Смекни!
smekni.com

Тема детства в поэзии Бин Синь (стр. 5 из 8)

Ребенок без мамы – это значит, что никто больше так не приласкает, никто не скажет теплых, нежных слов, мир кажется огромным и чужим, даже враждебным, а рядом нет мамы. Отсюда и страх, от которого просыпается героиня, и ее тоска, и ощущение, что вместе с мамой ушла часть ее самой.

Стихотворение очень поэтично, океан здесь – символ огромного мира. «Тень хризантемы на земле» – хризантема в Китае как символ осени, красоты и верности.

«Полная луна отражала небо и землю», «материнская любовь и нежность согревает больную душу» – и героине кажется, что лишь она одна, и никто не согреет ее, не укутает.

Одиночество ребенка без мамы – вот главный мотив этого стихотворения, и не важно, сколько лет этому ребенку, ведь все мы дети своих родителей.

Тоска и любовь к матери часто встречается в стихотворениях Бин Синь. Стихотворение «Бумажный кораблик» – одно из таких стихов.

Для поэтессы Бин Синь детство не кончается никогда. Человек может до самой старости оставаться ребенком. Но это не означает быть инфантильным. Оставаться в мире детства – значит сохранить свою душу чистой, совесть – незапятнанной, а взгляд на мир – добрым и наивным.

Мы остаемся детьми, пока живы наши родители. Отношения ребенка и матери особые, непередаваемые. Безграничная нежность и любовь, забота. Разлука с близким человеком приносит боль. Стиховорение «Бумажный кораблик» – просто шедевр, настолько живо и трогательно поэтесса описывает свое оношение к матери, свою безграничную тоску.

Маме

Любому обрывку бумаги,

Что попадался мне в руки,

Упрямо я ноходила

Всегда одно примененье:

Один за другим вертела

Кораблики да лодчонки

И, высунувшись из каюты,

Пускала их в пенное море.

Порыв – и кораблик легкий

К иллюминатору липнет,

Другой в мгновенье потоплен

Волной, бегущей от носа…

А я опять мастерила,

Спускала кораблики в воду:

Один доплывет, быть может,

Туда, где в мечтах живу я.

Во сне ты увидишь, мама,

Кораблик – не удивляйся,

Что он совсем беспричинно

Приплыл в твои сновиденья.

Знай: слезы сдержав, твоя дочка

Его по волнам пустила,

Любовью своей и печалью

Все трюмы набив до предела…

(пер. Л.Е. Черкасского)

Стихотворение можно разделить на три части: в первой мы узнаем, что: «любому обрывку бумаги <…> упрямо я находила всегда одно применение» – делала бумажные кораблики и пускала их в воду – в пенное море.

Море у Бин Синь – друг, советчик, нечто родное. Вспомним – ведь свою любовь к морю, она сравнивала с любовью к отцу.

Во второй части мы узнаем судьбу корабликов, их недолгий путь, быструю гибель, но героиня все равно продолжает мастерить кораблики, и она думает при этом: «один доплывет, может быть, туда, где в мечтах живу я». Мы еще не знаем о чем мечтает героиня.

Третья часть начинается с обращения к матери: «Во сне ты увидишь, мама, кораблик, не удивляйся…». Мы понимаем, что кораблики, пущенные рукой героини, должны приплыть в сновидения матери.

Сон – особая категория в поэзии Бин Синь. Ведь она называет детство сном на яву. Сновидения матери – пристань, куда все равно должны причалить дочкины кораблики. А что такое кораблики? Какой второй смысл они в себе несут?

Знай: слезы сдержав,

твоя дочка его по волнам пустила,

Любовью своей и печалью

Все трюмы, набив до предела.

Кораблик – гонец, который несет маме весточку о дочке, ее слезы, ее откровения, ее горячую любовь. Читая стихотворение, удивляешься, насколько просто написано, простыми, незамысловатыми словами выражен такой глубокий смысл. Чувствуется некий надрыв души, одиночество героини, ее желание оказаться там, где она живет в мечтах.

Стихотворение похоже на песню, которую молодая девушка могла бы петь, стоя на берегу моря, вдали от матери.

Стихотворение написано в 1923 году, когда Бин Синь училась в Америке и, конечно, очень тосковала по родным, по Родине. Молодая душа чувствует все во много раз острее, сильнее. Трагическое восприятие мира так свойственно людям в этом возрасте. Но, несмотря ни на что, стихотворение написано вполне профессионально, и форма, и содержание, и композиция, в общем, создают целостную картину.

Мама – отдушина, спасение, хранительница детства, покоя, радости, единственная.

Сдерживая слезы, дочка вертит кораблики, в мыслях разговаривая со своей мамой. И неважно, узнает или нет мать о проблемах дочери, главное, что на душе станет легче. Все мы жалуемся нашим матерям, и сердце наше бьется спокойнее

В этих стихах здесь показаны величайшие ценности – семья, любовь к своим родным людям.

2.2 Ребенок как посланник Бога

Мерцают звезды

Небо темно-сине

Беседу их слыхали ль в жизни вы?

