«Человек и толпа» — известная тема в русской литературе. Эту же тему развивает Зиновий Паперный в статье «Наедине с толпой». Размышление автора о “животрепещущей теме” выдержано в публицистическом стиле. Жанр — проблемная статья с элементами репортажа. Жанровые особенности статьи позволяют определить её строение — классическая трёхчастная композиция. Уже в зачине обозначена тема авторского размышления: “человек в условиях многолюдства”. Информация к размышлению подана, предельно сжато и лаконично, но в, то, же время чувствуется авторская заинтересованность в обсуждении этой темы (“животрепещущая тема”). В зачине всего три предложения, однако, весомость каждого подчёркнута абзацным выделением. Длина предложений постепенно убывает к последнему, самому главному, самому короткому (“Наедине с толпой”), которое перекликается с названием статьи. И это предложение окончательно формулирует авторскую мысль: “человек в условиях многолюдства” оказывается “наедине с толпой”. Благодаря своеобразному синтаксическому “сужению” предложений, а также такому стилистическому приёму, как градация (“Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних”), становится логически обоснованным переход от зачина к основной части размышления автора, которое явно выдержано в форме репортажа.
Начинается репортаж с императивной конструкции (“Давайте совершим прогулку по Москве…”), далее развивается в деталях. Автору важно зафиксировать в выразительных деталях всё происходящее в московском метро, причём детализированное описание не лишено экспрессивных обертонов (“высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают”; “дверь отлетает”; “толпа выходит судорожно”). По своей внутренней силе, энергии, ассоциациям репортаж эмоционально воздействует на читателя. Однако авторское “я” исключено из речевой структуры — оно в подтексте, в отборе речевых средств, в некоторой прерывистости, в репликах-оценках (“Богатырское движение!”; “зазевавшийся мужчина”). Элементы репортажа необходимы автору для аргументированного подтверждения выдвинутого тезиса: “Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой”.
Заключительная часть статьи содержит уже непосредственную авторскую оценку сложившейся ситуации. Решение нравственно-этической проблемы зависит от степени воспитанности человека: “Воспитанность в наши дни — это, прежде всего не безупречность манер, <…> а внимание к окружающим”.
Классическая тема “человек и толпа” у З.Паперного решается весьма своеобразно. Прогнозируемая оппозиция (антитеза) в начале размышления в дальнейшем снимается оксюмороном: человек не противостоит толпе, он един с толпой. Таким образом, библейская истина “любовь к ближнему” в современном мире приобретает совсем иные очертания: человек не с ближним, а с толпой. Возможно, поэтому вышеназванная градация и восходит к старославянскому слову “тьма”. “Тьма” в контексте авторского рассуждения наряду с прямым значением (“тьма” в древнерусском исчислении — десять тысяч) имеет и метафорический смысл. Человек, оказавшись “наедине с толпой”, может погрузиться во тьму, то есть в невежество. Мы думаем, это и есть основная мысль данного текста.