Введение
Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Цель литературы - находить любовь, красоту, нравственную ценность. Литература - сфера прекрасного она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись и литература, тесно взаимосвязаны. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано её отстаивать. Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте). Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы. Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Целью моей работы является выявление общего между литературой изобразительным искусством, их взаимосвязь, какова роль использования живописи в литературе. Задачи: 1. Рассмотреть использования живописи на уроках литературы.
2. Разработать урок связи живописи и литературы
3. Обобщить и сделать выводы
Актуальность данной работы заключается в том, что связь живописи и литературы оказывают позитивное влияние на усвоение компонентов содержания образования (знания, умения, навыка опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на занятии. Использование элементов живописи на уроке делает знания значимыми, т.к. ученики не только воспринимают в слух, но и зрительно. В курсовой работе мы рассмотрели методические работы Аншевица С.Н., Дмитриева Н.А., Браже Т.Г. и другие.
Глава I. Живопись на уроках литературы
Живопись и литература – искусства, которые связаны множеством нитей, искусства, которые взаимопроникают и дополняют друг друга. «Такая связь существует между всеми искусствами. Это естественно, ведь искусства возникают не на пустом месте, все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – жизнь, реальная жизнь, питающая в равной мере искусство и писателя, и художника. Поэтому мы и находим так много общего между различными искусствами, хотя в каждом из них это «общее» выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас». Как один из ведущих учебных предметов общеобразовательной школы литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществознанием, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Например, программа по литературе для 10-11-ых классов направлена не только на изучение историко-литературного процесса, но и на духовное становление личности учащихся, расширение кругозора, воспитание чувства прекрасного. С этой целью в программу по литературе для старших классов включена система обобщающих итоговых уроков по некоторым основополагающим темам курса: творчеству А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Эти уроки позволяют учащимся активно включаться в творческий процесс, развивать свои способности в той или иной области: инсценировка, вокал, восприятие произведений классического музыкального искусства и произведений живописи. Также литература и живопись эти два вида искусства имеют свойство взаимопроникновения и часто сочетаются в одной творческой личности. Приведем несколько примеров. Рисовальщиками были А. Пушкин и М. Лермонтов, серьезно увлекался живописью В. Хлебников. И наоборот, писали стихи художники М. Ларионов и П. Филонов, К. Малевич и В. Кандинский, Ю. Анненков и М. Шагал. По словам Е. Евтушенко, «они не стали художниками слова, но они были поэтами в живописи». И, может быть, их поэтический дар способствовал тому, что они стали замечательными художниками .Еще один яркий пример. Известный всему миру, Сальвадор Дали, создавший 1200 картин, тысячи рисунков, скульптур, гравюр, является еще и автором свыше двадцати литературных произведений (романов, стихов, киносценариев), а также балетного либретто. Теперь обратимся непосредственно к использованию произведений живописи в процессе урока и остановимся на этом этапе, когда комментарий к произведению искусства становится ключом к пониманию идеи труда литературного. Например, покажем поэму М. Лермонтова “Демон” и картину М. Врубеля “Демон сидящий”. Тиран-бог за бунт не только изгнал Демона из рая, он своим проклятием испепелил его душу. Изгнанник – одинокий мятежник – бессилен в своем негодовании против бога. На картине Врубель изобразил своего героя сильным, красивым юношей с длинными мускулистыми руками, удивительно беспомощно сложенными. Воспаленные, запекшиеся губы. В чертах лица, в глазах – бесконечная тоска и одиночество. Рядом с Демоном камень. Он прожжен слезой. Одной-единственной. Какова же глубина страдания юноши, если слеза прожгла камень?! (Этот комментарий – ключ к пониманию поэмы). Также особенно интересным является сопоставление поэзии и живописи при изучении в 11-ом классе обзорной темы «Модернистские течения в поэзии Серебряного века». В рамках литературного материала учащиеся получают знания о символизме, акмеизме футуризме и других «измах». Для лучшего восприятия темы учащимися важно подчеркнуть мысль о том, что модернизм, выразившийся, прежде всего в поиске новых форм, в отрицании классических традиций в поэзии, стал настоящим обретением. Он дал яркий всплеск творчества, новые имена, замечательные произведения. Но, с другой стороны, модернизм был и утратой, т.к. чрезмерное увлечение формой вело порой к потере содержательности в поэзии. В этой связи наиболее приемлемым и интересным является сопоставление модернистских течений в живописи с русским футуризмом. В том же временном пространстве, в котором формировалась поэзия Серебряного века, шло активное формирование модернистских течений в живописи. Так же, как и в поэтическом творчестве, идет поиск новых форм, отрицающих классическое искусство. Широкое распространение получает абстрактное искусство. Одним из его основоположников был Василий Васильевич Кандинский (1886-1944). В 1920 году он организовал в Москве Институт художественной культуры (Инхук), лозунгом которого было «аналитическое и синтетическое исследование искусства». Кандинский по праву считается одним из величайших художников-модернистов 20 века. С деятельностью Инхук связано имя знаменитого художника-авангардиста Александра Михайловича Родченко (1891-1956). В первые послереволюционные годы Родченко разделял взгляды кубофутуристов, а затем стал одним из основоположников русского конструктивизма. Творчество Родченко было полностью экспериментально, он был одним из новаторов художественной фотографии, разрабатывал принципы дизайна в конструктивистском духе. Одним из направлений абстрактного искусства был супрематизм. Его создатель – Казимир Северинович Малевич. Художник кистью нацеливается на точку атома. «Каждый атом должен быть сделан». Его картины, действительно, воспринимаются как состоящие из маленьких кусочков, из «сотов». Филонов говорит о «сделанности» вещи как о ее главном мериле – в противовес интуиции и вдохновению. Разум и высокий профессионализм. Рассчитать и все превосходно сделать. Конечно же, художник умел великолепно изображать и штаны, и сапоги, и пиджак, о чем свидетельствуют работы, написанные в лучших традициях реалистической живописи рубежа веков. Но главенствует постулат: «Интересен не только циферблат, а механизм и ход часов…». Но более всего удивило не это, а репродукция картины одного из художников с названием «Святой Себастьян». Сразу же возникла аналогия с одноименной картиной Тициана 1570 года. На уроке литературы, учитель вместе с учениками, пытаются ответить на вопросы: «Удалось ли художнику 20 столетия в столь нетрадиционной форме передать содержание, донести идею одного из знаменитых полотен эпохи Ренессанса? В чем сходство двух картин? Как современный художник создает образ мученика? Что оказалось утраченным?» Конечно же, с помощью нетрадиционной формы художник воплотил образ главного героя в конгломерате мышц, занимающем почти всю картину. В своеобразных дротиках, впившихся в мышцы, можно угадать стрелы, пронзившие тело мученика на картине Тициана. Самый главный вопрос в обсуждении: «Что не смог передать художник в современной форме?» И приходят к выводу. Образ Святого Себастьяна у Тициана – воплощение страдания. Нетрадиционная форма не дала возможности художнику выразить то, что составляет идейный стержень картины. Эта мысль заставляет вернуться к оценке модернистских течений в поэзии: чрезмерное увлечение формой ведет к потере содержательности в искусстве. Подобные параллели можно провести также на примере сопоставления известной картины великого Рембрандта “Сусанна и старцы” и картины художника Валерия Боброва с одноименным названием, созданной в 1945 году. Таким образом, работа с произведениями искусства – открывает необозримые горизонты для творчества учителя, и вызывают живой интерес у учащихся, помогают в изучении литературных произведений. Приобщать к прекрасному учеников надо начинать уже с 5-го класса.