В тиши полнейшей

При неярком свете

Они друг другу шепчут похвалы

Каждый из нас смотрел на ночное небо. Кем бы ни был человек перед этим великолепием, перед громадой Вселенной волей-неволей начинаешь задумываться о смысле жизни, о тайнах мироздания. В стихотворении «Звезды» поэтесса обращается к читателю, спрашивая «Слышали ли когда-нибудь их разговор?» тем самым воодушевляя их, наделяя способностью говорить. Ночное небо дышит волшебством, сказкою, в которой звезды мерцая, восславляют красоту друг друга. Такое видение мира свойственно ребенку, который верит в чудеса. Ребенком может быть и взрослый, главное не утратить веру в чудо и детскую непосредственность. Стихотворение философское, чистое, светлое. То, что оно короткое, вполне оправдывается – в нем есть все, в нем сокрыт глубокий смысл, что-то еще было бы лишним, ненужным, созданным искусственно.

Форма стиха простая, язык естественен и непринужден. Оно наивное, как мысль ребенка, и в то же время оно несет в себе глубокий философский смысл.

О, детство!

Это действительность во сне,

Это сон в действительности,

При воспоминании – легкая улыбка на глазах.

Краткое, афористичное стихотворение Бин Синь, так же, как и в предыдущем стихотворении открывает перед взором читателя особый мир – мир детства. Что такое детство? Зарождение, формирование всех человеческих качеств, характера.

При воспоминании о детстве улыбка сама появляется на лице.

Кажущаяся простота стихотворения – лишь форма, которая несет в себе удивительно глубокое содержание.

Детство – некий сон, счастливый, безмятежный, радостный. Это особенный, непохожий на взрослый мир, в котором совсем другие правила и порядки. Душа ребенка ранима, чувствительна, он верит в чудеса и смотрит на жизнь широко распахнутыми наивными глазками. Вспоминая себя в детстве мы невольно улыбаемся, легко и немного грустно, ведь эти светлые деньки уже не вернуть. Но остается память. Тема воспоминаний проходит через все творчество Бин Синь, ей она отводит особое место. Воспоминания о детстве – как уход от реальности, тот самый «сон в действительности». Об этом и пишет Бин Синь в своем стихотворении.

Тема детства у Бин Синь переплетается с темой детства, вечности, жизненного пути, смерти.

Все мы дети природы,

Лежим в колыбели вселенной.

(пер. Л.Е.Черкасского)

Как всегда лаконично и просто Бин Синь говорит о человечестве. Человек – лишь дитя, возомнивший себя хозяином мира, но теряющийся в лабиринтах жизни, человек по сути своей одинок и беспомощен.

Бин Синь пишет уже в другом своем стихотворении:

О, люди!

Любите друг друга,

Все мы постояльцы длинного пути,

Двигаемся в сторону одного пристанища.

Гуманность, милосердие, доброта в этих словах, и тревога за каждого одинокого человека.

Он от рождения до самого конца проходит свой путь, сбиваясь, спотыкаясь, и падая, но поднимаясь и двигаясь вперед. Иногда он забывает, что конец у всех один, и может загордиться, стать злым и алчным эгоистом. Бин Синь говорит о том, что не надо никого обижать и презирать, нужно любить другого как себя самого, ведь каждый из нас смертен.

Сама тема смерти не является для Бин Синь чем-то мрачным:

О,смерть!

Я восхваляю тебя;

Это молчание в конечном итоге,

Это покой во веки веков.

В этих словах заключена мудрость, в них отражается отношение восточного человека к смерти как к счастливому освобождению от страданий.

Тема любви к людям продолжается в другом стихотворении поэтессы:

Городская стена,

Лазурно-голубое небо,

Напряженно смотрю в бесконечность –

На небо – на людей.

Городской пейзаж, и поэтесса, напряженно всматривается в небо, и это означает ее тревогу за людей, за их судьбу, будущее, которое здесь предстает как некая бесконечность. Но небо лазурно-голубое, светлое, и это дает надежду на счастье.

Тему детства Бин Синь раскрывает по-разному: через отношение к матери, через обращение к звездам и к Богу. Об этом следующее стихотворение «Дети»:

Хрустальные стены,

Яшмовые врата

Только дети могут заходить в них.

О, мудрейший!

Разве ты любишь их румяные щеки, ясные очи,

Нежную кожу, мягкие волосы?

Нет,

Они свободны,

Чисты,

Искренни,

У них только естественные шутки,

Непосредственные слезы,

Они знают только, что есть свет,

Есть цветы, есть любовь.

О, мудрейший!

Прошу защитить меня,

Оставь меня в детском возрасте, аминь.

Поэтесса обращается к Богу и просит оставить ее в прекрасном мире детства, где «хрустальные стены, яшмовые врата», в которые могут проходить лишь дети.

Она тоже хочет быть «свободной, чистой, искренней», не знать ничего лишнего из жестокого мира взрослых, а знать лишь, что есть свет, цветы и любовь. Она просит защитить ее, увидеть спасение в том, чтобы навсегда остаться ребенком, сохранить душу чистой и светлой.