В случае, если орган расследования не вынес постановления о признании лица потерпевшим, прокурор должен дать указание о немедленном вынесении такого постановления.
Кроме того, он должен уведомить потерпевшего о том, что вынесено постановление о признании его потерпевшим, и разъяснить пострадавшему его права, отразив это в постановлении о признании потерпевшим.
Особо необходимо разъяснить право потерпевшего иметь своего представителя, в том числе адвоката. Это тем более важно в связи с реализацией в Республике Беларусь принципа состязательности.
Прокурорский надзор за исполнением требований закона о возмещении потерпевшему ущерба, причиненного преступлением, включает в себя действия прокурора по проверке своевременности разъяснения потерпевшему права на предъявление гражданского иска, законности мер, принимаемых к обеспечению иска, привлечению обязанных лиц к участию в деле в качестве гражданских ответчиков.
Следует отметить, что действующее законодательство позволяет предъявить иск не только о возмещении материального ущерба, но и о материальном возмещении морального вреда.
1.6 Обеспечение прокурором процессуальной самостоятельности следователя. Взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного управления
Соблюдение законности и норм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствия определяется содержанием и уровнем прокурорского надзора, его действенностью, четкой, правильной организацией.
Производство дознания и предварительного расследования является сугубо творческим. От инициативы следователя многое зависит в деле быстрого и полного раскрытия преступления, а также полного, всестороннего и объективного его расследования. Предоставление следователю процессуальной самостоятельности, укрепление правовых гарантий и деятельности — одно из необходимых условий эффективности его работы.
Возможность выбора процессуальных средств при раскрытии и расследовании преступлений, наделение полнотой полномочий по применению мер процессуального принуждения, избрание конкретной версии, определение пределов обвинения, вида мер пресечения - все это даст следователю возможность успешно выполнять возложенные на него функции.
Под процессуальной самостоятельностью следователя следует понимать правовую возможность и фактическую свободу осуществлять в рамках закона, норм нравственности в сложившейся производственной ситуации возложенные на него функции без лишней опеки и вмешательства со стороны органов прокуратуры и ведомственного контроля.
Независимость следователя применительно к собиранию доказательств проявляется в его праве истребовать доказательства у любых лиц и органов, обнаружить доказательства путем проведения необходимых следственных действий и применять процессуальное принуждение в порядке, установленном законом. Самостоятельность следователя проявляется и в рассмотрении и удовлетворении ходатайств, имеющих значение для дела, в оценке доказательств по внутреннему убеждению.
Процессу формирования внутреннего убеждения не должны мешать внешние факторы. Оно должно складываться свободно, без постороннего влияния. Исходя из внутреннего убеждения, следователь решает вопросы об уголовно-правовой оценке совершенного деяния, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме обвинения и квалификации преступления, о прекращении дела или о направлении его в суд.
Согласно ч. 4 ст. 36 УПК в случае несогласия следователя с указаниями прокурора по вышеперечисленным вопросам он вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Самостоятельность следователя может быть потенциальной и реальной. Потенциальная отражает возможные пределы самостоятельности следователя, установленные законом. Реальная — фактические пределы осуществления следователем полномочий в процессе производства по делу.
Совпадение пределов реальной самостоятельности и потенциальной свидетельствует о его полной самостоятельности в процессе конкретного производства.
Процессуальная самостоятельность следователя обусловливает его персональную ответственность за результаты своей деятельности в процессе производства по уголовному делу. Между процессуальной самостоятельностью и ответственностью должно быть оптимальное соотношение. Чем больше самостоятельность следователя, тем выше должна быть ответственность за результаты своей деятельности, поскольку она играет определенную роль в повышении эффективности и доброкачественной деятельности следователя.
