Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания (стр. 3 из 8)

В соответствии с ч. 2 ст. 110 УПК орган дознания, следователь, прокурор в течение трех часов с момента доставления подозреваемого в орган уголовного преследования принимают решение о задержании, о чем выносится постановление, которое является правовым основанием для кратковременного содержания под стражей задержанного в местах и на условиях, предусмотренных законом, либо принимают решение об освобождении задержанного. В законе содержится важное требование, обязывающее орган дознания и следователя письменно сообщить прокурору в течение 24 часов с момента вынесения постановления о задержании. В сообщении должны содержаться основания задержания, данные о личности подозреваемого. В течение 48 часов прокурор или освобождает задержанного, или дает санкцию на его арест. За законность задержания и обоснованность содержания его в изоляторе временного содержания (ИВС) несет ответственность сам прокурор.

Осуществляя надзор за законностью задержаний и арестов, прокурор исходит из требований УПК и вышеназванного приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 25 ноября 2002 г. № 33. В ходе проверки следует учитывать, что задержание по подозрению в совершении преступления по своей процессуальной природе отличается от задержания в административном порядке, когда это осуществляется для проверки личности правонарушителя. Задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела является грубым нарушением уголовно-процессуального закона.

Самым действенным средством прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержания, устранения и предупреждения этих нарушений являются систематические проверки законности задержания и содержания задержанных в ИВС, осуществляемые прокурорами. Это требование вытекает из названного выше приказа Генерального прокурора, согласно которому прокуроры должны ежедекадно проверять законность и обоснованность задержания граждан, содержания их в И ВС и в помещениях дежурных частей ГУ РУВД. При этом прокуроры должны проводить проверки в ИВС внезапно и в разное время суток (ночью, рано утром, в конце рабочего дня). В ходе проверки прокурор обязан проверять содержание арестованных не только в специально отведенных для этого местах. Он должен обойти все помещения и ознакомится со всеми лицами, находящимися там в момент проверки, поскольку заведомо незаконно задержанных могут поместить в кабинеты работников ИВС или в иные помещения.

Проводя проверку законности содержания арестованных, прокурор знакомится с документами, на основе которых лица подвергнуты задержанию.

В соответствии с вышеназванным приказом Генерального прокурора в органах прокуратуры должен вестись учет задержанных в соответствии сост. 108,111 — 113 УПК. При установлении факта незаконного задержания лица прокурор незамедлительно, до истечения 72 часов, должен освободить его.

Прокуроры должны в статистической отчетности обеспечить достоверность данных о применении задержания в соответствии со ст. 108 УПК. Осуществляя надзор за законностью задержания и содержания арестованных, прокурор следит за тем, чтобы по каждому задержанию был составлен протокол по установленной форме: время, место и основание задержания, объяснение задержанного. Прокурор освобождает задержанного, если усматривает, что он задержан необоснованно или в этом не было процессуальной необходимости.

Задержание подозреваемого предшествует, как правило, избранию в отношении него меры пресечения. Заключение под стражу является наиболее строгой мерой, ограничивающей права обвиняемого. Заключение под стражу допускается при соблюдении условий, предусмотренных ст. 117 УПК.

Эта мера пресечения применяется органом, ведущим уголовный процесс, лишь в том случае, когда собранные по уголовному делу доказательства дают достаточные основания полагать, что подозреваемый или обвиняемый могут скрыться от органа уголовного преследования и суда, воспрепятствовать предварительному расследованию уголовного дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации материалов, имеющих значение для дела, неявки без уважительных причин по вызовам органа, ведущего уголовный процесс; совершить предусмотренное уголовным законом общественно-опасное деяние, противодействовать исполнению приговора.

Право давать санкцию на заключение под стражу принад лежит Генеральному прокурору, прокурорам областей, городов, районов, приравненным к ним прокурорам и их заместителям. В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.

При даче санкции прокурор или его заместитель должны строго руководствоваться требованиями ст. 126 УПК и обязаны тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого — во всех случаях.

Уголовно-процессуальное законодательство установило, что мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать 2 месяцев. Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 2 месяцев во время предварительного расследования может быть продлен до 3 месяцев прокурором города и приравненными к нему прокурорами или их заместителями лишь в случае невозможности закончить расследование в двухмесячный срок, при отсутствии оснований для применения в отношении обвиняемого иной меры пресечения. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется прокурором области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями до 6 месяцев.

Продление срока содержания под стражей свыше 6 месяцев допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, совершивших преступления на территории Республики Беларусь и не имеющих постоянного места жительства в республике, при наличии оснований полагать, что они могут скрыться от следствия и суда за пределы Беларуси. В этом случае продление содержания под стражей осуществляется заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь на срок до 12 месяцев, Генеральным прокурором или лицом, исполняющим его обязанности, — на срок 18 месяцев.

Дальнейшее продление срока содержания под стражей во время предварительного расследования не допускается, и обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом в отношении обвиняемого должна быть применена иная мера пресечения, предусмотренная ст. 116 УПК.

При продлении срока содержания под стражей орган дознания, следователь руководствуются требованиями ч. 5 ст. 127 УПК, выносят мотивированное постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей и представляют его соответствующему прокурору не позднее чем за 5 суток до истечения срока содержания под стражей, а при продлении срока более 6 месяцев — за десять суток.

В соответствии с указанным выше приказом Генерального прокурора органы предварительного следствия МВД, государственной безопасности и финансовых расследований, а также органы дознания возбуждают ходатайства о продлении срока содержания под стражей через управления (отделы) вышестоящих органов, где в обязательном порядке изучаются материалы уголовного дела и в случае необходимости даются письменные указания. При этом постановление следователя, органа дознания подписывается начальником следственного подразделения, начальником органов дознания и надзирающим прокурором.

С целью повышения качества предварительного следствия, недопущения и своевременного устранения нарушений уголовно-процессуального законодательства, повышения ответственности прокуроров всех звеньев Генеральным прокурором установлен порядок, в соответствии с которым постановление следователя с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемых под стражей свыше 6 месяцев подписываются лично прокурором области, г. Минска и приравненным к ним прокурором с обязательным предварительным обсуждением на оперативных совещаниях с участием следователя, начальником соответствующего отдела УВД, УКГБ, УДФР КГК и надзирающего прокурора, а при продлении срока содержания под стражей на срок свыше 12 месяцев постановление вместе с уголовным делом представляется в Генеральную прокуратуру для обсуждения на оперативном совещании при заместителе Генерального прокурора с участием следователя, заместителя прокурора области, руководителей следственного комитета М ВД, следственного управления КГБ, следственного управления департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля.

Приняв решение об освобождении обвиняемого из-под стражи, прокурору надлежит поставить об этом в известность следователя, избравшего эту меру пресечения.

В соответствии со ст. 143 УПК жалобы лиц, содержащихся под стражей, на задержание, применение меры пресечения в виде заключения под стражу, продление срока содержания под стражей подаются в суд через администрацию места предварительного заключения, а жалобы лиц, содержащихся под домашним арестом, и иных лиц на задержание, применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или продление срока содержания под стражей, домашнего ареста подаются в орган, ведущий уголовный процесс.

Существенной гарантией законности и обоснованности избрания такой меры пресечения, как содержание под стражей, является судебная проверка законности и обоснованности содержания под стражей.