Смекни!
smekni.com

Фоносемантические особенности лирики МЮ Лермонтова (стр. 2 из 3)

Оказалось, что в стихотворении "Она поет...", где есть намек на синий цвет ("и небеса играют"), именно он и стал наиболее популярным у взрослых, которые свои эмоции совмещают с внимательным отношением к содержанию. Дети же скорее всего реагируют на достаточно спокойный (по сравнению с предыдущим стихотворением "Нищий" особенно) тон этого стихотворения.

То же происходит и со стихотворением "Царская дочь". Для большинства детей это нечто похожее на сказку, поэтому они, идя за сюжетом, ставят на первый план зеленый и синий цвета, тем более, именно эти цвета упоминаются в самом стихотворении ("чудо морское с зеленым хвостом", "Море", "синие очи"). Взрослые же здесь идут по более сложному пути, они воспринимают не поверхностный смысл, основанный на сюжете, а видят за этим трагедию, которая и воспринимается большинством в черном цвете.

В стихотворении "Тучи" результат у взрослых и детей практически одинаков: все они реагируют на заявленный в стихотворении синий цвет неба, но рядом с ним у детей стоит достаточно оптимистичный зеленый, черный же , олицетворяющий тучи, на последнем месте; у взрослых же черный - знак трагичности состояния лирического героя, обреченности на скитание, на втором по значимости месте, а зеленый на последнем.

Все это позволяет нам говорить о том, что восприятие взрослыми и детьми одного и того же стихотворного текста отличаются друг от друга в первую очередь тем, что жизненный опыт взрослых гораздо богаче, хотя эмоциональный фон восприятия практически одинаков.

Когда речь идет о стихотворении "Нищий", в котором цветовых намеков не содержится, то здесь напрямую работает восприятие содержания и звучания текста. Получившийся при подсчетах лиловый (сиреневый) цвет, содержащий некий намек на формальную принадлежность стихотворения к любовной лирике, остался совсем не замеченным ни взрослыми, ни детьми (он на последнем месте). На первый план выходит олицетворяющий трагедию чувства черный цвет, который по подсчетам является последним.

Представляется интересным и тот факт, что некоторые из опрашиваемых, создавали не просто цветовую ассоциацию, а рисовали художественный образ. Например, второе стихотворение дает повод для ассоциации с цветочной поляной, с лебедем, с нежным цветком, с сердцем; первое - с вершиной горы, покрытой снегом, интересным представляется и образ руки, протягивающей камень; третье стихотворение рождает практически иллюстративный образ - образ русалки, на некоторых рисунках - образ огня. Четвертому стихотворению "повезло" меньше - чаще всего рисуют тучки или лицо с изображением слез. Наличие подобных иллюстраций объясняется тем, что многим проще изобразить смысловую иллюстрацию, чем создавать цветовой образ, отражающий эмоции.

Заключение

Занимаясь исследованием данного вопроса, мы пришли к выводу, что существует тесная взаимосвязь не только между смыслом и формой слова, но и между звуковой оболочкой слова, и даже текста, и его восприятием. Мало того, еще раз нашла подтверждение теория о тесной взаимосвязи звуковой оболочки слова и цвета, с помощью которого воспринимается оно человеком.

Наше исследование не претендует на глубину раскрытия вопроса, не является новым, оригинальным подходом к изучению фоносемантики, - это лишь попытка по - новому взглянуть на творчество любимого поэта, открыть иной способ интерпретации его лирики.

Теория, предложенная автором книги "Звук и смысл", представляется нам интересной, мы нашли не только хороший повод для размышления, но и перспективу исследования. Интересной кажется нам идея взглянуть на результаты исследования еще и с психологической точки зрения, занимаясь особенностями восприятия литературного текста, исходя из особенностей возраста, профессии (у взрослых), осведомленности, наличия или отсутствия жизненного опыта, темперамента.

Список литературы

1. Журавлев А.П. Звук и смысл. Москва, 1991г.

2. Лермонтов М.Ю. Избранное. Москва, 1975 г.

3. Миллер - Будницкая Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики А.Блока. // Известия Крымского Педагогического института. Т.3, Симферополь, 1930 г.

