2.3 Пропуск срока для принятия наследства и порядок его восстановления
Пропущенный на принятие наследства срок может быть восстановлен судом в случаях, предусмотренных в законе. Срок на принятие наследства может быть восстановлен, если суд признает причины пропуска уважительными. В законе отсутствует примерный перечень причин пропуска срока для принятия наследства, которые могут быть признаны уважительными. В нем говорится лишь о том, что суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. В каждом конкретном случае оценку соответствующим обстоятельствам должен дать суд и обосновать эти обстоятельства в вынесенном решении (п. 1ст. 1155 ГК).
Как показывает практика, суд, признавая причины пропуска срока для принятия наследства уважительными, исходит из тех же критериев, что и при пропуске срока исковой давности (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность, длительная командировка и т.п.)[10].
Наследство может быть принято наследником по истечении срока, установленного для его принятия, и без обращения в суд при условии письменного согласия на это всех остальных наследников, принявших наследство. Подписи наследников на документах, содержащих такое согласие, должны быть засвидетельствованы нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности. Согласие наследников является основанием для аннулирования нотариусом выданного ранее свидетельства о праве на наследство и выдачи нового свидетельства.
Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ наследник, пропустивший срок для принятия наследства, вправе подать в суд заявление о восстановлении этого срока. Суд может восстановить этот срок и признать его принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам, и при условии, что этот наследник обратился в суд в течение 6 месяцев после того, как отпали причины пропуска срока для принятия наследства.
Признав наследника принявшим наследство, суд должен определить доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости принять меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
В практике судов общей юрисдикции дела по заявлениям граждан о восстановлении срока встречаются довольно часто. Поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно.
До 1 марта 2002 года[11] действовала ч. 1 ст. 547 ГК РСФСР, допускавшая продление судом срока для принятия наследства, «если он признает причины пропуска срока уважительными».
С 01.03.2002г. действует норма п. 1 ст. 1155 ГК РФ, таким образом, законодатель указал наиболее распространенные на практике причины пропуска срока для принятия наследства, возложив оценку уважительности иных причин на суд.
В ст. 547 ГК РСФСР соответствующие указания отсутствовали. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 01.07.1966 г. № 6 «О судебной практике по делам о наследовании» [12] разъяснялось, что «продлевая пропущенный по уважительным причинам срок для принятия наследства, принятого другими наследниками или перешедшего к государству, суд должен также разрешать вопрос о признании за истцом права на причитающуюся ему часть имущества» (подп. «д» п. 7).
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.1991 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» [13] применительно к случаям, когда «ни один из наследников не принял наследство» и «имущество не перешло в собственность государства», говорилось исключительно о продлении судом срока для принятия наследства и о праве наследника «в любое время обратиться в нотариальную контору за получением свидетельства о праве на наследство» (п. 4), что означало, по существу, ошибочное признание возможности завершения искового производства вынесением решения о продлении срока на принятие наследства без разрешения вопроса о принадлежности материальных прав.
Позиция о независимости вопроса о восстановлении срока на принятие наследства от наличия наследственного имущества находит свое подтверждение и в тексте действующего закона, предписывающего принятие мер «по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства» (что, действительно, возможно лишь при наличии наследственного имущества) не во всех без исключения случаях рассмотрения вопроса о восстановлении срока на принятие наследства, а лишь «при необходимости» (п. 1 ст. 1155 ГК), допуская, таким образом, решения о восстановлении срока, в которых эти меры могут отсутствовать, а значит, допуская и отсутствие самого имущества в момент рассмотрения спора.
В литературе применительно к ст. 547 ГК РСФСР указывалось, что к числу уважительных причин следует отнести то, что «наследник не знал или не мог знать об открытии наследства (о смерти наследодателя), либо, хотя и знал об открытии наследства, не мог в установленном порядке выразить свою волю (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и др.)», т.е. именно те обстоятельства, которые в соответствии со ст. 205 ГК РФ являются основанием для восстановления срока исковой давности.
