В истории русской литературы имеется множество фигур, безусловно, подходящих под определение мученика, как и жизней, оправдывающих наименование трагедии. Однако не каждая трагическая судьба интересна, не каждый печальный пример поучителен. И нужно осуществить такой выбор, который мог бы служить примером положительным, возможно образцом и идеалом. Именно поэтому для своего сочинения я выбрал образ князя Мышкина из романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот».
Роман этот был написан в 1868 г., вскоре после выхода в свет знаменитого «Преступления и наказания». Указывая на открытый финал предыдущего произведения, Достоевский говорит, что в Раскольникове совершился переворот. И этот переворот есть отправная точка трансформации его в нового человека. Так была определена тема — создать образ нового, «положительно прекрасного человека». Однако главным героем суждено было стать все же не Родиону Раскольникову, а князю Льву Мышкину.
Писателю очень трудно было создавать «идеальный образ на русской почве», мешали формированию образа и великие примеры, например Дон Кихот или диккенсовский мистер Пиквик. И вот, создавая своего героя в отличие от других, которые не только велики, но и несколько комичны, Достоевский делает историю о князе Мышкине трагедией.
Образ князя в романе двойственен, соединяет в себе противоположные черты. Он имеет высокий титул, но, помня о евангельских идеалах, держит себя со всеми на равной ноге. По ходу романа он получает миллионное наследство, но толком не умеет распорядиться этими деньгами, хочет построить цирк для детей… На фоне петербургского общества 60-х гг. XIX в., общества избалованного, лишенного подчас всякой нравственной основы, князь Мышкин наивен и по-детски доверчив. Как ребенку, ему дается высшая проницательность, он открыто и прямо говорит людям самые простые истины, о которых давно в этой жизни все забыли. Делает все, чтобы, как Христос, облегчить людям их страдания. И получает от этих самых людей презрительное наименование «идиот».
Еще одна героиня романа — Настасья Филипповна Барашкова (в фамилии автор поместил указание на агнца, предназначенного закланию). С ней в роман входит тема красоты и, опять-таки, трагедии. Красота, по мысли Достоевского, должна спасти мир, но становится предметом купли-продажи. Настасья Филипповна стремится бросить всем вызов и шокирует благообразное общество своим напускным цинизмом. Однако князю удается быстро понять ее, совершая тем самым переворот в ее душе (недаром имя Анастасия значит «воскресшая»). На протяжении романа князь совершает чудеса духовного воскрешения людей. И здесь явная ориентация на образ Христа. С заповедью не отвечать на пощечину соотносится боль не за себя, а за другого человека, совершившего зло (Ганю, ударившего Мышкина). Все герои романа обуреваемы жаждой самоутверждения, которая проистекает из самолюбия. Так гордость разъединяет, разобщает людей. Только князь в романе не участвует в этом соревновании самолюбия. В Мышкине нет при этом и приниженности. Он обладает особым внутренним достоинством, которое заключается в его мужественной кротости и самоотверженности. Он не может перестроить мир. Он призван его спасать, жертвуя собой. Активность князя в романе гуманна, а его добро наступательно, но не агрессивно и не насильственно. И князь Мышкин на какое-то время объединяет всех, но не может справиться с погрязшим в себялюбии и пороках обществе. Не может охватить своей любовью всех. Финал романа трагичен. От руки Рогожина погибает Настасья Филипповна, князь сходит с ума. Однако в таком страшном завершении нет безысходности. Достоевский подчеркивает, что дело не в практических результатах, а в том, чтобы привить миру высокие идеалы человечности, любви и красоты. И это через личную (да и не только личную) трагедию удается совершить Льву Мышкину, о чем говорит судьба всех столкнувшихся с ним людей, чью жизнь он «осветил». Трагедия князя Мышкина, как и вообще трагедия, в романе не случайна. Она дает пример очищения и преображения, необходимый людям во все времена.