Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский государственный технический университет
Факультет гуманитарного образования
Кафедра филологии
Проблема литературного характера
в цикле А.П. Чехова «маленькая трилогия»
Курсовая работа студентки
группы Ф - 02
Чепарухиной И.Ю.
Научный руководитель:
канд. филол. наук, доцент
Масолова Е.А.
Оценка:
Дата
Подпись руководителя:
Новосибирск
2002
СОДЕРЖАНИЕ
1.Интерпретация понятия характер в литературоведении и
способы в раскрытии литературного характера. С. 3
2. Исследователи о своеобразии героя в творчества А.П. Чехова. С. 7
3.Анализ специфики героя в цикле А.П. Чехова «маленькая трилогия». С. 9 4.Заключение. С. 14 5.Список литературы С. 15
Характер – это наиболее актуальная проблема как в поэтическом так и в прозаическом мирах литературы. Характер литературного героя является неким стержнем для построения произведений.
Предметом нашего анализа в изображение литературного характера в произведениях А.П. Чехова, своеобразие А.П. Чехова в том, что писатель далеко не всегда стремится объяснить характер своих героев. Автор исходил из убеждения, что в природе человека нет ничего заданного, предрешенного, нет ничего такого, что способствовало или препятствовало бы воздействию обстоятельств. Корни зла и добра писатель искал не в каких – либо «извечных» свойствах натуры человека, а в его зависимости от объективных обстоятельств и в сопротивляемости этим обстоятельствам.
Для рассмотрения проблемы характера мы обратились к циклу А.П. Чехова «маленькая трилогия», так как в этих трех рассказах показаны три отношения к жизни – три типа героев. «Трилогия», в которую вошли рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» отличается от простых перекличек мотивов. В этих рассказах есть общность героев, внутренняя связь частей. «Трилогия» заставляет обратить внимание на внутреннюю черту таланта А.П. Чехова : усложнение обрисовки характеров и судеб героев.
В рассказе «Человек в футляре» учитель Беликов – активный тип герой, когда человека призывают к более высоким сферам человеческого духа.
В рассказе «Крыжовник» чиновник Чимша – Гималайский – пассивный тип героя, когда человек подчиняется слепой власти быта, теряет волю к сопротивлению, и живет в согласии с той жизнью, которая в авторском изложении воспринимается читателем, как жизнь неправедная и интеллектуально скудна.
В рассказе «О любви» главный герой Алехин – герой, который прежде чем что – то совершить, подумает, проанализирует, а потом сделает. Все зависит от него самого.
Таким образом, цикл А.П. Чехова «маленькая трилогия» - это галерея характеров и разных судеб героев.
До того как анализировать изображение литературного характера в цикле А.П. Чехова «маленькая трилогия», необходимо:
1. дать определение понятию характер;
2. выделить критерии в изображении характера.
Проблема литературного характера и способы его изображения нашли свое отражение в работах многих литературоведов. Художественный характер является «двигателем» сюжета, а принципы его построения тесным образом связаны с жанром и композицией всего произведения. Литературный характер включает в себя не только художественное воплощение личных качеств героев, но и специфическую авторскую манеру его построения. Именно эволюция характера определяет сам сюжет и его построение.
Универсальность характера дает возможность разностороннего подхода к его изучению. Определенные принципы и традиции создания литературного персонажа зависят от различных факторов: трактовки личности, своеобразие художественного метода писателя и многих других.
Для нашей работы принципиально важно выяснить: что же такое литературный характер, способы его раскрытия и функционирование в системе художественного произведения.
Прежде всего, рассмотрим ряд существующих определений характера и попытаемся сформулировать рабочее определение литературного характера, которым будем оперировать.
Исследователь в области характерологии литературного персонажа - В.В. Заманская - предлагает определять литературный характер как «подлинное средоточие художественного изображения, так как он объединяет в себе всеобщность и индивидуальность» в качестве моментов своей целостности [10;с. 38].
Характер, по определению Л.Я. Гинзбург, - это «цельность, многоплановость в образе действующего лица»,[8;с28]. А.П. Гаврилов же определяет литературный характер как «возникающую в реализме художественную структуру образа человека, которая «определяет», «материализует» диалектическое понимание единства человеческого характера и обстоятельств». А.П. Гаврилов предлагает рассмотреть характер как «целостную структуру, материализующую понимание человека как диалектическое единство общего и индивидуального» [6;с.30]. По М.М. Бахтину, характер - «такая форма взаимоотношения между героем и автором, которая осуществляет задание создать целое героя как определенной личности». [2; с.160].