4. Поэзия французского символизма. Издательство Московского университета, 1993


Приложение 1

Стихотворения М.Ю. Лермонтова, выбранные для анализа.

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто – то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

1830

***

Она поет – и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит – и небеса играют

В ее божественных глазах;

Идет ли – все ее движенья,

Иль молвит слово – все черты

Так полны чувства, выраженья,

Так полны дивной простоты.

1838

***

В море царевич купает коня,

Слышит: "Царевич! Взгляни на меня!"

Фыркает конь и ушами прядет,

Брызжет и плещет, и дале плывет.

Слышит царевич: "Я царская дочь!

Хочешь провесть ты с царевною ночь?"

Вот показалась рука из воды,

Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова,

В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: "Добро же! Постой!"

За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна:

Плачет и молит, и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет;

Выплыл; товарищей громко зовет:

" Эй, вы! Сходитесь, лихие друзья!

Гляньте, как бьется добыча моя…

Что ж вы стоите смущенной толпой?

Али красы не видали такой?"

Вот оглянулся царевич назад:

Ахнул! Померк торжествующий взгляд.

Видит. Лежит на песке золотом

Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт,

Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела.

Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок;

Шепчут уста непонятный упрек…

Едет царевич задумчиво прочь.

Будет он помнить про царскую дочь!

1841

***

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания.

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

1840

Инструкция.

1. Внимательно послушайте стихотворение.

2. Эмоции, которые вызывает стихотворение, попытайтесь обозначить цветами.

3. Цвета можно брать яркие и оттенки. Лучше, если вы выберете цвета из предложенных: густо – красный; ярко – красный; светло – желтый; белый; зеленый; зеленоватый; желто – зеленый; синий; синеватый; темно – синий; сине – зеленый; лиловый; голубоватый; сиреневый; темно – коричневый; черный.

4. Желательно долго не раздумывать, а рисовать первое, что придет в голову.


Приложение 2

Результаты фоносемантического анализа

Лермонтов "Нищий"

Звуко-буквы Количество звуко букв в тексте Доли звукобукв в тексте Нормаль ные доли для звукобукв Отношение долей звукобукв в тексте к норме Места звукобукв по их преобладанию Цвет преобладающих звукобукв
Э+Е 13 0,09 0,085 1,06 5 Зеленый
О+Е 39 0,27 0,109 2,48 4 Желтый
Ы 2 0,014 0,018 0,7 6 Черный
У+Ю 22 0,15 0,035 4,29 1 Голубоватый,сине-зеленый,сиреневый
И 26 0,18 0,056 3,2 2 Синий
А+Я 41 0,29 0,117 2,5 3 Красный

Лермонтов "Она поет и звуки тают…"

Звуко-буквы Количество звуко букв в тексте Доли звукобукв в тексте Нормальные доли для звукобукв Отношение долей звукобукв в тексте к норме Места звукобукв по их преобладанию Цвет преобладающих звукобукв
Э+Е 17 0,17 0,085 2 6 Зеленый
О+Е 23 0,23 0,109 2,1 5 Желтый
Ы 8 0,08 0,018 4,4 1 Черный
У+Ю 10 0,10 0,035 2,85 3 Голубоватый,сине-зеленый,сиреневый
И 18 0,18 0,056 3,21 2 Синий
А+Я 26 0,26 0,117 2,2 4 Красный

Лермонтов "Царская дочь"

Звуко-буквы Количество звуко букв в тексте Доли звукобукв в тексте Нормальные доли для звукобукв Отношение долей звукобукв в тексте к норме Места звукобукв по их преобладанию Цвет преобладающих звукобукв
Э+Е 81 0,7 0,085 8,2 1 Зеленый
О+Е 126 0,.2625 0,109 2,4 4 Желтый
Ы 31 0,06 0,018 3,3 2 Черный
У+Ю 36 0,075 0,035 2.1 6 Голубоватый,сине-зеленый,сиреневый
И 68 0,14 0,056 2,5 3 Синий
А+Я 129 0,27 0,117 2,3 5 Красный

Лермонтов "Тучи"