Следующими в поэтических кеннингах идут люди, называемые херсирами. Херсира можно обозначать в кеннингах так же, как и конунга либо ярла. Его зовут "раздавателем золота", "щедрым на сокровища", "знаменосцем" и "предводителем народа". Можно звать его также "вождем войска и битвы". Ибо всякий державный конунг, повелевающий многими землями, назначает себе в помощники правителями этих земель конунгов-данников и ярлов. Они вершат суд по законам этих земель и защищают от врага те земли, которые находятся в отдалении от конунга, и их приговоры и наказания должны признаваться наравне с конунговыми. А в каждой земле есть много областей, и конунги обычно ставят над этими областями правителей, вверяя им столько областей, сколько находят нужным. Эти правители зовутся по-датски62 херсирами или лендрманнами, в Стране Саксов - графами, а в Англии - баронами. Во вверенных им землях они должны быть справедливыми судьями и справедливыми защитниками. Если конунг далеко, перед ними во время битвы следует нести знамя, и они тогда считаются военачальниками наряду с конунгами и ярлами.
Следом идут люди, называемые хельдами. Это бонды уважаемого рода и пользующиеся всеми правами. В кеннингах они зовутся "раздающими богатства", "призревающими и примиряющими людей". Эти кеннинги могут относиться и к правителям.
Конунгов и ярлов сопровождают люди, называемые дружинниками и домашней стражей. Лендрманны тоже держат присягнувших им людей, которые зовутся в Дании и Швеции дружинниками, а в Норвегии - домашнею стражей. Они, как и дружинники конунгов, приносят клятву верности. Дружинников часто называли домашней стражей в старые времена. [Приводятся стихи Торвальда Блёндускальда и конунга Харальда Сигурдарсона с выражением "домашняя стража".]
Дружинники и старшие среди домашней стражи зовутся в кеннингах "внутренней дружиной", либо "охранниками", либо "гридью". [В двух последующих стихах Сигвата приводятся выражения "охранники вождя" и "дружина".]
Плата охранникам зовется "жалованием" либо "даром правителя". [В приводимой полустрофе Оттара Черного идет речь о вознаграждении "внутренней дружины".]
Ярлы, херсиры и дружинники называются в кеннингах "друзьями, собеседниками или сотрапезниками конунга". [Следуют стихи Халльфреда, Снабьёрна и Арнора с кеннингами "советчик вождя", "собеседник князя", "сотрапезник властителя", "друг конунга".]
Можно обозначать мужей и через их род. [Приводятся стихи Кормам, Тьодольва, Арнора и Эйнара Звона Весов с кеннингами "сын верного друга Харальда" (т. е. Сигурд, сын ярла Хакона Старого), "отец Олава" (т. е. Харальд Суровый, отец Олава Спокойного), "брат святого властителя" (т. е. Харальд Суровый, брат Олава Святого), "родич властителя", племянник Харальда" (т. е. Магнус Добрый), "потомок Хейти" (т. е. ярл Рёгнвальд), "отпрыск Регивальда Старого" и "родич всемогущего Торв-Эйнара" (т. е. ярл Торфинн), "потомок Боевого Зуба" (т. е. Харальд Синезубый ).]
Какие есть способы выражения в поэзии кроме кеннингов? Можно называть всякую вещь своим именем.
Какие существуют обозначения поэзии кроме кеннингов? Поэзия зовется "красноречием", "восхвалением", "вдохновением", "прославлением", "хвалой". Браги Старый проезжал раз поздним вечером по лесу, и одна великанша обратилась к нему со строфой и спросила, кто он такой. Он ответил так: [прозаический перевод его ответа: "Скальды называют меня "кузнецом корабля Видура", "обладателем дара Гаута", "щедрым певцом", "подателем напитка Игга", "творцом поэзии", "искусным кузнецом стихов". Что такое скальд, если не это?" (Видур, Гаут, Игг - имена Одина). Затем приводятся полустрофы Кормака, Торда Кольбейнссона и Ульва Уггасона, где поэзия названа "хвалой", "вдохновением" и "прославлением".]
Как именуют богов? Их называют "узы", "оковы", "правители", а также "йольны"63 и "дни". [Перечисленные хейти богов иллюстрируются полустрофами скальдов Эйольва Дадаскальда, Тьодольва из Хвина, Эйнара Звона Весов, Эйвинда, Кормака.]
Записаны следующие наименования неба, но некоторых из них мы не нашли в стихах. И мне кажется, что те или иные хейти в стихах и не обязательны, если такие хейти не встречались в творениях знаменитых скальдов. Хейти неба: "твердь", "безоблачное", "ураганное", "беспредельное", "лучистое", "вьюжное", "верх", "бездонное", "высь", "молния", "покров", "широкосинее".
Хейти солнца: "светило", "круг", "вечное сияние", "пресветлое", "лик", "дивное колесо", "целительный свет", "забава Двалина", "сияние альвов", "ивредуль", "красное".
Хейти луны: "месяц", "полумесяц", "ущербная", "счет лет", "светило", "светоч", "призрак", "спешащая", "серп", "светлая".
[Далее приводятся полустрофы Тьодольва, Оттара, Халльварда, Эйнара, Торда Кольбейнссона, Веду-Стейна и Ульва Уггасона, иллюстрирующие хейти земли: "дол", "почва", "твердь земная", "суша", "поле", "Хлодюн", "страна", "Фьёргюн".]
