Смекни!
smekni.com

Я блуждаю и зову душу свою

Творчество американского поэта-новатора У. Уитмена стало своеобразной поэтической Библией. Уитмен верил в пророческое призвание поэта, который приходит на землю обновить ее, «когда теряют содержание слова и предметы». Свое новое поэтическое миропонимание поэт воплотил в сборнике поэзий «Листья травы», над которой работал в течение всей жизни. Это произведение — свидетельства космического, эпического всеобъемлющего поэтического миропонимания Уитмена. В то же время это изложение программы радикальной перестройки Вселенной, открытия и обожания Человека и Природы. Все это требовало качественно новой образности и поэтического языка. Главным героем является сам Поэт, который становится воплощением нового, свободного Человечества.

В стороне суматохе стоит мое Я

Стоит радо, приветливо, сочувственно, единственно.

Откуда же берется внутреннее совершенство поэта?

Я блуждаю и зову душу свою

Наклоняюсь, блуждая наугад, рассматриваю летнюю травину. Образ «летней травины» символизирует новая Вселенная, в основе которой не далекое холодное Небо, а теплый, живой родной зеленый мир.

Уитмен использует художественный прием «каталога», объединяя многочисленные образы людей, животных, насекомых, и утверждает гармонию всего живого.

И все они вливаются у меня, и я вливаюсь в них, И сущность моя где-то такая, как у всех них. Из них всех и из каждого из них я тку песню о себе. Поэт ведет диалог со своей душой, и именно она подсказывает ему, «что основа творения — это любовь». А источником любви поэта является Земля. А «небесные законы еще нужно доделывать и исправлять» — считает поэт.

Дерзкий солнечный свет, Ты освещаешь только поверхности, а я обнаруживаю и поверхности и глубины.

Наивысшая ценность — это Человек. Из чего же складывается его «Я»? Из действительности и времени, которые принимает поэт, из земли и моря («Я частица твоя неотделимая, я одна твоя волна и все твои волны сразу»), из всех живых существ, из душ всех людей («Я всех вас знаю, я знаю море мук, сомнений разлуки, безверия), из неизвестности («это не хаос, не смерть — это форма, единство, это план. это вечная жизнь, это Счастье»). Поэт верит в свое Бессмертие, потому что он завещает себя земле, «чтобы прорасти травой, которую люблю». Следовательно, только совершенное, духовно полное и гармоничное. Я-травинка может быть основой новой Вселенной, а не далекие небесные законы — считает Уитмен.