Наследник, пропустивший срок для принятия наследства и призванный к наследованию, вправе требовать передачи в натуре лишь то из причитающегося ему имущества, ранее принятого другими наследниками или перешедшего к государству, которое сохранилось таковым на дату принятия решения о его призвании к наследованию.
В счет иной части причитающегося ему наследства он вправе требовать от наследников, ранее принявших наследство, возмещения действительной стоимости этого имущества на момент его приобретения этими наследниками.
Кроме того, последние обязаны возвратить или возместить этому наследнику все доходы, которые они извлекли или должны были извлечь из этого имущества с того времени, когда узнали или должны были узнать о наличии оснований для принятия этим наследником наследства. Однако следует учитывать, что данные правила, а также иные положения ст. 1104, 1105, 1107 и 1108 ГК РФ, которые в силу п. 3 ст. 1155 ГК РФ подлежат применению в этом случае, действуют лишь постольку, поскольку письменным соглашением между наследниками не предусмотрено иное.
Положения п. 2 и 3 ст. 1155 ГК РФ не применяются, когда срок пропущен единственным наследником или когда все наследники пропустили этот срок. Также не может быть принято «взаимное согласие наследников на включение их в свидетельство о праве на наследство, если один из двух наследников пропустил установленный законом срок для принятия наследства, но имеет документы, подтверждающие родственные или иные отношения с наследодателем, а второй — своевременно принял наследство, но не имеет возможности представить доказательства о наличии отношений, являющихся основанием для призвания его к наследованию.
В этих случаях указанный срок может быть продлён (восстановлен) только судом, если он признает причины пропуска срока уважительными, а нотариус разъясняет наследникам порядок обращения в суд с заявлением о продлении срока на принятие наследства, либо об установлении факта принятия наследства.
В практике судов общей юрисдикции дела по заявлениям граждан о восстановлении срока встречаются довольно часто. Поэтому рассмотрим это вопрос более подробно.
Следует упомянуть, что в ряде случаев суды поверхностно анализируют причины пропуска срока для принятия наследства, восстанавливая срок без достаточно уважительных причин.
В ряде случаев суды, восстанавливая срок для принятия наследства, устанавливают не весь состав, предусмотренный ст. 1155 ГК РФ. Суды восстановив срок для принятия наследства, не решают вопрос о признании наследника принявшим наследство и не определяют доли наследников в наследственном имуществе.
К великому недоумению, до настоящего времени в массовом порядке встречаются решения судов, вынесенные не в соответствии с правилами ст. 1155 ГК РФ. Несмотря на то, что третья часть ГК РФ с 1 марта 2002г., до сих пор отдельные суды выносят решения не о восстановлении, а о продлении пропущенного срока для принятия наследства. Данное положение было закреплено в ч. 1 ст. 547 ГК РСФСР.
Как показывает практика, суд, признавая причины пропуска срока для принятия наследства уважительными, исходит из тех же критериев, что и при пропуске срока исковой давности (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность, длительная командировка). Но в каждом конкретном случае оценку соответствующим обстоятельствам должен дать суд и обосновать эти обстоятельства в вынесенном решении.
Так, 17 мая 2010г. Димитровградский городской суд Ульяновской области рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Г. о восстановлении срока для принятия наследства и признании права собственности на денежные вклады в порядке наследования, решил исковые требования удовлетворить.
Обстоятельства дела: Г. , в обоснование своих требований указала, что у её матери была родная сестра В*а А.В., которая не была в браке и не имела детей. С 19** года тетка проживала вместе с ней в квартире 22 в доме ** по пр. А*. После смерти тетки все расходы, связанные с похоронами, она взяла на себя, так как других родственников у неё не было.
В 20** году она обратилась в Сбербанк, где выяснилось, что В*а А.В. имела счета: №***** и №******, оба действующие, подлежат компенсации, не завещаны.