ВО-ПЕРВЫХ, интерес к Высоцкому снизили, изрядно "перекормив" им в начале перестройки. Передачи и статьи о нем тогда постоянно сменяли одна другую. В спешке творчество великого барда, как мне кажется, упростили, сделав акцент на гражданственность и социальность его поэзии и оставив в тени образность, лиризм и т. п. Согласитесь - многими Высоцкий воспринимается больше как гражданин, нежели как поэт. А ведь был именно Поэт - только звучащий, как требовало время. Рифмованной публицистики, как у Евгения Евтушенко, у него не найти - только образы, интонации, "второе дно". Это легко обнаружить, прослушав хоть пару песен. Но, увы, молодое поколение их не слушает, заучив, что Высоцкий - это "социум, трибун, совесть эпохи", а кому это сегодня интересно?! Получилось, как в стихотворении "Памятник":
Саван сдернули - как я обужен, -
Нате смерьте! -
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
Некоторые считают, что Высоцкий перестал быть современным, оставшись для нынешнего слушателя не более чем хроникером той эпохи - эпохи "товарищей ученых", убирающих картошку, и микрофонов, усиливавших ложь. Отнюдь! Достаточно перелистать страницы любого сборника, дабы понять, что это не так. Девять десятых того, что жгло и беспокоило его тогда, актуально и сейчас. Давайте хотя бы бегло пробежимся по памятным строкам:
Им снова объяснил администратор:
"Я вас прошу, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, -
Ведь это ж делегаты,
А вы, прошу прощенья,
Кто такие?"
Разве не про нас? Или вот:
На судне бунт, над нами чайки реют!
Вчера из-за дублонов золотых
Двух негодяев вздернули на реях,
Но мало - нужно было четверых.
И, наконец, жесткий, трагически предугаданный портрет нашего нынешнего времени:
Пожары над страной
Все выше, жарче, веселей...
... Еще не видел свет
Подобного аллюра -
Копыта били дробь,
Трезвонила капель.
Помешанная на крови
Слепая пуля-дура
Прозрела, поумнела вдруг -
И чаще била в цель.
Кто из нынешних стихотворцев написал что-либо подобное, кто выразил всю боль девяностых посредством художественных образов? Имена на ум не приходят. Да и публицисты, в общем-то, угомонились... Нет Высоцкого для нашего времени.
ВПРОЧЕМ, не только в социальной остроте дело. Песни Высоцкого - отражение нашего менталитета, менталитета русского человека конца столетия. Он мало изменился за последние двадцать лет. Все ведь то же - и зависть к богатому соседу ("У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает"), и привычка двигаться чужой колеей ("И доеду туда, куда все"), и болезненная страсть к слухам. Самые жесткие, беспощадные слова - о нежелании знать о себе правду, нашем вечном конформизме, если хотите: "Я перед сильным лебезил, Пред злобным - гнулся... И сам себе я мерзок был - Но не проснулся". Кто поручится, что все это из себя выдавил и оставил в застойном вчера?
Почему так мало Высоцкого звучит по радио и телевидению? А по той же причине, что и раньше, - правда режет слух, в стране и так трудно и неспокойно, поэтому народ лучше убаюкать сладенькой глупенькой эстрадой. Как тогда. Но мы и сами не желаем раздражаться, вновь и вновь узнавая себя в портретах, написанных Мастером. И так, мол, время тяжелое. Лучше посмотрим мыльную оперу...
Есть, конечно, и другая причина. Нынешние руководители независимых телеканалов и радиостанций прекрасно образованны, эрудированны, демократичны, но воспитаны на другой культуре - рок-музыке, причем по большей части - западной. Ее образцами они в основном и делятся со зрителем и слушателем. Это неплохо, но хотелось бы пожелать не забывать и про миллионы людей, выросших на песнях Окуджавы, Высоцкого, Галича, Клячкина, Городницкого... Их умные стихи нужны сегодня не меньше, чем в застойные годы.
Словом, если мы стали сегодня меньше слушать Высоцкого, то это уж никак не его вина. Наша, и только наша. Куда-то мы, знать, заехали не туда. Не скатиться бы снова в дом, который "погружен во мрак", не оказаться обложенными со всех сторон красными флажками, как те волки из легендарной песни.
Приложение
Список используемой литературы:
1. Абрамова Л. Факты его биографии. М.: Россия молодая, 1991
2. Азаров А., Каримов И. Барды, кино, время. М.: Союз кинематографистов СССР, 1985
3. Андреев Ю. и Богославский И. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. М.: Прогресс, 1989
4. Высоцкий В.С.: исследования и материалы. Издательство воронежского университета, 1990
5. Высоцкий В. Четыре четверти пути. М.: Физкультура и спорт, 1988.
6. Георгиев Л. Владимир Высоцкий, знакомый и незнакомый. М.: Искусство, 1989
7. Гузеева Н. Владимир Высоцкий. Поэт и актер. Укррекламфильм, 1989
8. Демидова А. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1989
9. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. М., «Петит», 1992
10. Зайцев В.Н. Четыре эпохи в песне поэта. М.: Знание, 1990
11. Кулагин А.В. Четыре четверти пути. О творческой эволюции В.С. Высоцкого. Genus poe tarum. Сборник научных трудов. Коломна, 1995
12. Муллокандов Б. Владимир Высоцкий: быть! Журнал «Простор»,ок.1987.
13. Новиков В. В союзе писателей не состоял... Писатель В.Высоцкий. М., 1991
14. Раззаков Ф. Жизнь и смерть Владимира Высоцкого. М.: Альтекст, 1994
15. Рязанов Э. Четыре встречи с Владимиром Высоцким. М.: Советская Россия, 1989
16. Сафронов А.Н. Воспоминания Владимира Высоцкого. М.: Советская Россия, 1989
17. Сычёв Б.П. Сыновья уходят в бой. Авторская песня. «Литература в школе» №7,2005
18. Шуранёв А. « Все судьбы в единую слиты». Военная лирика В.С. Высоцкого. «Литература в школе», №3, 2001