Мотив мужества - сквозной в его песнях. Лишь тот может называться настоящим человеком, кто мужественно, честно и достойно, не отступая, сумеет пройти путь до конца, каким бы трудным он не был. И если ты ощущаешь кратковременность своего пребывания на земле, то нужно жить на пределе человеческих сил:
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее,
Умоляю вас вскачь не лететь.
Что за кони мне попались привередливые.
Коль пожить не успею, так хоть бы допеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть мгновенье еще постою - на краю-у-у...
Так он пел о себе, пророча свою судьбу, и так же пел об альпинистах, летчиках, моряках людях мужественных профессий, вкладывая в понятие «мужество» не только волю «пройти четыре четверти пути» по канату («Канатоходец»):
Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон - упадет, пропадет!
Чуть левее наклон - все равно не спасти!
Но - замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути…
В песнях об альпинистах Высоцкий рассуждает, о верности друзьям, необходимости сохранить честь и достоинство человека, настоящего мужчины:
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела
(«Вершина»)
Пожалуй, именно в горах человек подвергается наибольшей опасности и риску. Именно там испытывается его дух и тело. Нельзя выразить ощущения альпинистов лучше, чем это сделал Владимир Высоцкий. Автор сам необычайно любил горы. Они стали для него живыми существами, олицетворением вечности и силы:
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные лавины.
Но они с тебя не сводят глаз,
Будто тебе покой обещан,
Предостерегая каждый раз
Камнепадом и оскалом трещин.
Горы дали Высоцкому то, что требовал его характер - риск, величайшее наслаждение от покорения вершины:
Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
И от напряжения колени дрожат,
И сердце к вершине готово бежать из груди
Весь мир на ладони - ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим - у которых вершина еще впереди.
(«Вершина»)
И Высоцкий утверждал, что для него «лучше гор могут быть только горы». Тема всех песен Владимира Высоцкого - жизнь - А так как жизнь всегда отождествляется с Землей, поэт говорит следующее:
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушины,
Ведь Земля - это наша душа,
-Сапогами не вытоптать душу!
Кто поверил, что Землю сожгли?!
Нет, она затаилась на время...
Стихи и песни Высоцкого рьяно и самозабвенно служили решению злободневных социальных и художественных задач, вместе с тем они достигали глубин человеческой нравственности и поднимали оттуда на поверхность для раздумий и волнений те вопросы, которые издревле считаются общечеловеческими, вечными. Трудно назвать хоть какую-нибудь из фундаментальных ценностей и праценностей человека, которая не нашла бы достойного, чистого выражения в песнях Высоцкого.
г) Песни о войне.
Огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают песни, написанные на тему о войне. Почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, всё-таки пишет о ней, более того – не может не писать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы
Все судьбы в единую слиты.
У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда ходят люди по крепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..
Песни Володи Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, злых и добрых одновременно. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину. Такие не подведут. И опять таки это возможность для актёра примерить и сыграть новые роли, побывать на месте того человека из тех времён и окунуться в события тех лет. Высоцкому это удалось. Удалось на славу.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые
На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В своих письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере». И он благодарил людей новыми песнями, новыми ролями в театре и кино.
В военных песнях Высоцкий ставит себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг или обычного новобранца. Автор настолько ярко описывает события, что у слушателя невольно создается картина происходящего:
Два провода голых, зубами скрипя, защищаю,
Восхода не видел, но понял: вот-вот взойдет!
(«Черные Бушлаты»)
Высоцкий глубоко прочувствовал жестокость и трагичность войны. И поэтому появились такие строки:
На братских могилах не ставят крестов
Но разве от этого легче?!
(«Братские могилы»)
На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу - придет другой.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
А сыновья уходят в бой.
(«Сыновья уходят в бой»)
Тема войны у Высоцкого - это, прежде всего тема памяти о павших. Ни в одной роли, ни в одной своей песне он не стенает и не всхлипывает над солдатской могилой. У него гибель на войне - это запредельное усилие отстоять правду, добро. В песнях Высоцкого смерть уходит не на покой - смертью оживают:
Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие - как часовые.
О войне Высоцкий писал правдивые стихи и правдиво играл. На удивление конкретно, материально, пластично, так, как будто знал на ощупь, кожей. В его стихах сражаются летчики, моряки, десантники, пехотинцы. В эти стихотворения вкраплены реалии, специфические для разных родов войск, характерные словечки и выражения. Брошенные поля спелых хлебов, окопы, пустынные деревни, горные ущелья, безымянные высотки, небо, госпитальная палата - «топография» смертельных схваток в этих песнях. Их сюжет - это сюжеты солдатской жизни: марш, подготовка к бою, сражение, погребение павших, ожидание писем. В песнях о войне есть и тема дома - верного, любящего, и дома предавшего, изменившего. Песни Высоцкого о войне не «воспоминания, посвященные «минувшим дням». Это нечто, живущее в человеке сегодня, как боль, глухая, но готовая в любой момент вспыхнуть. Песнями о Войне Владимир Семенович выполнял свой долг поэта. - Я не воевал, - скажет он чуть застенчиво перед самой первой песней о войне, - но война - такая громадная беда, покрывшая нашу страну. Надо петь, надо...
И он пел. Его песни написаны с ясным осознанием чувства долга перед теми, которых нет и которые погибли ради нас. «Штрафные батальоны», «Высота», «Братские могилы», «Падали звезды», «Павшие бойцы» - песни сродни осмысливанию и написанию очевидцами и участниками Великой Отечественной. «Будто всю войну прошагал!». Эти прозвучали в кинофильме «Вертикаль», «Сыновья уходят в бой», «Война под крышами», «Точка отсчета».
Война - это та ситуация, которая требует от человека напряжения всех духовных и физических сил, которая требует мужества.
Удивительное проникновение в дух военной поры у человека, который знает войну по воспоминаниям раннего детства, да по рассказам отца, прошедшего всю войну «от звонка до звонка», да по книгам:
Если, путь, прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, -
Значит, нужные ты книги в детстве читал!
Своей военной тематикой Володя Высоцкий как бы извинялся за то, что не имел возможности принимать участия в боях.
Я кругом и навечно виноват перед теми
С кем сегодня встречаться почёл бы за честь
Но хотя мы живыми до конца долетели
Жмёт нас память и мучает совесть
У кого, у кого она есть
Можно рассказать о войне всю правду. Показать все её ужасы и весь её трагизм, но ни у кого не получится докопаться и показать её с таких неожиданных сторон, как мог это сделать Владимир Семёнович Высоцкий.
Заключение.
В заключении хочется сказать, что интерес к творчеству Высоцкого, к сожалению, ослаб; даже те, кто переписывал заезженные низкокачественные кассеты и с боем прорывался на концерты в 70-х, ныне редко включают его записи. Молодежь же, как ни грустно, не интересуется Высоцким практически совсем. Вот и бывшая жена поэта, мать его сыновей Людмила Абрамова недавно сказала, что если бы сегодня Владимир Семенович был жив, то не имел бы такой популярности, как в 70 - 80-е годы. Что же случилось? Почему мы научились обходиться без его песен, еще вчера не смолкавших в каждом доме? Попробуем разобраться.