Приняв во внимание все выше изложенное, можно сделать вывод, что характер - это художественная структура создания образа человека, а также форма взаимоотношение между героем и автором, которая осуществляет задание создать целое героя как определенной личности. Характер должен воспроизводить внутренний мир героя, его восприятие окружающего.
Остановимся на способах раскрытия литературного характера. Литературоведы выделяют множество способов раскрытия характеров. Несмотря на различные классификации способов раскрытия характеров, в них нет видимых несоответствий и противоречий.
Попытаемся создать некую типологию возможных способов характера.
Отталкиваясь от теории В.Е. Пешко, которая делит все способы на две группы: раскрытие литературного характера «изнутри» и «извне» [17; с.28], мы предлагаем немного измененную классификацию способов раскрытия литературного характера. По нашему мнению, для раскрытия литературного характера можно выделить четыре блока приемов изображения характера в художественном произведении:
1. внешний блок;
2. внутренний ( или психологический) блок;
3. сюжетно-композиционный блок;
4. метатекстовый блок.
К внешнему блоку способов раскрытия литературного характера относятся следующие приемы:
* авторская характеристика;
* взаимохарактеристики;
* портретная характеристика (жесты, мимика, внешность, интонация);
* интерьер, т.е. бытовой антураж героя;
* среда, норма поведения;
* пейзаж;
* диалоги и т. д.
Наиболее значимым приемом освещения персонажа извне является авторская характеристика, которую В.А. Свительский называет «оценочным вектором» характера. В.А. Свительский отмечает, что «оценочный вектор» писателя, героя и читателя могут не только совпадать, но и полностью отличаться друг от друга, также авторская характеристика определяет эстетические ценности, идеалы, задаваемые автором в произведении и выражающиеся посредством авторских характеристик [19;с.45].
М.М. Бахтин, говоря о доминирующей роли автора в произведении, подчеркивал, что автор «интонирует каждую подробность своего героя, каждую черту его, каждое событие его жизни, мысли, чувства» [2;с. 9].
Следующий по важности прием изображения характера в художественном произведении является взаимохарактеристики. В них герой показывается через восприятие других персонажей, как бы под различными углами зрения. Результатом этого является многоаспектность, довольно полное освещение характера, выделение его различных сторон.
По мнению В.В. Остудиной, наиболее эффективным приемом в раскрытии характера персонажа является принцип «монтажа» различных точек зрения [15;с. 45]. Благодаря оценкам других персонажей появляется возможность не только понять черты характера одного литературного героя, но и судить об оценивающих.
Портретные детали и бытовой антураж служат необходимыми частными приемами в раскрытии литературного характера.
Они отражают неизменяемые, статичные формы внешности, окружающего мира данного литературного персонажа.
Рассмотримвнутренний (психологический) блок освещение персонажа «изнутри». К нему относятся:
* внутренняя речь ( внутренний монолог, поток сознания );
* несобственно – прямая речь;
* дневники и т.д.
Наиболее эффективный прием самораскрытия персонажа -внутренняя речь. Для нас этот прием является одним из важнейших, так как автор все больше отдает предпочтение изображению внутренней жизни человека, а сюжетные коллизии уводятся на второй план. Одной из разновидностей внутренней речи является «внутренний монолог». Читатель «заглядывает» во внутренний мир героя, с помощью него раскрывает чувства и мысли героя. Когда автор наделяет своего героя определенным характером, психологическими особенностями, он таким образом задает развитие действия.
Другим частным случаем внутренней речи является «поток сознания», который представляет собой «зеркало» психологического состояния героя, сопровождающее полу - осознанную деятельность мозга. Отличительной особенностью потока сознания является то, что он несет информацию «не столько о характере литературного героя, сколько о его душевном состоянии» В.Е. Пешко
( стр. 30).
Несобственно - прямая речь - это способ передачи внутренней речи; «внутренний монолог» и «поток сознания» могут быть выражены через несобственно – прямую речь.
К сюжетно - композиционному блоку приемов изображения характера в художественном произведений относятся:
* сюжетные линии;
* планы взаимодействия героев произведения;
* экспозиционные материалы и т.д.
Сюжетные линии могут корректировать поведение героя, создавать такие условия, в которых раскрывается новая грань его характера. Тем же целям служат и герои (двойники или герои-антагонисты) в пределах художественного произведения. Перестройка их характеров может сигнализировать о перестройке