Есть зверь, что зовется волк. Его следует упоминать в кеннингах крови и трупов, называя их его пищей и его питьем. Не годится брать для этих кеннингов названия других зверей. Волка называют также "бирюк", как сказал Тьодольв. [Далее приводится полустрофа Тьодольва с хейти волка "бирюк" и "жадный". В последующих полустрофах Эгиля. Эйнара, Арнора, Иллуги, Халля и Горда встречаются хейти волка "алчный", "вещий", "волчица", "бирюк", "лесной житель", "завывала", "Фенрир".]
Хейти медведя: "бродяга", "медвежонок", "пестун", "бурый", "фыркун", "зубастый", "зверь", "сумрачный", "рыжий", "лесник", "медведица", "коногон", "косматый", "алчный", "косолапый", "мохнач".
Хейти оленя: "мотроднир", "далар", "даль", "дани", "двалин", "дунейр", "дуратрор".64
Вот перечень коней из "Тулы Торгрима":
Ворон и Слейпнир -
славные кони.
Сокол и Тьяльдари
И Легконогий,
Злаченая Челка,
Гати и Сети.
Мор, Лунг и Мар.
Скакун и Чайка
И Быстрый рядом,
Гнедой нес всадника,
Сребристая Челка,
Жилистый, Резвый,
Златогривый и Конь.
Кровавокопытый,
так звался конь,
нес могучего Атриди,
Мохноногий и Гисль,
Храпящий и Светящийся
И Золотистый с ними.
А вот перечень коней в "Висе Кальва":
На Драсиле Даг,
Двалин - на Смелом,
Хьяльм - на Высоком,
а Хаки - на Факе.
Под Бели убийцей -
Кровавокопытый,
а Хаддингов князь -
верхом на Быстром.
Вестейн на Соколе,
На Малыше - Вифиль,
Мейнтьов - на Море,
Моргни - на Чутком,
на Вороне - Али
ко льду скачет.
Еще один Адильса
мчал к востоку,
серый, изведавший
удары копий.
Бьёрн - на Гнедом,
Бьяр - на Коротком,
Атли - на Шумном,
Адильс - на Прытком,
на Хельквёре - Хёгни,
на Фёльквире - Харальд,
Гуннар - на Готи,
а Сигурд - на Грани.
Ранний и Проворный, как уже было написано, везут солнце. Инеистая Грива и Черный везут ночь. На конях Сияющая Грива и Веселый выезжает день.
Вот имена волов из "Тулы Торгрима":
Знаю наперечет
волов имена:
Бодун и Рыжий,
Гонимый и Смирный,
Небо Вспоровший, Телец,
Пахарь и Пашущий.
Вот имена змей: "Дракон", "Фафнир", "Ёрмунганд", "Гадюка", "Нидхёгг", "Змей", "Гад", "Гони", "Моин", "Граввитнир", "Серая Спина", "Свиватель", "Усыпитель", "Злобный".
Названия коров и быков: "корова", "теленок", "вол", "телка", "бычок", "бык", "бугай".
Названия овец: "баран", "овен", "ярка", "ягненок", "валух".
Названия свиней: "свинья", "чушка", "хряк", "поросенок".
Какие есть хейти воздуха и ветров? Воздух зовется "мировою бездной" и "срединным миром", "птичьим миром", "миром ветров". Ветер зовется "ураганом", "попутным", "дуновеньем", "бурей", "вихрем", "порывом". Так говорится в "Речах Альвиса":
Люди Ветром зовут,
а боги - Летящим,
он Ржущий - у асов,
Ревущий - у турсов,
Шумящий - у альвов,
а у Хель он - Порывистый.65
Ветер называется и "воздушным током". Есть две птицы, которых принято обозначать в кеннингах не иначе, как упоминая кровь и трупы - их питье и пищу. Это ворон и орел. Названия всех других птиц мужского рода можно соединять со словами "кровь" и "трупы", и такие кеннинги означают орла либо ворона, как здесь у Тьодольва. [Следует строфа Тьодольва, в которой орел и ворон обозначаются как "тетерев крови", "лебедь крови", "коршун трупов".]
Ворона называют: "вран", "Хугин", "Мунин", "важный", "ранний", "считающий годы", "предвестник трупов". [В приводимых далее полустрофах Эйнара Звона Весов, Эйнара Скуласона, Вига-Глума и Скули Торстейнссона встречаются хейти ворона "Хугин", "Мунин", "важный", "ранний".]
Орла называют "ари", "гемлир", режущий бурю", "эгдир", "рвущий раны", "клекотун". [В приводимых далее стихах Оттара, Тьодольва и Скули встречаются хейти орла "ари", "гемлир", "режущий бурю" и "клекотун".]
Какие есть хейти моря? Море зовется: "океан", "эгир", "гюмир", "гладь", "пучина", "путь", "зыбь", "соль", "воды", "целитель".
В уже приводившихся стихах Арнора сказано так: [следует полустрофа Арнора.] Здесь есть хейти "море" и "эгир". [Затем цитируются скальды Хориклови, Эйнар, Рэв, Халльвард, Эгиль, Арнор, Бёльверк, БреннуНьяль, у которых встречаются хейти моря "океан", "воды", "поток", "эгир", "гюмир", "пучина", "путь", "зыбь", "соль", "целитель", "рокот", "ширь", "сумрак".]