие ко всему, что происходит в их питейном заведении, и определяет в первую очередь их родство, делая их неотличимыми друг от друга.

«Верлена» и «Гауптмана» уже нельзя принять как зеркальные отражения даже внешне .

«Верлен» всего четыре раза вступает со своими репликами в общий хор голосов первого видения. «Каждому свое, каждому свое...», «И всем людям свое занятие... и каждому — свое беспо­койство. . .», «И все проходит, и каждому — своя забота. . .», «И всему свой черед. . . И всем пора идти домой. . .» На первый взгляд, его слова звучат довольно туманно и однообразно, если их брать как обособленные микромонологи. Однако каждая из этих реплик, объединенных одной темой, органически входит в ту си­туацию, где «Верлен» ее произносит. Каждая реплика эта втор­гается в «микродействие»: обобщает, резюмирует свершившееся, предваряет то, что должно произойти, почти приближаясь по смыслу к комментариям самого автора.

«Верлен» из первого видения «абсурдностью» своих реплик в какой-то мере соответствует абсурдности Старика из третьего видения. Однако тот глуп и ограничен. Вклиниваясь невпопад в общий ход разговора, он придает ему пошлый характер, обна­жая вместе с пошлостью и лицемерие всей беседы в гостиной.

Под маской Гауптмана проступает лик садиста и изувера. В его отношении к той, которая ждет на улице, не только унижение че­ловеческого достоинства, а сознательное и циничное издеватель­ство над женщиной. Тут людская низость доведена до крайности, до предела, человек из пошляка превращается в чудовище. Блок решает эту тему дважды, дает две аналогичные ситуации: в треть­ем видении, так же как и в первом, в комнату вбегает молодой человек и бросается к приятелю: «Костя, друг, да она у дверей дожидае...»— и снова запинается на полуслове. В этом Косте, пишет Блок в ремарке, «легко узнать того, кто увел «Незнакомку». Таким образом, и «Гауптман» и гость из светского общества ока­зываются двойниками Господина в котелке, который увел Незна­комку. Если Господин в котелке из второго видения просто пошляк, подцепивший красотку, то его двойник в первом и третьем видениях — мерзавец, сознательно обрекающий женщину на стра­дания.

Одним из наиболее интересных и идейно важных проявлений двойниковой связи персонажей «Незнакомки» становится конт­раст. Резко контрастируют друг с другом Господин в котелке и Голубой. Образ Господина в котелке, рассматриваемый в сопо­ставлении с Голубым, позволяет судить о различии их взглядов на то событие, которому они оба оказались свидетелями. Голу­бой — идеализированный любовник, рыцарь с романтическим от­ношением к жизни. Это тот же Поэт, приблизившийся к познанию «души мира». Он «слишком долго в небо смотрел: оттого — голу­бые глаза и плащ».

В нем средоточие всех высоких и благих порывов души Поэта. Падшая звезда — это вымысел Поэта, превратившегося в Голу­бого. Диалог звезды Марии и Голубого протекает как бы в сфере сказки или сна:

Голубой

Пролетели столетья, как сны. Долго ждал я тебя на земле.

Незнакомка

Протекали столетья, как миги, Я звездою в пространстве текла.

Поэтому Голубой не приемлет земных желаний Незнакомки («Только о тайнах знаю слова. Только торжественны речи мои»). Поэтому и возникает как антипод Поэта-Голубого — поэт пошло­сти, Господин в котелке, о чем интересно пишет П. Громов, хотя при этом он, с нашей точки зрения, напрасно противопоставляет «Гауптмана» Господину в котелке. Для этого господина, как и для «Гауптмана», не существует никаких тайн, никаких загадок бытия — все просто и достижимо в этом мире. Жизнь для него ясна, реальна и не требует особого мудрствования.

В 1906 г., в одно время с лирическими драмами, Блок пишет поэму «Ночная фиалка», имеющую подзаголовок «сон». В ней тоже участвуют контрастные фигуры — герой-мечтатель и его «друг». Они, «друг другу чужие», так же как Голубой и Господин в котелке, по-разному воспринимают увиденное. Мечтатель и его «трезвый» друг-пошляк расходятся в разные стороны, как разо­шлись в свое время герои «Невского проспекта» Писарев и Пиро­гов. В «Незнакомке» же Господин в котелке замещает своего без­вольного соперника, становится на его место и уводит Незна­комку—подобно тому, как это сделал Арлекин в «Балаганчике», уведя Коломбину. Здесь проступает авторская ирония и по отно­шению к заснувшему Голубому, и захмелевшему Поэту, и засмот­ревшемуся в небо Звездочету. «Падучая дева-звезда хочет земных речей», но их не в силах высказать никто из этих персонажей, рас­слабленных «несказанностью» и «неизреченностью» своей мечты. Опять, как и в «Балаганчике», лирический герой ищет жизни «прекрасной, свободной и светлой» и опять остается «в дураках», так и не узнав своего счастья.

Образ Незнакомки — один из ключевых не только в драматур­гии, но и в лирике певца «Прекрасной Дамы». Он объединяет со­бой две темы: тему «пришествия» и тему «падения». При сопо­ставлении их и возникают мотивы двойничества. «Тема „пришест­вия" в лирических драмах отнюдь не менее важна и характерна, чем тема „падения"», — отмечает Т. М. Родина, утверждая далее, что «одна без другой они вообще невозможны, так как это, в сущ­ности, даже одна и та же тема, только взятая с разных точек зре­ния — „с высоты" — это будет „падение", с „земной" точки зре­ния — „пришествие"»19. Первая тема несет мечту о невыразимо прекрасном, о божественном. Вторая — о невыносимом ужасе жен­ского унижения, которое ожидает эту персонифицированную мечту в низменной людской жизни. Незнакомка определяет в пьесе столкновение двух миров — небесного, где она Звезда, и земного, где она женщина, возжелавшая любви.

Опять, как и в «Балаганчике», «мечта» меняет свой облик в соответствии с представлениями каждого персонажа, сохраняя в итоге антиномическую сдвоенность — непорочной девы Марии и блудницы Марии-Магдалины. Для Голубого она «несказанность», для Звездочета, соответственно, Звезда, для Поэта — «Вечная жен­ственность», «мироправительница», для Семинариста и молодого человека по имени Миша—олицетворение любви, танцовщица Серпантини, для хозяйки салона — восхитительная в своей экс­центричности новая гостья Мэри, для Господина в котелке — не­много странная и потому особенно притягательная красивая жен­щина.