Полноценный надзор прокурора за предварительным расследованием и взаимодействие прокурора, следователя и начальника следственного подразделения немыслимы без процессуального руководства. Надзор за расследованием — это активная деятельность прокурора, которую он не может вести в кабинете. Предупредительная функция прокуратуры не может быть полностью реализована до тех пор, пока активное участие в производстве расследования не станет для прокурора одной из непременных форм надзора. На практике существуют следующие формы прокурорского надзора за предварительным расследованием и взаимодействия прокурора и следователя:
- личная проверка прокурором уголовных дел;
- дача письменных указаний следователю;
- дача санкций;
- участие в следственных действиях;
- продление сроков;
- согласие на прекращение дела;
- отстранение следователя от дальнейшего ведения предварительного следствия;
- передача дела от одного следователя к другому;
- направление уголовного дела в суд;
- рассмотрение жалоб на действия и акты следователя;
- обобщение практики расследования преступлений.
Одним из способов ознакомления прокурора с делом служит личный доклад следователя о выполненной работе и планируемых следственных действиях. Такие доклады практикуются периодически, но прокурор вправе потребовать от следователя доложить дело в любой момент производства расследования.
Следователь обязан по собственной инициативе докладывать дело всякий раз, когда для производства следственных действий потребуется санкция прокурора.
Процессуальной формой предупреждения и выявления нарушений закона является участие прокурора в производстве предварительного следствия. Такое участие может выражаться как в присутствии прокурора при производстве следственных действий, так и при производстве этих действий непосредственно самим прокурором.
Закон предоставляет следователю большие права. Неправильная их реализация может привести к серьезному нарушению прав и законных интересов граждан. В то же время недопустимо и другое: запоздалый осмотр места происшествия, несвоевременное производство обыска, нерешительность при выборе меры пресечения, безынициативность в поиске свидетелей и т.п. — все это может привести к невосполнимой утрате доказательств и в конечном счете к провалу расследования в целом. Опасны обе крайности, поэтому любая ошибка следователя должна быть исправлена без промедления. Обеспечение законности возможно лишь на основе использования прокурором предоставленных ему распорядительно-властных полномочий:
- обязательность указаний;
- дача санкций;
- право отмены незаконных и необоснованных постановлений следователя;
- личное участие в производстве отдельных следственных действий.
Когда прокурор принимает решение лично выполнить то или иное действие по делу, находящемуся в производстве следователя, он предполагает, что в сложившейся ситуации именно такая форма его участия в расследовании будет способствовать успешному отысканию истины. Производство тех или иных следственных действий нельзя расценивать как вторжение в нормальный ход расследования, нарушающее или в корне меняющее его. При правильной постановке надзора, когда прокурор с момента возбуждения уголовного дела держит под наблюдением важнейшие действия следователя и определяет направление расследования, личное его участие в деле является логическим продолжением линии, которая с самого начала проводилась по делу и не будет расходиться с последующими действиями следователя.
Процессуальное руководство со стороны прокурора в равной мере и в одинаковых правовых формах распространяется на органы предварительного следствия, дознания и не зависит от ведомственной принадлежности. Прокурор осуществляет руководство расследованием непосредственно, когда лично проводит расследование или принимает решение о привлечении в качестве обвиняемого по делу, находящемуся в производстве у следователя, а также опосредованно по делам, которые ведут следователь и орган дознания. В любом случае только он, вынося постановление о направлении уголовного дела в суд, признает законную силу результата расследования.
В предусмотренных законом случаях деятельность лица, осуществляющего процессуальное руководство, может быть объектом руководства со стороны руководителя более высокого порядка: деятельность органа дознания и дознавателя испытывает процессуальное руководство со стороны начальника дознания, следователя и прокурора; деятельность следователя — со стороны следователя — руководителя следственной группы, начальника следственного отдела и прокурора; деятельность начальника следственного отдела — со стороны прокурора.
От процессуального руководства следствием, регулируемого нормами УПК, следует отличать организационное руководство как деятельность руководителя, регламентированное и ведомственными нормативными актами. В отношении следователей прокуратуры, находящихся у него в административном, служебном подчинении, прокурор наряду с процессуальным осуществляет и административное руководство. В отношении следователей других ведомств прокурор организационного руководства не осуществляет, однако он надзирает за предварительным расследованием, проводимым сотрудниками этих ведомств, и осуществляет процессуальное руководство. Все это не является вмешательством в административную деятельность этих органов, так как речь идет о решениях, имеющих процессуальное значение.